Внеклассное мероприятие "В лесу родилась елочка" (новогодний калейдоскоп)

Разделы: Внеклассная работа


Перед проведением внеклассного мероприятия идет подготовительная работа учащихся под руководством учителя, это:

  • активизация познавательной активности, подбор материала (кто такой Дед Мороз и как возник этот образ), традиции народов мира. Материал можно оформить в виде выступления или сообщения; на уроках изобразительного искусства можно нарисовать рисунки: деда Мороза, Снегурочки и ёлочки; на уроках трудового обучения желательно вырезать бумажные снежинки, необходимых для конкурса.
  • воспитание уважения к прошлому народа и его современным традициям, использование элементов русского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.

Обязательное использование музыкального сопровождения.

Цели:

  • Познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;
  • Развивать познавательную активность детей, коммуникативность;
  • Воспитывать уважение к прошлому народа и современным традициям.

Ход мероприятия

(До классного часа учащимся дается задание:

  1. Узнать, кто такой Дед Мороз и как возник этот образ.
  2. Узнать о новогодних традициях народов мира.

Ответы можно оформить в виде доклада или сообщений).

I. Введение в тему. Зимние загадки (читают родители).

Снегом засыпает,
В спину толкает,
Щеки жжет,
Идти не дает.
(вьюга)

Воет, стонет «у» да «у»,
Слов никак не разберу …
(ветер)

В новой стене, в круглом окне,
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(прорубь)

На белом просторе
Две ровные строчки.
А рядом бегут
Запятая да точки.
(лыжи)

Две сестрички, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой,
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять.
(рукавички)

Что за роспись, просто чудо!
Что за дивные цветы
На окне моем зимою
Все вдруг разом расцвели?
(морозные узоры на стекле)

Мчат с горы нас с ветерком,
На гору толкаем их
Мы с большим трудом.
(сани)

Зимой на земле лежало,
Весной в реку побежало.
(снег)

Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок.
(мороженое)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)

Звучит музыка, дети готовятся читать стихи о зиме, о Новом годе.

II. Стихи о зиме (читают дети).

  1. Сегодня праздник необычный:
    Возможно, сказка к нам придет
    И чудо, волшебство в подарок
    С собою непременно принесет.

  2. Кружевной покрыты шалью
    Все дороги и дома.
    Уж на славу постаралась
    Рукодельница зима!

  3. Новый год не за горами,
    Скоро, скоро он придет.
    Убедитесь в этом сами:
    За окном метель метет;

  4. Дед Мороз готовит сани –
    Время мчится, в путь пора!
    Дед Морозовых подарков
    Заждалась уж детвора.

  5. Бьют часы, спешат минутки,
    Торопя событий ход.
    Вся страна ждет с нетерпеньем
    Праздник сказки – Новый год!(хором)

III. Организационный момент.

Учащиеся делятся на команды (снежинки, елочки, снеговик), дают своей команде новогоднее название.

IV. Викторина.

Учитель. Начнем мы наше соревнование-викторину с традиционной разминки. В качестве вопросов предлагаю разгадать загадки на новогоднюю тему. (Загадки загадывают друг другу команды. Предлагаем такие загадки.)

  1. Кто снег белый разбросал,
    Речку крепким льдом сковал:
    С вьюгой, холодом пришла.
    Как зовут ее? (Зима)

  2. Растет она вниз головой,
    Не летом растет, а зимой.
    Но солнце ее припечет,
    Заплачет она и умрет. (Сосулька)

  3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

  4. Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)

  5. Он щиплет щеки,
    Кусает за нос. Кто он? Ответим?
    Конечно … (Мороз)

  6. 6.Не колючий, светло – синий,
    По кустам развешан … (Иней)

  7. Без досок, без топоров,
    Через реку мост готов.
    Скользко, весело, светло! (Лед)

  8. Я катаюсь на нем
    До вечерней поры,
    Но ленивый мой конь
    Возит только с горы,
    А на гору всегда
    Сам пешком я хожу
    И коня своего
    За веревку вожу. (Санки)

  9. Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком
    Но с каждым годом терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

  10. Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмешь – вода в руке? (Снежинка)

  11. Спит в берлоге он зимой
    Под большущею сосной.
    А когда придет весна,
    Просыпается от сна. (Медведь)

  12. Красавица какая
    Стоит, светло сверкая!
    Как пышно убрана.
    Скажите, кто она? (Новогодняя елка)

Звучит музыка. На доске иллюстрации: новогодней елки, Деда Мороза. (Хорошо, если их нарисуют дети.)

V. Сообщение учащегося.

1 ученик. Прообразом Деда Мороза является святой Николай, добрый чудотворец и гонитель зла.

Давным-давно в турецком городе Мира жил священник Николай. По преданию, это был добрый человек. Так, однажды он спас трех сестер из одного бедного семейства, подбросив в окно их дома узелок с золотом. После смерти Николая объявили святым, а вскоре его стали почитать верующие люди во многих уголках мира.

В разных странах доброго старика называют по – разному: в Испании – папа Ноэль, в Англии и в Америке – Санта Клаус, во Франции – Дед Январь, а у нас – Дед Мороз.

Современный Санта –Клаус в Америке появился 19 веке. Тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, через которую приходит Санта – Клаус, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.

Русский Дед Мороз – Дед Трескун, живет в Великом Устюге. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она боится Солнца, красива и немного печальна.

2 ученик. Новый год надо встречать как можно веселее и детям, и взрослым. Принято дарить подарки, танцевать вокруг новогодней елки. Накануне следует помыть и очистить свое жилище от ненужный вещей, хлама, тем самым избавиться от старых проблем, неприятностей, недугов. Войти в Новый год следует, непременно надев новую вещь.

Традиция выбрасывать старые ненужные вещи под Новый год есть также в Италии. Итальянцы выкидывают хлам демонстративно через открытые окна.

Во Вьетнаме в новогоднюю ночь в парках собираются семьи, готовят праздничную еду, забывают ссоры.

В Древнем Китае это был праздник для нищих, когда любой мог войти в дом и взять то, в чем нуждался. А если хозяин дома ему откажет, то окружающие отвернутся от него.

Новый год – праздник семейный, и отметить его следует непременно дома.

Продолжение конкурса.

VI. Пословицы и поговорки о зиме.

(Каждой команде дается по 1 пословице. Раздаются наборы отдельных слов на листах, надо составить и прочитать ее.)

  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз невелик, а стоять не велит.
  • Декабрь зиму встречает, а год провожает.

VII. Новогоднее меню.

(Каждой группе по 3 блюда. Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось название продукта или блюдо.)

ТРОТ – торт;
РИЦАКУ – курица;
ЛАСТА – салат;
ЖОНОЕМОРЕ – мороженое;
ТОШКАКАР – картошка;
БАРЫ – рыба;
ПОТКОМ – компот;
АПУСТАК – капуста;
ОТЛЕКТА – котлета.

VIII. Конкурс «Снежинка».

(Собери снежинки с закрытыми глазами. На пол разбрасываются снежинки, кто больше соберет, тот и победитель. Из каждой команды по одному игроку. Собираем под музыку.)

IX. Конкурс «Дед Мороз».

Команда игроков на доске (или ватмане) с завязанными глазами должна нарисовать Деда Мороза. Причем каждый игрок рисует определенный элемент, например: один – голову, другой – туловище, третий – руки, четвертый – ноги, пятый – мешок с подарками, шестой – посох.

  1. ГОЛОВА;
  2. ТУЛОВИЩЕ;
  3. РУКИ;
  4. НОГИ;
  5. МЕШОК С ПОДАРКАМИ;
  6. ПОСОХ.

У какой команды получился самый лучший Дед Мороз?

X. Новогодний кроссворд.

Что подарит Дед Мороз на Новый год Снегурочке?

(Отгадайте кроссворд)

  1. (шило) … в мешке не утаишь.
  2. Кто в … (лес), кто по дрова.
  3. Тульский … (пряник).
  4. Дерни за веревочку, она и бабахнет. (хлопушка)
  5. (Кот) … в мешке.
  6. Новогодняя … (елка).

Слово в центре – шляпка.

А для детей – новогодние подарки от родителей.

Учитель. (Закончите стихотворную строку).

Настало время нам прощаться,
Как жалко с вами … (расставаться)!
Я поздравляю вас, ребята,
С волшебным праздником … (зимы).
Веселья, счастья и здоровья
Желаю вам от всей … (души)!

Звучит музыка. Вручаются подарки.

Литература.

  1. «Внеклассные мероприятия в начальной школе» , Е.Н. Арсенина, Л.Б. Кислова, Издательство «Учитель», Волгоград, 2005, 185 с.
  2. «Внеклассные мероприятия в начальной школе», выпуск 2, издательство «Учитель». Автор – составитель Я.Ю. Мартынова, Волгоград, 2006, 207 с.

16.06.2010