Авторская программа "Внедрение национально-регионального компонента на уроках окружающего мира"

Разделы: Начальная школа


... Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

“... Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно”, - сказал Н. Сладков. Использование на уроках НРК призваны как раз решать эту нелёгкую задачу. Знакомство с известными людьми, историческими достопримечательностями способствуют пробуждению интереса к истории земли, края. Бесспорные ценности - это отчий дом, школа, улица, на которой ты живёшь, всё родное и близкое, что тебя окружает.

Богатая история Республики Татарстан - уникальный источник духовного воспитания, и дети должны черпать из этого источника. Помочь увидеть красоту нашей земли, узнать о жизни людей, которые рядом с нами сейчас или жили раньше - вот главная задача и использование на уроках НРК помогут нам в этом. Эффективность такой работы будет достигнута, если в ней будут учтены и реализованы такие принципы как целостность, взаимосвязь с мировой культурой, самобытность, творческая направленность.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

Данная авторская программа разработана на основе материала учебника Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” для 2, 3, 4 классов. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Учебник 2 класса содержит 4 раздела: “Кто ты такой?”, “Кто живёт рядом с тобой”, “Россия - твоя Родина”, “Мы жители Земли”. Учебник 3 класса – 5 разделов: “Земля наш общий дом”, “Растительный мир Земли”, “Животный мир Земли”, “Человек в разные исторические времена”, “Труд людей в разные исторические времена”. Учебник 4 класса - 2 раздела: “Человек - живое существо”, “Человек и общество, в котором он живёт”. Каждый раздел поделён на темы, которые ежегодно расширяются и конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Татарстан и Бавлинского района, растительным и животным миром РТ, Красной книгой РТ и Бавлинского района, с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, РТ; Красную книгу РТ и Бавлинского района.

Основные цели программы:

  1. Дать школьникам начальной школы первичные знания об истории, традициях, национальных праздниках народов, населяющих нашу республику;
  2. Познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.

Использование НРК на уроках способствует:

  1. Обогащению учащихся конкретными знаниями о родном крае.
  2. Формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города.
  3. Формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • экологическую ситуацию в своем городе;
  • исчезающие растения и животные своей местности;
  • правила поведения в природе.

Учащиеся будут уметь:

  • подбирать литературу по теме под руководством учителя и родителей;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • работать в семейных архивах совместно с родителями;
  • вести наблюдения в природе;
  • выполнять правила поведения в природе;

Учащиеся будут воспитывать в себе:

  • бережное отношение к своему городу, к школе, к природе;
  • чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков;

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента во 2 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 2 класс часть 1, 2

Издательский центр “Вентана - Граф”)

2 класс

Всего по программе 68 часов, из них НРК 7-8 часов или 10-15 минут на каждом уроке.

Раздел

Тема урока по программе

НРК на уроке

1

Кто ты такой?

1.Что такое здоровье? Можно ли изменить себя, чтобы меньше болеть?

2.Физическая культура

Известные спортсмены Татарстана, Бавлинского района.

Посещение квартиры-музея чемпиона мира по лёгкой атлетике В. Р. Матвеева.

Урок-встреча с тренерами спорткомплекса города.

2

Кто живёт рядом с тобой.

1.Что такое семья?

2.Чем семья занимается в свободное время.

Исследовательская работа совместно с родителями: “Сколько поколений живёт в твоей семье?” (составление генеологического древа семьи.)

Традиции татарского народа. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.

Национальная кухня.

Семейный праздник: “Папа, мама, я – спортивная семья”

3

Россия - твоя Родина.

1.Родина – что это значит?

2.Чем знаменит твой родной край.

3.Мы - граждане России.

4.Знаменитые города России.

5.Как трудятся россияне.

6.Россия-многонациональная страна.

Татарстан на карте России.

Бавлинский район на карте Татарстана.

Улицы, по которым я хожу.

Заочное путешествие:

  •  “Достопримечательности столицы Татарстана и города Бавлы”.
  • Символика РТ. (флаг, гимн, герб)
  • Символика города Бавлы.
  • Наши соседи. (Республики, которые нас окружают.)
  • Урок у карты Татарстана.
  • Крупные города, посёлки РТ.

Знаменитые города: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск.

Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся.

Чем занимаются люди на селе.

Где работают родители.

Урок-экскурсия на хлебозавод (в пекарню), в пожарную часть ПЧ-14, в районный краеведческий музей.

Национальный состав Татастана.

Урок-выставка “Бабушкин сундук.” (национальные костюмы)

4

Мы – жители Земли.

1.Царство живой природы.

2.Животные. Растения.

3.Лес и его обитатели.

4.Водоём и его обитатели.

5. Природа и человек.

Урок-экскурсия к речке “Бавлинка”. Наблюдение за живой природой.

Животный и растительный мир Татарстана.

Разнообразие животного и растительного мира.

Урок-экскурсия в краеведческий музей в отдел “Живая природа”

Красная книга растений и животных Татарстана и Бавлинского района.

Урок-викторина “Жители наших лесов”.

Работа с картой РТ. Знакомство с названиями

водоёмов РТ. Значение и охрана водоёмов. (Куйбышевское, Заинское, Нижнекамское, Карабашское водохранилища.)

Реки Татарстана.

Урок-экскурсия к родникам города Бавлы.

Урок-экскурсия в лес с целью ознакомления учащихся с проблемами защиты окружающей среды.

Решение логических задач по экологии.

 Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 3 класс

Издательский центр “Вентана - Граф”)

3 класс

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Раздел

Тема урока по программе

НРК на уроке

1.

Земля - наш общий дом.

Где и когда ты живёшь?

Солнце – источник тепла.

Вода.

Что такое почва?

Природные зоны России.

Практическая работа.

Работа с картой Татарстана. (Найти и показать на карте территорию Татарстана, города Бавлы, некоторые равнины, реки.) Реки РТ.

Характеристика климатического пояса РТ.

Исследовательская работа “Сезонные изменения в природе города Бавлы.”

(метод сравнения и сопоставления) Заполнение календаря погоды.

Урок-экскурсия на родники города. Изучение и сравнение состава воды на родниках.

Анализ почвенной карты РТ и Бавлинского района.

Урок-практикум по карте. Характеристика природных зон Татарстана.

2.

3.

Растительный мир Земли.

 Животный мир Земли.

Какие растения живут на Земле.

Грибы.

Позвоночные животные.

Птицы.

Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария.

Грибы нашей местности. (использование ИКТ-презентация)

Какие рыбы встречаются в наших реках, водоёмах.

( окунь, судак, налим, ёрш, щука, сазан, карп, карась, сом, форель) (использование ИКТ)

Оседлые (глухарь, воробей, сова,...), кочующие (вороны, синицы, сорока, дятлы,...), перелётные (ласточка, лебедь,…) (использование ИКТ)

4.

Человек в разные исторические времена.

Как называли нашу страну в разные времена.

Как тебя зовут.

Какими людьми были наши предки славяне.

Делу время – потехе час.

О чём могут рассказать вещи. По одёжке встречают.

Русская трапеза.

История образования РТ.

Исследовательская работа: “Значение моего имени”

Какими людьми были наши предки татары.

(Обратить внимание на такие качества как трудолюбие,чистоплотность, гостеприимство, умение защитить свою Родину…)

Татарские национальные праздники и игры.

Исследовательская работа “Игры наших бабушек”.

Татарская национальная одежда.

 Урок-выставка по теме “Татарская национальная кухня.” (совместно с родителями)

5.

Труд людей в разные исторические времена.

О фабриках и заводах.

Фабрики и заводы Татарстана. Урок-экскурсия на нефтяной кабельный завод по производству электрокабелей.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 4 класс часть 1, 2

Издательский центр “Вентана - Граф”)

4 класс

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Раздел

Тема урока по программе

НРК на уроке

1.

Человек - живое существо.

От рождения до старости. (развитие человека)

Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.”

ЗОЖ в моей семье.

2.

Человек и общество, в котором он живёт.

1.Как человек открывал новые земли.

2.О первых школах.

3.Человек и культура.

4.Человек – защитник своего Отечества.

5.Гражданин и государство.

Урок-экскурсия в краеведческий музей города. “История нашего города.”

Первая школа города. (Экскурсия в МОУ СОШ №1)

Современная школы. (Экскурсия в МОУ СОШ№7)

Университеты, институты, техникумы РТ.

Памятники архитектуры РТ.

Урок-экскурсия. “Аллея Победы” нашего города.

Национальная одежда татарского народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РТ и Бавлинского района.

Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.)

Исследовательская работа совместно с родителями: “Мой дедушка (моя бабушка) - участник ВОВ.”

Повторение: государственная символика и государственные праздники РТ и города.

Президент РТ.

Глава администрации Бавлинского района.

Игровое занятие. Урок-диспут “Чтобы я сделал для города и района, если бы я был главой администрации”.

Литература

  1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: Учебник для учащихся 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2004. (Начальная школа ХХI века)
  2. Беседы с учителем. Методика обучения: 2,3,4 классы четырёхлетней начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  3. География Республики Татарстан: Учебное пособие - Казань: Магариф, 2002.
  4. Мясникова С.Л. Экология для больших и маленьких.- Чебоксары:КЛИО
  5. Бавлы, ты сердцу милый уголок./ Сост. Ф.Садыкова. – М.: РадиоСофт, 2001.