Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы: «Этот праздник со слезами на глазах»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Праздник проводится совместно – 3-й и 7-й классы – как коллективный проект. Вначале звучат песни: “Синий платочек”, “Фронтовики, наденьте ордена”, муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева.

На сцене ведущие. Занавес закрыт. За занавесом стоит хор.

1-й ведущий.

Навеки врублен в память поколений
Тот год в крови,
Тот снег
И та страна,
Которой даже мысль странна –
Что можно перед кем-то – на колени… (К.Симонов)

Пауза.

2-й ведущий.

“Мы погибли бы,
если б не погибали”. (Фемистокл)

Пауза.

3-й ведущий. Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

4-й ведущий. Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…

1-й ведущий. Тем, кто на века канул в фашистском плену…

2-й ведущий. Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

3-й ведущий. Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается…

4-й ведущий. Сегодня с нами те, кто в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945годов показывал образцы мужества, стойкости, железной дисциплины, умения побеждать. Низкий им поклон и большое спасибо.

Называются Ф.И.О. приглашённых ветеранов. Звучит песня “Майский вальс”, муз. И. Лученка, сл. М. Ясеня, поют ученики 3-го и 7-го кл. (В это время готовим сцену к сценке “В землянке”: выносим печурку, а впереди стойки с искусственными цветами). Вручение цветов. Хор уходит со сцены.

На сцену выходят двое ведущих.

1-й ведущий.

Шёл солдат домой с войны,
Шёл с далёкой стороны
В гимнастёрочке линялой,
Шёл домой солдат усталый.
За солдатом вдоль села
Тихо музыка плыла.

Музыкальный номер. Игра на флейте. Мелодия песни “Синий платочек”, муз. Е. Петерсбургского.

2-й ведущий.

Шёл солдат лесной тропинкой,
И сверкали в паутинках
Капли свежих майских рос.
Разлетались птицы робко,
И висел над узкой тропкой
Дым трофейных папирос.
В гимнастёрочке казённой
Да в пилоточке зелёной
Шёл, куда – не зная сам.
По разбитому просёлку
Вышел к речке и посёлку
И к весёлым голосам.

Выбегают две девушки и парень. Выходит им навстречу солдат в военной форме, в плащ-палатке, через плечо солдатская сумка.

1-я девушка. Анна, у нас такая радость! Мой брат пришёл с войны целым и невредимым. Приходи сегодня к нам в гости, мы тебя будем ждать. Правда, Алёша?

Парень. Конечно, милая. Мы будем очень рады.

2-я девушка. Хорошо, я обязательно зайду.

Девушки уходят со сцены.

Солдат.

Парень кажется знакомым…
Подступило к горлу комом…
“Помнишь, брат, как мы вдвоём…”

Парень, услышав голос, оглядывается, задумывается и вдруг вспоминает.

Парень.

“Высота тринадцать-восемь!..
Помню, брат, я эту осень”.
- Вокруг гремит, а мы поём.

Стоят, вспоминают, как это было. Раздвигаются стойки с цветами. Солдаты садятся около печурки.

Инсценировка. На сцене: один пишет письмо на планшете, второй чистит автомат, третий читает письмо вслух, (текст письма читается из-за кулис). Звучит мелодия песни “В землянке”, муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

Текст письма: “Здравствуй, Коля! Я очень рада, что ты живой. Соседям пришла похоронка. Как это тяжело. Я тебе завидую – бьёшь эту сволочь. Они не люди, таким нет места на земле. Наши почти все уже на войне… Не знаю, известно тебе или нет, Кати больше нет. В это невозможно поверить, её расстреляли. Ну, ничего, они ещё получат своё, победа будет за нами. Нам есть что защищать…”

Со сцены уносим печурку и цветы.

На сцене остаются парень и солдат.

Парень. Что задумался, служивый?

Звучит мелодия песни “В землянке”.

Солдат.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси! –
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь от глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась…
Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мёртвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе, поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождём.
“Мы вас подождём!” - говорили нам пажити.
“Мы вас подождём!” - говорили леса.
Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голосам. (К.Симонов)

Солдат стоит в задумчивости.

Парень. Что задумался, служивый?

Солдат. Дома ждут, и сами живы.

Парень.

Ну, прощай, слуга державы,
Ты налево, я направо,
Как на фронте говорят.

Звучит мелодия песни “Дороги”, муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

3-й ведущий.

И опять дорожка вьётся,

Он и плачет, и смеётся,
Вот он, милый край.
Здесь шагать уже маленько,
Здесь маячит деревенька,
Как забытый рай.
Как длинна была дорога
От родимого порога
Через всю войну!

4-й ведущий.

Шёл солдат с войны домой,
Шёл дорогою прямой,
В гимнастёрочке линялой,
Шёл домой солдат бывалый.
И пройдя огонь и бой,
Что солдат принёс с собой?
Два раненья, три медали,
Имена друзей, что пали,
Фляжку спирта для беседы,
А ещё принёс победу…

Исполняется танец. Вальс. “В лесу прифронтовом”, муз. М.Блантер, сл. М.Исаковского.

4-й ведущий. Но это было потом…

На сцене 3девушки в белых платьях и 3 юноши в костюмах.

Юноша.

Весна 1941 года.
Она начиналась экзаменом школьным,
Тревогой неясной и дорогой.
Манила на волю мячом волейбольным,
Игрою реки, тополиной пургой.

Девушка.

Июнь.… Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Девушка.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м в мае.
И вдруг…

Звучит голос Левитана о начале войны.

Учащиеся читают стихи под музыку “С чего начинается Родина?”, муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

Юноша.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы. (К.Симонов)

Юноша.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.

Девушка.

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Выходит хор и не уходит.

1-й ведущий. Это было утро 22июня 1941года. Первый бой… топот шагов.

Звучит песня “Священная война”. 1 куплет, 3 и 7 классы.

Ученик.

Война! Жесточе нету слова!
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет!
1941 год…

Один из ведущих читает отрывок из книги Б.Васильева “В списках не значился”, книга открыта.

2-й ведущий.Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

- Война! – крикнул кто-то. – Война это, товарищи, война!

… Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь неё видны были оранжевые всполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Всё вокруг выло и стонало. И было это 22июня 1941года в 4часа 15минут московского времени”.

Так писал Борис Васильев в книге “В списках не значился”.

Ученик. Внезапное, вероломное нападение немецко-фашистских армий на СССР в ночь на 22июня 1941года. Был разработан фашистской Германией “план Барбаросса”, политическими целями которого были истребление или порабощение населения СССР, военно-стратегический план предусматривал уничтожение в 1,5 – 2 месяца советских вооружённых сил - “блицкриг”, захват территории до Волги, затем до Урала. К моменту начала Великой Отечественной Войны фашистская Германия и её союзники – Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия – сосредоточили на границе с СССР 5,5млн. человек, 4300 танков и штурмовых орудий, 5000 самолётов. Советская Армия в приграничных округах имела всего 2,7млн. человек, вдвое меньше, чем у противника, 1475 новых тяжёлых и средних танков, 1540 самолётов новых конструкций.

1941год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: “Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточённых боёв”.

С 22 июня до 20-ых чисел июля малочисленный гарнизон Брестской крепости, находясь в окружении, героически оборонялся против превосходящих сил противника. Нашим бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды.

3-й ведущий.

Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…

4-й ведущий.

Может быть увидено в кино,
Может быть в романе вычитано.

Звучит песня “Нам нужна одна победа” (“Десятый батальон”), муз. и сл. Б. Окуджавы. 1 куплет, поют дети 3 и 7 классов.

Ученик.

От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну. (М.Исаковский)

Ученик.

…И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
…Гремели колёса, литые колёса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу… (М.Гриезане)

Звучит песня “Катюша”, все куплеты без повтора первого куплета, поют дети 3 и 7классов. Хор уходит со сцены.

Ученик.

Сорок первый!
Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной!
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
И на фронт уходили поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Инсценировка песни Б.Окуджавы “До свидания, мальчики!”

На сцене девушки в платьях и юноши в гимнастёрках, девушки провожают юношей на войну, в руках у них платочки. Звучит мелодия песни Б. Окуджавы “До свидания, мальчики!”, муз. и сл. Б. Окуджавы.

Девушка.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат…

Мальчики уходят со сцены по одному, девочки машут им платочками. Один юноша остаётся на сцене.

Девушки. До свидания, мальчики!

вместе

Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Девушка.

Нет, не прячьтесь.
Вы, будьте высокими.
Не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и всё-таки

Девушки. Постарайтесь вернуться назад.

Один юноша, оставшийся на сцене, читает стихотворение К.Симонова “Жди меня…”. ( Музыка больше не звучит). Потом он тоже уходит.

Юноша.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой. (К.Симонов)

Беседа двух юношей и девушки. Музыкальный фон – музыка Альбиони.

1-й. Вы помните этот день?

2-й. А вы?

3-й. Война – 4года.

1-й. 1418 дней.

2-й. И 20 000 000 погибших советских людей.

3-й. Это значит 22 человека на каждые 2метра земли.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

1-й ведущий.

С чего начинается память –
с берёз?
С речного песочка?
С дождя на дороге?

2-й ведущий.

А если – с убийства!
А если – со слёз!
А если – с воздушной
тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростёртых!
А если с недетского знания –
как
Живое становится мёртвым!

3-й ведущий.

И в пять,
и в пятнадцать,
и в двадцать пять лет
Войной начинается память.

4-й ведущий.

Здесь, в этой стране,
где непомнящих – нет,
Попробуем это представить… (К.Симонов)

Музыка Альбиони больше не звучит.

Ученик.

Июнь. Интендантство.
Шинель с непривычки длинна.
Мать застыла в дверях. Что это значит?
Нет, она не заплачет.

Мать.

Что же делать – война!
- А во сколько твой поезд? –

Мать вытирает слёзы.

Ученик.

И всё же заплачет.
Синий свет на платформах.
Белорусский вокзал.
Кто-то долго целует.

Мать.

- Как ты сказал?
Милый, потише…-

Ученик.

И мельканье подножек.
И ответа уже не услышать. (Мать уходит)
Из объятий, из слёз,
Из недоговорённых слов
Сразу в пекло, на землю.
В заиканье пулемётных стволов.
Только пыль на зубах.
И с убитого каска: бери!
И его же винтовка: бери!
И бомбёжка весь день,
И всю ночь, до рассвета.
Неподвижные, круглые,
Жёлтые, как фонари,
Над твоей головою ракеты…
Да, война не такая, какой мы писали её,-
Это горькая штука… (К.Симонов)

Выходит хор на сцену.

Ученик.

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
отстаивая право на свободу,
к победе шёл, Россия, твой солдат!

Ученик.

И не сломила, сердце не сгубила,
и душу не растлила нам война.
Видать, не человеческая сила
ему, солдату, русскому дана.

Звучит песня “Баллада о солдате”, муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М.Матусовского. Поют ученики 3-го и 7-го классов 1 и последний куплеты (первые четыре строчки каждого куплета солисты, дальше все вместе). Хор уходит со сцены.

1-й ведущий. С 5декабря наступление Красной Армии по апрель 1942 года – первое крупное поражение германских войск, крах идеи “блицкрига”, был развеян миф о непобедимости германской армии; 17 июля-18 ноября 1942года – героическая оборона Сталинграда; 1943год – контрнаступление под Сталинградом, разгром 330-тысячной немецко-фашистской группировки; январь1943года – прорыв блокады Ленинграда; Курская битва – июль 1943года, 5 августа 1943года– освобождение Орла и Белгорода. Это далеко не все переломные моменты в Великой Отечественной войне.

Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то сражение под Курском поставило её перед катастрофой.

Ученик.

Здесь сталь гремела,
Плавился гранит.
Мы были твёрже стали и гранита.
Никто у нас в Отчизне не забыт!
Ничто у нас в Отчизне не забыто!

Ученик.

Четыре взорвавшихся года.
Четыре зимы.
И четыре задымленных лета.
Где жмых - вместо хлеба.
Белесый пожар –
Вместо света.
А как это так:
Закипает
Вода
В пулемёте, -
Поймёте?

Ученик.

А сумрачный голос по радио.
“Нами…оставлен…” -
представите?
Поймёте,
что значит “страна – круговой обороны?”
А как это выглядит:
тонкий листок
похоронной
тяжёлый,
как
вечным морозом
по коже…
Мы разные были,
а вот умирали похоже.

Инсценировка. На сцене сидит женщина, смотрит в окно, ожидая сыновей с войны. Стоит стол, на нём фотографии её детей. Она смахивает слёзы с глаз, держит в руках награды. Звучит мелодия песни “На кургане”, муз. А. Петрова, сл. Ю. Друниной.

Ученик.

Пошли на смертный бой с врагами
её орлы, её сыны.
Мать, может, ожидает их годами:

Мать. Быть может, всё ж придут с войны…

Ученик.

Спит у Мамаева кургана
Под Сталинградом, сын один,
Другой – средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.

Ученик.

А самый младший у Дуная:
Медали говорят о том.
А мать всё верит, ожидая,
Что возвратятся дети в дом.

Ученик.

Сидит недвижно у порога (у дороги) - сл. автора
С застывшим каменным лицом…
А может, этот профиль строгий
На камне вырезан резцом? (Л.Забашта “Мать”.)

Ученик.

Бывает слово “ненавижу”
Звучит слабей, чем “не увижу”.
Не взрыв, не выстрел, не гроза –
А белые, как смерть, глаза
И белый голос: не увижу. – (Мать.)
Как в камень вмёрзшая слеза. (К.Симонов)

2-й ведущий. Большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина – мать.

Солдат.

Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Ученик.

Как лавиною, всё моё детство
С головой завалило войной.
Помню – бьёт пулемёт по соседству,
Всадник падает рядом со мной…
До сих пор, когда скрежет лавины
Среди ночи поднимет меня –
Всё мне кажется: руки раскинув,
Там в горах кто-то рухнул с коня. (Н. Хубиев. Лавина)

3-й ведущий. Война не пощадила даже детей. Воевали не только взрослые, но и дети.

20 000 ребят получили медаль “За оборону Москвы”, 15 249 юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, работали на колхозных полях. В госпиталях, организовывали концерты для раненых воинов.

Зина Портнова, Лёня Голиков, Валя Котик и многие другие стали героями Советского Союза, в честь их названы корабли. А сколько неизвестных героев было на той войне!

Ученик.

Тогда нам было 10 лет,
Мы помним ночь войны:
Ни огонька в окошках нет.
Они затемнены.
Кто прожил только 10 лет
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далёкий тыл.
И ночью поезд без гудка
От станций отходил.

Ученик.

Земли российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками,
Победы нашей водрузили знамя.

Хор выходит на сцену и больше не уходит.

4-й ведущий. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, самоотверженность тружеников тыла. На оккупированной территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали. Сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Никого не щадили. Следов фашистских преступлений много.

Ученик.

Слышали вы в Хатыни
Траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет,
Только раздастся он.
Кажется, ты в пустыне.
Выжжено всё дотла.
В этой военной Хатыни
Плачут колокола.

1-й ведущий. 22 марта 1943года отряд карателей согнал жителей Хатыни в один дом, и всех сожгли живыми.

Уничтожали не только советских людей на территории Советского Союза.

Фашистами была создана целая система концентрационных лагерей и превращена в инструмент репрессий и геноцида в отношении целых народов, противников фашистского режима. В Бухенвальде, Заксенхаузене, Освенциме, Майданеке, Треблинке и других концентрационных лагерях было уничтожено свыше 11 млн граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран.

Звучит песня “Бухенвальдский набат”, муз. В. Мурадели, сл. А.Соболева. Поют дети 3 и 7 классов последний куплет.

2-й ведущий. А при битве за Берлин советский солдат ценой своей жизни спас от смерти немецкую девочку.

Ученик.

Огнём охвачена акация.
Хрипит фашистский пулемёт.
Дрожа от страха, в белом платьице
По парку девочка идёт.
Крылом поверженного знамени
За Эльбу падает закат…
Бежит к ребёнку в гущу пламени
В помятой каске наш солдат.
И подхватил малютку ласково
Пропахший порохом боец,
Но сердце русское, солдатское
Пронзил нацеленный свинец.
Смельчак упал…
К нему доверчиво
Прижалась девочка. Как дочь…
Пылал Берлин с утра до вечера,
Дымясь, откатывалась ночь…

Ученик.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской –
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.

Ученик.

…В сиянье утра
Тает зарево,
И голубеет небосвод.
По парку в платье цвета зарева
Простая девушка идёт.
Пичужки вторят гаму детскому.
Искрится листьев малахит.
На горке воину советскому
Бессмертный памятник стоит.
В руке солдата меч, как молния,
Малютку к сердцу он прижал…
И смотрит девушка на воина.
Цветы, кладя на пьедестал.
Познав минувших лет страдания
И новой жизни торжество,
Сама спасённая Германия
Кладёт цветы к ногам его.

Ученик. Не в одной Германии есть памятник советскому солдату, такие памятники есть и в других городах Европы, в них увековечена память о наших воинах-освободителях во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Звучит песня “Алёша”, муз. Э. Колмановского, сл. К.Ваншенкина. Поют девочки 3 и 7 классов 1 и 4 куплеты.

3-й ведущий. Ещё не остыли орудия. Ещё догорают пожарища…ещё не подобраны убитые… Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара.

А над Рейхстагом алеет Советский флаг. В ночь на 1мая разведчики 756-го стрелкового полка 150 стрелковой дивизии Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария подняли Советский флаг над Рейхстагом.

Звучит песня “Песенка фронтового шофёра”, муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б.Ласкина. 1 и 2 куплет ведущий проговаривает речитативом, а припев поют все вместе.

Ученик.

Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава,
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо.
Два слова сняли грузный сон,
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон.

Звучит голос Левитана об окончании войны.

Ученик.

И всё! Никто не звал горнистов,
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов,
Дробил чечётку лейтенант.
Стреляли танки и пехота.
И, раздирая криком рот,
Впервые за четыре года
Палил из “Вальтера” начпрод.

Фон мелодии песни “Соловьи”, муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

Ученик.

Над мутной торопливой Тисой
И стрекот выстрелов и гул…
И кто-то пел,
И кто-то плакал,
И кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
И в полновластной тишине
Спел соловей, ещё не зная,
Что он поёт не на войне.

4-й ведущий. Но ещё то там, то тут велись бои местного значения. И это, наверное, были самые трудные бои, ведь уже было известно об окончании войны.

Звучит песня “ Последний бой”, муз. и сл. М.Ножкина. 1 и 3 куплеты, поют учащиеся 3-го и 7-го классов.

Ученик.

Промчалась весть от края и до края.
Мир победил! Окончена война!
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!

1-й ведущий. Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945года. 24 июня 1945года, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию Мавзолея В.И.Ленина знамёна разгромленных немецких армий.

Ученик.

Победа! Как она досталась?
Каким путём вы к ней пришли?
И раны были. И усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастёрках,
Где пот нещадно ткань прожёг.
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.

Ученик.

Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не всё сохранит,
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Пути фронтовые припомнятся снова,
Лишь карт пожелтевших коснётся рукой:
Снега под Москвою, дожди под Ростовом,
Апрельский туман за чужою рекой.

Ученик.

Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить!
Стираются лица, стираются даты –
Военных дорог никогда не забыть!
Далёкое время вам кажется близким,
Да нет очень близких друзей среди вас –
Пути отмечая, стоят обелиски.
Ведут о боях молчаливый рассказ.
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.
(В.Матвеев “Пути фронтовые”)

Стоят мальчик и девочка около памятника Неизвестному солдату. Стихи читают под мелодию песни “За того парня”, муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского.

Мальчик.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди,
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.

Девочка.

Он защитил тебя на поле боя,
Упал. Ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.

2-й ведущий.

Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

3-й ведущий.

Люди! Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили.
(Р.Рождественский)

Запись “Стук сердца”. Бой Кремлёвских курантов.

- Почтим память павших минутой молчания.

Минута молчания. После минуты молчания звучит песня “Журавли”, муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова, 3 и 7 классы.

Ученик.

Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете!
Никогда! Никогда! Никогда! (дети хором)

Ученик.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей.
И наших внуков внуки.

4-й ведущий.

Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

1-й ведущий.

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем Вас с великим днём!
С днём нашей Славы!
С днём Победы!

С праздником дорогие ветераны, с праздником наша любимая страна!

Звучит песня “Моя Москва”, муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского. Поют все вместе: учащиеся и ветераны, все гости.

Используемая литература

1. “Праздник – ожидаемое чудо!”. Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. Москва. “ВАКО”. 2006/

2. О.Е.Жиренко, Л.А. Обухова “Великий День Победы”. “Давно закончилась война”.

3. “Сценарии школьных праздников”. Москва. “Центр педагогический поиск.” 2003. Волохова Н.Г.