"Численность, динамика и воспроизводство населения"

Разделы: География


Цели:

Образовательные:

  • познакомить с проблемами динамики роста населения, продолжительностью жизни и ее качеством, демографической политикой государств мира;
  • изучать понятия, связанные с типами воспроизводства населения, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой;
  • отрабатывать навыки обучающихся работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации;
  • формировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации;
  • учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

Развивающие:

  • развитие у школьников теоретического, творческого мышления;
  • развитие внимательности, логического мышления и расширение кругозора,
  • развивать память, умение систематизировать изученный материал;

Воспитывающие:

  • развитие познавательного интереса,
  • творческой активности учащихся,
  • воспитание информационной культуры;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • оценивать уровень своих знаний.

Оборудование:

  1. презентация к уроку;
  2. учебник 10 класса;
  3. комплекты заданий и дополнительного материала к 4 группам;
    • опорный конспект для заполнения по вашему региону.
    • cтатистический материал:
      1. «Рост численности населения мира в 20 веке (в млн. человек)»;
      2. «20 стран с самой низкой и высокой младенческой смертностью»;
      3. «20 стран молодых и самых старых мира»;
      4. «Страны с наибольшим и наименьшим ЕП»;
      5. «Страны с наибольшей и наименьшей продолжительностью жизни»;
      6. «Место России в мировых рейтингах».
      7. «Средняя ожидаемая продолжительность жизни».
    • карты:
      1. «Численность и динамика населения стран мира»;
      2. «Продолжительность жизни».

Ход урока

I. Вступление. Введение в тему урока:

Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут быть слова:

Встарь богатейшими странами были те,
Природа которых была наиболее обильна;
Ныне богатейшие страны – те, в которых
….. (человек) наиболее деятелен.
Генри Бокль

О ком идет речь?

Согласны ли вы с этим высказыванием, аргументируйте свой ответ.

Ответы учеников.

Мы по праву можем с уверенностью утверждать, что именно от человека (от нас с вами) будет зависеть будущее нашей планеты. Каждый человек – это неотъемлемая частица общества.

И сегодня на уроке мы будет изучать население, его динамику и изменчивость.

Знаете ли Вы?

  • Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.
  • Соответственно каждую секунду появляются 3 человека.
  • Каждую минуту – примерно 175 человек.
  • Каждые сутки – 250 тысяч человек.
  • Каждый месяц – население такой страны как Австралия или Тунис.

Посмотрите на рисунок «Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры»

По подсчетам статистиков-демографов за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд. человек.

По рисунку определите, равномерным ли был рост населения на протяжении почти всей этой истории? (Нет)

Какие изменения происходили с численностью населения, как менялась его численность? (График свидетельствует о том, что сначала рост населения был медленным, а ускорение наступило в период нового и новейшего времени.

Да, действительно, никогда еще население мира не возрастало так быстро, как в середине и второй половине 20 века.

А вот по прогнозам демографов к 2050 г. численность населения Земли (как вы думаете, увеличится или уменьшится) увеличится до 9 млрд. 258 млн., что более чем на 3 млрд. больше. Но если вы помните из 9 класса, мы говорили, что численность населения России уменьшается и происходит старение нации. А почему же ученые говорят, что численность населения мира увеличится? (Потому что кроме России в мире существуют и другие регионы, где также численность населения меняется).

Сегодня на уроке мы станем учеными-географами и попытаемся проанализировать каждый регион мира и выяснить, где численность населения возрастает, а где убывает.

Согласны быть учеными? Тогда, вперед!

II. Работа над новым материалам в группах: 

Разбиваемся по группам.

Я предлагаю каждой группе выбрать себе регион (учитель подходит к группе, она вытягивает карточку с названием региона).

Теперь получите набор материалов для работы на уроке по вашему региону.

Проверьте перечень материалов:

  • опорный конспект для заполнения по вашему региону.
  • cтатистический материал:
    1. «Рост численности населения мира в 20 веке (в млн. человек)»;
    2. «20 стран с самой низкой и высокой младенческой смертностью»;
    3. «20 стран молодых и самых старых мира»;
    4. «Страны с наибольшим и наименьшим ЕП»;
    5. «Страны с наибольшей и наименьшей продолжительностью жизни»;
    6. «Место России в мировых рейтингах».
    7. «Средняя ожидаемая продолжительность жизни».
  • карты:
    1. «Численность и динамика населения стран мира»;
    2. «Продолжительность жизни».

1. Заполните опорный конспект. (Запишите название региона, фамилии участников групп).

Задание 1. По статистическим данным своего региона «Рост численности населения мира в 20 веке (в млн. человек)» постройте график изменения численности населения своего региона.

В опорном конспекте напишите вывод, ответив на вопросы:

  • Увеличилась, уменьшилась (подчеркнуть);
  • Во сколько раз увеличилась или уменьшилась –
  • Периоды максимального увеличения –
  • Периоды максимального уменьшения –

Заслушиваем ответы всех групп.

Делаем общий вывод:

  • В каких регионах увеличилась (уменьшилась) численность населения мира (во всех увеличилась)
  • В одинаковых ли пропорциях она увеличилась (уменьшилась)? (в разных пропорциях увеличилась)
  • В каких странах произошло максимальное увеличение? (в экономически развитых или развивающихся)

Задание 2. Используя карту «Численность и динамика населения стран мира», назовите самые крупные страны в своем регионе, численность которых более 127 млн. человек и запишите их в опорный конспект. Ответьте на вопрос: к какой группе стран они относятся по уровню социально-экономического развития.

  • Европа+ США: США, Россия
  • Азия: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония
  • Африка: Нигерия
  • Латинская Америка: Бразилия

Заслушиваем ответы всех групп.

Делаем общий вывод:

  • Самые многочисленные страны относятся к региону … (Зарубежная Азия)
  • 70% многочисленных стран относят к странам (экономически развитым или развивающимся)

Задание 3. По карте «Численность и динамика населения стран мира» проследите динамику населения в современном мире своего региона. Пользуясь цветовыми обозначениями, попытайтесь проранжировать, т. е. распределить по местам следующие показатели:

  • Увеличение более чем на 1%
  • Увеличение до 1%
  • Сокращение населения

Сделайте вывод: в регионе …… можно наблюдать следующую динамику в численности населения: в большинстве стран региона численность населения за период с 2005-2006 года (увеличилась более чем на 1 %, до 1 %, сократилась), на втором месте находятся страны, где ….; на третьем месте страны, где…. .

Заслушиваем ответы всех групп.

Делаем общий вывод:

  • В каких регионах произошло увеличение численности населения от 1% –
  • В каких регионах произошло увеличение численности населения до 1% –
  • В каких регионах произошло сокращение численности населения –

Итак, в разных регионах мира население в наши дни растет неодинаково. Выскажите свои предположения, от каких факторов зависит эта динамика. (От рождаемости, смертности, ЕП).

Вспомните, мы в 9 классе изучали тему «Миграции» и говорили, что механическое движение населения. А если рассматривать жизнь человека, то можно сказать, что это тоже движение? (Да) Только это движение уже будет естественное или воспроизводство.

Попытаемся сформулировать определение, что понимают под воспроизводством:

Воспроизводство (естественное движение) – совокупность процессов …, … и … (рождаемости, смертности и ЕП), которые обеспечивают беспрерывное … и … (возобновление и смену) людских поколений.

Задание 4. Используя статистические данные в таблицах:

  • «20 стран с самой низкой и высокой младенческой смертностью»;
  • «20 стран молодых и самых старых мира»;
  • «Страны с наибольшим и наименьшим ЕП»;

Найдите и назовите страны своего региона по каждой таблице.

К странам с каким уровнем социально-экономического развития они относятся?

Экономически-развитым странам соответствует характеристика: это страны с низкой младенческой смертностью, с отрицательным ЕП, страны с преобладанием в населении людей в возрасте старше 65 лет, т.е. наблюдается старение нации.

Развивающимся странам соответствует характеристика: это страны с высокой младенческой смертностью, с положительным ЕП, страны с преобладанием в населении людей в возрасте до 15 лет, т.е. молодые страны.

Делаем выводы: от каких условий зависит уровень рождаемости и уровень смертности.

  • от условий жизни людей;
  • от социально-экономической структуры общества;
  • вовлечения женщин в производство;
  • увеличения сроков обучения детей;
  • следствия после Вов, войн.
  • от материальных условий жизни людей;
  • питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта;
  • от развития здравоохранения;
  • от войн.

Итак, мы с вами выяснили, что:

  • Экономически-развитым странам соответствует низкая младенческая смертность, отрицательный ЕП, преобладание в населении людей в возрасте старше 65 лет, т.е. наблюдается старение нации. Такие страны относят к первому типу воспроизводства, который получил название демографический кризис
  • Развивающимся странам соответствует высокая младенческая смертность, положительный ЕП, страны с преобладанием в населении людей в возрасте до 15 лет, т.е. молодые страны. Эти страны относят ко второму типу воспроизводства, называемым демографическим взрывом.

Задания 5. Определите к какому типу воспроизводства относится ваш регион? (если затрудняетесь, то посмотрите рис. 13 «Типы воспроизводства населения мира» на стр. 63 учебника).

Используя карточку выберите социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости, (для экономически-развитых стран) или cоциально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения (для развивающихся стран).

Социально-экономические причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения
  1. Высокий уровень социально экономического развития (в семье растут доходы и уменьшается число детей;
  2. Высокий уровень урбанизации – 75%, быстрый рост доходов (в сельской местности рождаемость выше, в городах рождаемость ниже);
  3. Изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей);
  4. Увеличение доли старших возрастов – «старение нации», уменьшение возраста молодых;
  5. Последствия войн, военных конфликтов, терроризм;
  6. Производственный травматизм; техногенные катастрофы; автомобильные ежегодно уносят до 270 тыс. человеческих жизней, в ДТП погибает 80 тыс. человек; несчастные случаи;
  7. Смертность от болезней (СПИД, рак, …)
  8. Природные катастрофы.
  1. Низкий уровень развития экономики с преобладанием сельского хозяйства;
  2. Невысокий уровень урбанизации – 41 % (в сельской местности рождаемость выше);
  3. Своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
  4. Подневольное положение женщин, ранние браки;
  5. Использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры;
  6. Запреты по планированию семьи в мусульманских странах.

 Вывод: развивающиеся страны оказывают и будут продолжать оказывать решающее воздействие на численность и воспроизводство населения, в первую очередь определяя демографическую ситуацию во всем мире.

Знаете ли Вы?

Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

  • Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье.
  • Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком.
  • У Льва Толстого было 13 детей.

Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца, в младенчестве умерло всего 2 ребенка.

В наше время большинство стран стремиться управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику.

Что значит управлять государством? (применять какие-то меры)

Тогда, кто может сказать определение демографической политики?

Демографическая политика – система мероприятий, проводимых государством и направленных на увеличение или уменьшение численности населения.

Мероприятия или меры, которые предпринимает государство могут быть трех видов: экономические, административно-правовые и пропагандистские.

Используя карточку, установите соответствие между примером и типом мероприятий.

Экономические Административно-правовые Пропагандистские
  1. Оплачивать отпуска и различные пособия на детей;
  2. Различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы
  1. Законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношения к абортам;
  2. Положение матери и детей в случае распада семьи;
  3. Режим труда работающих женщин.
  1. Направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;
  2. Определяют отношение к религиозным и другим традициям
  3. Отношение к политики планирования семьи;
  4. Отношение к половому воспитанию и образованию молодежи.

Разобрав меры, может кто-то попробует более полное, точное дать определение демографической политики?

Демографическая политика – система административных, экономических и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

А что во всех странах демографическая политика будет одинаковая? (нет) А с чем это будет связано? (Это будет зависеть от демографической ситуации в стране.)

На что будет направлена демографическая политика в странах 1 типа воспроизводства, т.е. в экономически развитых странах? (на увеличение численности населения)

На что будет направлена демографическая политика в странах 2 типа воспроизводства, т.е. в развивающихся странах? (на уменьшение численности населения).

Вы уже определили к какому типу воспроизводства относится ваш регион. Тогда получаете следующее задание:

Задание 6. Используя карточки-подсказки, попытайте определить мероприятия, которые будет проводить государство в вашем регионе. Можете предложить свои мероприятия, которые могли бы проводиться странами для решения демографических проблем.

Демографическая характеристика в странах 1 типа воспроизводства Демографическая характеристика в странах 2 типа воспроизводства
  1. Стимулирующие экономические меры;
  2. Стимулирование многодетности;
  3. Единовременные ссуды молодоженам;
  4. Пособия на рождения ребенка;
  5. Ежемесячные пособия на детей;
  6. Оплачиваемые отпуска.
  1. Стимулирование малодетности;
  2. Пропаганда преимуществ малодетной семьи;
  3. Создан комитет по плановому деторождению, на рождение ребенка надо получить разрешение;
  4. Установлен поздний возраст вступления в брак;
  5. В период учебы браки не разрешаются;
  6. Проводится массовая добровольная стерилизация.

В настоящее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения.

Как вы можете объяснить понятие «качество населения»?

Какие условия жизни людей надо учитывать, говоря о качестве населения?

  • Экономические – занятость, душевой доход, калорийность питания;
  • Социальные – уровень здравоохранения, безопасности граждан;
  • Культурные – уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией
  • Экологические – состояние окружающей среды.

Задание 7. По таблице со статистическим материалом «Страны с наибольшей и наименьшей продолжительностью жизни» и по карте «Продолжительность жизни» определите страны своего региона и среднюю ожидаемую продолжительность жизни в регионе.

Вывод: Ответьте на вопрос: Какой регион мира является долгожителем в среднем, а какой – выделяется самой маленькой продолжительностью жизни?

Итак, показатели средней ожидаемой продолжительности жизни в регионе распределены следующим образом:

  • Экономически развитые страны – 72-79 лет.
  • Развивающиеся – 62-66 лет
  • Наименее развитые страны – 51-52 года. 

Задание 8. Как вы думаете, изменилась ли продолжительность жизни за последние 30 лет? Для доказательства используйте данные таблицы «Средняя ожидаемая продолжительность жизни» на примере некоторых стран. Сделайте вывод, попытайте объяснить, с чем это связано.

Страна Средняя ожидаемая продолжительность жизни
1970 год 2005 год Разница
1. Европа и США      
Швейцария 73,8 80,7  
Франция 72,4 79,6  
Австрия 70,6 78,9  
Германия 71 78,7  
Португалия 68 77,2  
Россия 69 64,8  
Белоруссия 71,5 68,4  
США 71,5 77,4  
2. Зарубежная Азия      
Вьетнам 69,3 72,4  
Китай 63,2 72  
Армения 70,8 71,4  
Филиппины 58,1 70,3  
Пакистан 51,9 63,6  
Индия 50,7 62,9  
3. Африка      
Нигер 40,5 54,5  
ЮАР 53,7 53,4  
Конго 54,9 53  
Свазиленд 49,6 43,9  
Замбия 50,1 36,2  
Тунис 55,6 73  
Египет 51,1 69,8  
4. Латинская Америка      
Уругвай 68,7 75,3  
Эквадор 58,8 74,2  
Парагвай 65,8 70,8  
Гаити 48 58,1  
Чили 63,4 77,9  
Аргентина 67,1 74,3  

Вывод: Рост и изменение продолжительности жизни – несомненный успех страны. Падение продолжительности жизни в той или иной стране прямо означает провал проводимой в стране политики, выбранного пути общественного развития. Ведь то, что люди начинают жить меньше, означает, что общественная система работает против людей, не помогает жить, мешает им жить, не создает стимулов для жизни, не дает людям уверенности в том, что они нужны.

Средняя продолжительность жизни – ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятности. Зависит от биологических особенностей, наследственных, от условий питания, труда, быта.

Еще один показатель, характеризующий качество жизни людей на той или иной территории, это ИЧР – индекс человеческого развития – сложный показатель, результирующий три основополагающих элемента: здравие и долголетие людей, интеллектуальное развитие людей (доля грамотных среди взрослых, вовлечение жителей в начальное, среднее и высшее образование), благоденствие (учитывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательской способности).

Место России в мировых рейтингах. 

По индексу человеческого развития По средней ожидаемой продолжительности жизни (лет) По доле грамотных среди лиц старше 15 лет По комплексному показателю вовлеченности в образование (%) По ВВП на душу населения (долл.)
1. Исландия (0,968) 1. Япония (82,3) 1. Грузия (100) 1. Австралия (113) 1. Люксембург (60228)
8. Япония (0,953) 9. Канада (80,3) 8. Казахстан (99,5) 11. Франция (96,5) 2. США (41890)
10. Франция (0,652) 11. Франция (80,2) 9. Таджикистан (99,5) 14. Швеция (95,3) 18. Франция (30386)
65. Маврикий (0,804) Испания (80,5) 10. Россия (99,4) 19. США (93,3) 56. ЮАР (11110)
66. Босния и Герцеговина (0,803) 31. США (77,9) 11. Украина (99,4) 29. Венгрия (89,3) 57. Малайзия (10882)
67. Россия (0,802) 119. Россия (65) 12. Армения (99,4) 30. Уругвай (88,9) 58. Россия (10845)
68. Албания (0,801) 121. Бутан (64,7)   31. Россия (88,9) 59. Мексика (10751)

Итак, в каких же странах жить приятнее? Обоснуйте свой ответ.

III. Итог урока.

Используя составленные вами опорные конспекты, кратко дайте характеристику своего региона.

  • Что нового вы узнали об этом регионе?
  • Что вам хотелось бы еще узнать?
  • Что вас поразило, удивило сегодня на уроке? 

IV. Рефлексия.

(Анонимная анкета)

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах. Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ.

  1. Понравилось ли работать в группах?
    Да Нет Не знаю
  2. Насколько ваша группа справилась с заданием?
    Полностью.
    Частично не выполнила.
    Не справилась с заданием.
  3. Оцени свою активность в работе группы.
    Был активен (старался везде поучаствовать).
    Был активен большую часть времени.
    Не очень активен.
    Пассивен.
  4. Кто в твоей группе был максимально активен?
    Поставь оценку каждому члену группы.

Спасибо вам за урок.

V. Домашнее задание:

  • тема 3, параграф 1.
  • Дополнительно: найти материал о проведении демографической политики на примере любой страны.