Тренинговое занятие "Отметка. Оценка. Самооценка"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Дать понятие о влиянии семьи на психическое здоровье ребенка.
  2. Развивать умение родителей диагностировать эмоциональное состояние ребенка.
  3. Расширять возможности понимания своего ребенка.

Оборудование:

  • рисунки семьи – детей данного класса;
  • плакат – мысли о воспитании;
  • правила группы;
  • бейджы на каждого участника;
  • ручки, фломастеры, карандаши;
  • листы А4;
  • магнитофон.

Ход занятия

I. Введение в работу:

Вед.: Сегодня мы с вами встретились не совсем в обычной обстановке. Круг – это особая энергетика, это возможность общения на равных, глядя в глаза друг друга.

Но эта форма предполагает работу по особым правилам (правила зафиксированы на доске – ведущий озвучивает их):

  • Внимание к говорящему;
  • Активность;
  • Правило «Стоп»;
  • Доброжелательность;
  • Здесь и сейчас.

А сейчас еще одно правило – у нас есть такой мяч – у кого он в руках – тот и говорит. Я пускаю мяч по кругу и попрошу вас сказать: С какими чувствами вы шли на эту встречу?

Ваши дети учатся вместе уже второй год. И вы, естественно, знаете друг друга. Но чаще всего это знакомство ограничивается такими сведениями: - это мама Димы, это папа Кати. Поэтому я вам предлагаю познакомится.

Упражнение «Кроссворд»

Для этого на листе бумаги напишите печатными буквами своё имя – в середине листа и сверху вниз (увеличенный лист – на доске). Затем я попрошу всех встать, и, свободно двигаясь по комнате – знакомиться с другими, пытаясь связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда. Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Для выполнения этого у вас будет 5 минут.

(По окончании – подсчитать сколько имен удалось связать в кроссворд – аплодисменты участнику у которого в кроссворде больше всех имен.)

Я думаю, те, кто не успел познакомиться с кем-то по ходу нашей встречи сумеет это сделать.

II. Основная часть.

Сегодня я хотела бы поговорить с вами о развитии самооценки ребенка. На первом собрании мы говорили о том, как влияет отметка и оценка учителя на самооценку ребенка. Я разведу эти понятия: отметка – эта цифра, которой оцениваются знания ребенка. А оценка – это эмоциональное оценивание. Поэтому вы, наверное, сами вспомните ситуации, когда «3» – это радость и «5» – тяжесть. И почему же, если учитель без всякой эмоциональной окраски объявляет детям отметки, реакция детей на одну и ту же оценку разная?

– Выслушать мнения родителей – обобщить.

Вообще самооценка – это ощущение своей ценности.

И прежде чем говорить о самооценке вашего ребенка, я предлагаю вам проверить какая у вас самооценка:

Тест «Моя самооценка»

Выберите подходящий вам ответ и запишите соответствующее этому ответу количество баллов

  1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
    а) очень часто – 1 б.;
    б) иногда – 3 б.

  2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
    а) постараетесь победить его в остроумии – 5 б.;
    б) не будете ввязываться в соревнование, отдадите ему должное и выйдете из разговора – 1 б.

  3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
    а) то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда – 5 б.;
    б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств – 1 б.;
    в) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить – 3 б.

  4. Вам показали шарж или пародию на вас, вы:
    а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное – 3 б.;
    б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его – 4 б.;
    в) обидитесь, но не подадите вида – 1 б.

  5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
    а) да – 1 б.;
    б) нет – 5 б.;
    в) не знаю – 3 б.

  6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
    а) духи, которые нравятся вам – 5 б.;
    б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся – 3 б.;
    в) духи, которые рекламировали в недавней телепередачи – 1 б.

  7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
    а) да – 1 б.;
    б) нет – 5 б.;
    в) не знаю – 3 б.

  8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
    а) да – 1 б.;
    б) нет – 5 б.;
    в) иногда – 3 б.

  9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо:
    а) да – 5 б.;
    б) нет – 1 б.;
    в) не знаю – 3 б.

  10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе один из 3 цветов:
    а) голубой – 1 б.;
    б) желтый – 3 б.;
    в) красный – 5 б.

50-38 баллов: Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать своё «я», выделять своё мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. У вас есть один недостаток – слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари».

37-24 балла: Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 балла: Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом…остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? кто внушил вам, что думающий человек постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Отвечая на любой тест мы все равно выбираем ответы, чтобы выглядеть «социально-желаемыми», и этот тест не из разряда научных. Поэтому я предлагаю вам еще один.

Тест 2 «Самооценка»

Нарисуйте 9 одинаковых кружков (показываю на доске)

По моему сигналу опустите глаза и зачеркните тот кружок, на который сразу глянете.

Интерпретация: если в центре (4, 5 кружок) – нормальная самооценка, левее – высокая самооценка, правее – низкая самооценка).

Вы можете сопоставить результаты этих двух тестов. Второй тест – это показатель вашего физиологического ощущения.

Готовы ли вы работать дальше? Я попрошу Вас показать с помощью рук ваше желание работать дальше. ( Показать скрещенные руки, открытые ладони, ладони сжатые в кулаки – ничего не интерпретируя. Для ведущего этого небольшая диагностика эмоционального состояния группы: скрещенные руки – закрытость, сжатые в кулак – злость, открытые ладони – желание идти на контакт, работать дальше. Обязательно будут участники, испытывающие негативные эмоции – Можно спросить: Можем ли мы что – нибудь сделать для вас?).

Информационная справка:

Конечно, ребенок так не сможет ответить на вопросы и будет очень сложно оценить какая у него самооценка? Но влияние семьи на становление личности ребенка велико.

Родительский дом для ребенка – первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств.

В семье ребенок должен получать эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают своё влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия и неблагополучия.

Родители, в отношениях которых образуется трещина, невольно превращают ребенка в орудие борьбы. Происходит это по большей части неосознанно. Но до того момента, пока ребенок социально и психологически созреет, чтобы разобраться в перипетиях отношений взрослых, он впитывает в себя всё: и хорошее и плохое, и полезное и вредное, становясь своеобразным зеркалом, отражающим происходящее в семье и во взаимоотношениях родителей.

Постоянно ощущая недовольство родителей, ребенок начинает воспринимать себя плохим, ни на что не способным человеком, следовательно – формируется низкая самооценка.

Если вам, родителям, действительно хочется помочь ребенку в сложном пути становления, необходимо поставить перед собой непростую задачу – узнать, каким он видит окружающий мир, семью, вас, себя.

Чаще смотрите на происходящее глазами ребенка. Это не то же самое, что поставить себя на место ребенка, и не то, что вы должны во что бы то ни стало выспросить у ребенка, что он думает, чувствует.

Я вам сейчас предлагаю попытаться встать на позицию ребенка и почувствовать, что для них – наш мир – взрослых.

Релаксация:

Сядьте поудобней, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите прокашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими.

Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет . . . представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. . . Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это. . . вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и весело убегаете вперед, но не далеко, ищете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. . . А сейчас пришло время вернутся обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Как вам было?

Какие мысли вызвала у вас ассоциация?

Работа в группах.

Предлагаю посчитаться : Яблоко, лимон, апельсин. Разделится на группы.

Я раздам каждой группе рисунки семьи детей (не вашего класса). В течении 7 минут попытайтесь понять семейную ситуацию, которую изобразил ребенок.

Каждая группа анализирует рисунок, другие группы дополняют.

По рисунку семьи, нарисованного ребенком можно увидеть:

  1. ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях.
  2. пририсовывает других людей – эмоционально эти люди сильно влияют на климат в семье.
  3. расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой.
  4. общая деятельность – хорошие, благополучные семейные отношения. Часто общая деятельность соединяет лишь несколько членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.
  5. маленькая фигура ребенка, в нижней части листа свидетельствует о чувстве неполноценности, низкой самооценке.
  6. преобладание на рисунке вещей – эмоциональная озабоченность ребенка.
  7. лучше всего вырисована, детализирована фигура самого любимого члена семьи. Если отрицательно относится к кому-либо, то рисуют этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

III. Подведение итогов.

Вы сейчас сможете проанализировать, как оценивает семейную ситуацию ваш ребенок.

Но прежде я хотела бы узнать, как изменилось ваше настроение? Что было для вас важным? (Пускаю по кругу мяч.)

Спасибо.

До свидания!

Литература:

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Издательство УРАО, 1997.
  2. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
  3. Энциклопедия психологических тестов Проф. Консультирование, проф. Отбор, проф. Ориентация. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
  4. Материалы газет «Школьный психолог». Издательство «Первое сентября».