Интегрированный урок (информатика + астрономия) по теме "Диаграммы в Excel. Планеты Солнечной системы"

Разделы: Астрономия, Информатика


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, интегрированный урок

Цели и задачи урока:

  • Дидактические: обобщить и систематизировать знания полученные при изучения темы электронные таблицы Excel, построения диаграмм, а так же работа в браузером InternetExplorer, обобщить знания учащихся по теме планеты Солнечной системы и найти вес тала на каждой планете и сравнить их с весов на планете Земля.
  • Развивающие: развивать способности самостоятельного анализа представляемого материала, творческого самовыражения при составлении диаграмм; развивать образное мышление
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к технике, воспитывать учащихся как личность гражданственную, творчески мыслящую, инициативную, подготовленную ориентироваться в окружающей действительности

Методы обучения: наглядно-практический, проблемно-поисковый, практический

Дидактическое оснащение урока и ТСО КУВТ-2003-2007, проектор, слайды с формулами, слайды с диаграммами, слайд с табличкой Excel, карточки, диск «Космос – вперед к звездам», данные из Internet по адресуwww.soarviews.com/eng/solarsys.htm , плакаты «Планеты Солнечной системы»

Ход урока

Постановка цели урока

Включить диск «Космос» с музыкальным сопровождением и заставкой

Вступительное слово учителей:

Сегодня мы проводим необычный урок. Тема урока: Диаграммы Excel. Планеты солнечной системы.

Сегодня на уроке мы проведем исследования из закона Всемирного тяготения, рассчитаем вес человека на каждой планете и с помощью электронных таблиц Excel построим сравнительные диаграммы для ускорения свободного падения и веса человека на каждой планете.

Сегодня мы отправимся с вами в далекое путешествие. Конечно, за урок никакого реального путешествия в пространстве не совершить, но современный мультимедиа компьютер, подключенный к сети Internet, позволяет совершать увлекательные познавательные путешествия, не выходя из класса. И вот сегодня мы посетим планеты Солнечной системы.

А ведь реальный полет на ближайшее небесное тело – луну – уже был совершен. В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин первыми в истории человечества ступили на Луну. Перенесемся в 1969 год.

С диска покажем видеофрагмент

Можно взять видеофрагмент «Полет на луну из энциклопедии Кирилла и Мефодия или с сайта nix.nasa.gov

Всесторонняя проверка знаний

Вопрос: Как бы вы себя чувствовали на луне? Почему Нил Армстронг так странно передвигается?

(Там меньше сила тяжести... Его вес уменьшился в 6 раз. Вот он и скачет как заяц. Мы тоже стали бы легче в 6 раз)

А какой вес космонавт будет иметь на других планетах? Взглянем на планеты Солнечной системы. ( на плакате)

Это реальные фотографии, полученные межпланетными станциями. Для наглядности планеты размещены рядом, желтая полоса слева – это край Солнца. Что вы можете сказать о планетах?

(Планеты делятся на две группы. Ближайшие к Солнцу (планеты земной группы): Меркурий, Венера, Земля, Марс и планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Плутон. Нептун – небольшая планета на краю Солнечной системы.)

Давайте отправимся в виртуальное путешествие по этим планетам и узнаем, сколько будем весить на каждой из планет.

(На Меркурии мы будем легче, чем на Земле, а на Юпитере нас, наверное, раздавит. Он такой огромный)

Закрепление

Учитель. Догадки правдоподобные. Попробуем вычислить вес тела на разных планетах. Как это сделать? Что для этого надо знать?

(Надо применить закон всемирного тяготения)

Напомню вам этот великий закон, управляющий движением небесных тел. Сила с которой притягиваются тела с массами М1 и М2, определяются по формуле (формула на слайде),

Приложение 1.

где r – расстояние между телами, G – гравитационная постоянная. Тело массой m, находящееся на поверхности Земли, притягивается к ней с силой (показать на слайде), где Мз – масса Земли, Rз – радиус земли, g – ускорение свободного падения земли. Эта сила приложена к телу и по величине равна весу тела (приложенного к опоре или подвесу). Так что на планете с массой Мпл и радиусом Rпл ускорение свободного падения будет равно (показать на слайде), а вес тела mgпл. Чтобы узнать во сколько раз изменился вес тела на планете по сравнению с его весом на Земле, вычислим отношение mgпл к mg: (показать на слайде).

Вопрос: Итак, что нам надо знать для вычисления ускорения свободного падения на любой планете?

(на слайде) (Массы и радиусы планет)

Вопрос: А где найти эти данные. Поищем в Internet по адресу (адрес на слайде):

http://www.solarviews.com/eng/solarsys.htm

Здесь много интересного. Правда, на английском языке. А вот и нужные данные в таблице.

Показать на компьютере

Вопрос: Как теперь провести вычисления, применив электронные таблицы Excel.

На рабочих столах компьютеров у вас уже есть копии данных из Интернета в Excel под именем Планеты солнечной системы

Приложение 2

Вопрос: Для вычисления g – ускорения свободного падения применим какую формулу?

Вопрос: Как записать ее в Excel?

Вопрос: Затем эту формулу надо откопировать, как копировать формулы в электронных таблицах?

Как найти вес тела, если масса человека 70 кг?

(P=mg)

Какую формулу ввести в таблицу?

В Е3: =С3/(В3*В3)

В F3: =Е3*70 (показать на слайде)

Откопируем ее.

И вам остается по этим данным построить диаграмму для ускорения свободного падения и для веса человека

Вопрос: Как построить диаграммы? (Мастер диаграмм)

Вопрос: Как выделить 2 не смежных столбца? (Ctrl + мышью)

Вопрос: Как установить формат числа? (Формат – Ячейка – Вкладка Число – Числовой – 1 знак – Ок)

Запишемся в журнале по ТБ.

Итак, приступаем к работе. Посмотрите информацию из Интернета под именем The Solar System. Затем, откроем документ из электронных таблиц и вводим формулы для подсчета и построения диаграмм.

Учащиеся выполняют работу под присмотром учителя, форматируют диаграммы по своему вкусу

Подведение итогов. Оценки за урок.

Вывод: Анализ графика показывает, что на Венере вес тела практически не изменится, на марсе и Меркурии уменьшится в 2 раза.

(По диаграммам на компьютере и на слайде видно)

Но самое интересное!

Вес тела на таком гиганте как Сатурн будет ненамного больше, чем на Земле. Может в наших вычислениях вкралась ошибка?

Как вы считаете?

Здесь нет никакой ошибки.

Посмотрите на данные о Сатурне (показать на компьютере с диска)

Сатурн – это газовый гигант с большим радиусом. По формуле ускорение свободного падения пропорционально массе планеты, но обратно пропорционально квадрату радиуса.

Из данных как раз и следует, что все вычисления сделаны правильно.

Благодарю всех учащихся за блестяще проведенное исследование.

(В оставшееся время посмотреть интерактивную энциклопедию Космос)