Интегрированный урок (история + химия) в рамках Рождественских чтений: "Колокола России" (9-й класс)

Разделы: Химия, История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей колоколов как части культуры нации, выступающей в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, части мира, творимого человеком.
  2. Повторить понятия: простое вещество, аллотропия, сплавы, коррозия металлов, физические свойства металлов.
  3. Развивать умение видеть истоки особенностей менталитета русской культуры, которая сохраняет своё этническое единство и преемственность в различные эпохи жизни государства, высокую духовность народа. Учить обобщать, делать выводы.
  4. Воспитывать любовь к национальным традициям и гордость за народ, который смог пронести через все испытания свою самобытность, высокий уровень духовной культуры, оказавший цементирующее воздействие на все этнические группы, входящие в государство.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • стенд «Русь звенящая».

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Мы – жители страны, расположенной в двух частях света. Это не просто особое географическое положение. Это, хотим мы этого или не хотим, смешение в менталитете двух культур. На экране слайд. Эта особенность постоянно подогревала интерес учёных и вопросы: какова природа русской культуры - европейская или азиатская?

Многие учёные говорят о её евразийском характере, а вот Д.С.Лихачёв говорил, что русская культура всегда обладала особой сопротивляемостью к азиатским традициям и ориентировалась на Европу.

В этой связи мы сегодня поговорим о музыке Древней Руси, которая формально совпадала с некоторыми этапами европейской музыкальной культуры, но развивалась своим особым путём, определившим дух, эстетическое и стилистическое своеобразие отечественного музыкального искусства последующих столетий. В числе культурологических факторов, определивших особенности русской культуры в эпоху Древней Руси, следует выделить противоречивую ментальность. О бинарности русской культуры в эпоху Древней Руси писали многие мыслители прошлого и настоящего (П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). У нас в музыке параллельно развивался фольклор и церковно – певческое искусство при отсутствии «середины» - светского профессионального творчества вплоть до середины XVIII века. Фольклор и богослужебная профессиональная музыка Древней Руси стали носителями национального музыкального начала, той почвой, на которой выросла вся наша музыкальная классика.

Народное музыкальное творчество возникло в недрах религии, воспитывало славян задолго до образования древнерусской государственности и принятия христианства.

Язычество – обожествление явлений природы, связано с «мистикой земли» (Бердяев), с мифологическим образом «матери – земли» - заступницы.

Христианство возвестило Евангелием о высшем предназначении человека и ценности человеческой личности. Открылись неисчерпаемые возможности для духовного совершенствования людей в их извечном стремлении подняться в «соседство Бога» (А.С. Пушкин). Дан мощный толчок для развития искусства европейских стран. Это искусство стала осваивать Русь с момента своего крещения. Музыка Древней Руси тесно взаимосвязана с литературой, иконописью, зодчеством и входила в храмовый синтез искусств. Христианские эстетические ценности обусловили развитие особого символического языка искусств, воплотившего красоту и глубину духовных идеалов, обращённых к Вечности.

Канонически определено, что в православной церкви хоровое пение звучит без инструментального сопровождения. Человеческий голос был признан единственным музыкальным инструментом. Вокальная музыка считалась более совершенным и более духовным искусством, способным передать звуки и органа, и гуслей, и кимвалов.

Появление колоколов в Киевской Руси, несомненно, связано с принятием христианства. Их звучание отвечало эмоционально - эстетическим чаяниям православного человека. Но попадают они к нам с католического Запада. Заслушивается 4 опережающих задания об истории возникновения колоколов.

В изменении назначения колокольного звона и способа звона мы видим подтверждение мысли о том, что ничего просто так мы не привносили в свою культуру, шла переплавка традиций чисто европейских в традиции русского народа. Так на Западе раскачивали колокол при свободном положении языка (очепный способ звона) У нас такой звон доминирует до 14- го века. Другой способ - язычный. Колокол неподвижно закреплён на опоре, а звук извлекается свободно раскачивающимся языком. С середины 14- го до середины 17- го века у нас параллельно существуют два способа звона. А от середины 17- го до сегодняшнего дня господствует язычный звон. Почему? Во-первых, очепный звон создаёт угрозу конструкции. Во-вторых, он требует большое количество звонарей для раскачивания колокола. Ну, а главное у нас произошло изменение функций с утилитарных - на эстетические. Вопрос: как это понимать? Заслушиваются дети. Да действительно, если европейский звон был сигналом, то русский звон постепенно овладел всеми средствами музыкальной выразительности (ритмом, мелодией, гармонией, формой), воспринимая основные принципы древне - русской музыкальной эстетики.

Подчинение канонам и развитой системе символов православной службы потребовало от колокольного звона стать одним из воплощений слова, принять на себя помимо ранее приобретённых сигнальной и охранительной функций богословско-литургическую функцию, не свойственную более ни одной колокольной традиции мира. Сейчас мы прослушаем с вами монастырский звон. Звонарни из города Ростова Великого. Идёт прослушивание. Откуда такое божественное звучание? Здесь нам уместно перейти к химическому составу колокола, способам отливки. Мы переходим к химической части урока. Слово Любовь Петровне. Идёт химия.

Учитель химии: очень многих людей интересует: из чего же делают настоящие колокола? Есть ли в колоколе серебро и сколько? Малиновый у него звон или не малиновый? Какие такие есть секреты в литье колоколов, которые передаются только «посвященным»?

Обычно колокола делали из металлов. И это не случайно. Металлы обладают таким свойством, как звон. Звонче других звенят медь, серебро, золото.

Учитель химии демонстрирует опыт: на человеческий волос подвешивает обручальное кольцо и ударяет деревянной палочкой.

Но колокола чаще всего отливали и отливают из бронзы. А какие металлы входят в состав данного сплава?

Ученики отвечают: из меди и олова.

Учитель химии: как вы думаете, почему именно эти используют металлы, а не золото и серебро?

Ученики отвечают: так как эти металлы значительно дешевле.

Учитель химии: бронза была известна человечеству давно, но Россия испытывала большие проблемы с медью и оловом. Их импортировали из Европы вплоть до конца 17века. Доставляли медь англичане, датчане, шведы и голландцы, а олово – датчане и англичане. Металлы свозились на Архангельскую ярмарку, где и покупались у купцов промышленниками и государственными людьми. Иностранцы, пользуясь острым дефицитом в этих металлах            , продавали их « в деле», т.е. в изделиях, что было им выгоднее. Часто поставляли готовые колокола из Голландии из города Малина, отсюда и пошло выражение «малиновый звон». Медь и олово были объявлены на Руси заповедными товарами, но уже к концу 17 века медь разрешили экспортировать, так как ее добыча резко увеличилась. Олово в России так и не было найдено до конца 17 века. Особое внимание колокололитейному делу и взвешенная политика правительства позволили выйти на большие объемы добычи меди, что и помогло Российскому государству к концу 17 века занять лидирующие позиции в мировом колокольном производстве, которые она прочно удерживала вплоть до событий 1917 года.

Учитель химии: химический элемент олово образует два простых вещества: белое олово и серое олово. Как называется это явление в химии?

Ученики отвечают: это явление называется аллотропией.

Учитель химии демонстрирует белое олово. Из этого олова отливали оловянных солдатиков, покрывают изнутри консервные банки. Оно же входит в состав припоя и бронзы. Серое олово – мелкокристаллический порошок, имеющий скорее свойства неметалла. Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идет при температуре -33 С. Это превращение получило образное выражение «оловянная чума».

Учитель химии демонстрирует серое олово. (За две недели до урока необходимо положить белое олово в морозильную камеру). Демонстрация сопровождается рассказом учителя: история знает немало примеров, когда «оловянная чума» стала причиной многих бед и даже гибели людей. Например: при перевозке слитков блестящего олова с Дальнего Востока в европейскую часть России в 1916 г., по прибытии в вагонах обнаружили не слитки металла, а серую пыль. Другой случай (примерно в тоже время) связан с запросом военного ведомства к известному химику В.В. Морковникову. В запросе шла речь о помощи в разгадке странной порчи луженых чайников, которыми снабжалась русская армия. Чайники покрывались серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при малейшем постукивании рукой. Анализ пыли и наростов показал, что и то и другое представляет собой чистое олово без каких- либо примесей. По мнению некоторых исследователей, одной из причин гибели экспедиции Р. Скотта стало олово. Емкости с горючим были закрыты оловянными пробками, которые в условиях низких температур Антарктиды превратились в серую пыль. Большая часть горючего вытекло.

Учитель химии: итак, колокола изготавливают из металлов, а металлы, как известно, разрушаются под воздействием внешней среды. Как называется этот процесс?

Ученики: коррозией.

Учитель химии: подвергается ли бронза коррозии? Обратите внимание на этот слайд (демонстрируется слайд с фотографией колокола со следами коррозии) Как вы думаете, вот этот зеленоватый налет на колоколе результат коррозии какого металла: меди или олова?

Ученики: окрашены в зеленый цвет обычно соли меди.

Учитель химии: во влажном воздухе, где всегда присутствует углекислый газ, с течением времени образуется соединение состава (CuOH)2CO3. К какому классу неорганических веществ можно отнести это вещество?

Ученики: К классу солей.

Учитель химии: Эта соль - нормальная, кислая, основная?

Ученики: это основная соль.

Учитель химии: назовите соль.

Ученики: гидроксокарбонат меди.

Учитель химии: Разрушение бронзы идет медленно. В Суздале (незадолго до урока ребята были там на экскурсии) вы видели колокола 17в. Результаты коррозии в этом случае более заметны, чем на фотографии. Обратите внимание: бронза с течением времени темнеет. В воздухе в небольших количествах присутствует сероводород. Медь взаимодействует с ним и кислородом, при этом образуется черный сульфид меди.

Учитель дает задание по вариантам: 1в.- написать уравнение реакции получения гидроксокарбоната меди (11). 2в. – написать уравнение реакции получения сульфида меди (11). На доске эти реакции пишут те, кто быстрее справился.

2Cu +CO2 +H2O + O2 = (CuOH)2CO3

2Cu +2H2S + O2= 2CuS +2H2O

Сообщение ученика о составе колокольной бронзе. С точки зрения физической науки, колокольная бронза - обычный объект для исследований, имеющий свои собственные физические свойства. Изучая его с помощью современных методов, обнаружилось наличие двух структурных составляющих: α и δ фаз. α – твердый раствор олова и меди мягок и пластичен, поэтому количество α фазы определяет пластичность сплава.

В нем содержится от 0,1 до 15,8% олова. С увеличением его содержания, этот раствор сменяется двухфазным составом (α+δ) – это так называемый эвтектоид (механическая смесь двух фаз). В колокольной бронзе δ - фаза несет акустические свойства, а α - фаза- механические (прочность и пластичность).Относительное количество δ - фазы колеблется от 10 до 50%.

Таким образом, главная задача - получить чистый двухкомпонентный сплав строго определенного состава. Чем больше в его составе δ - фазы, то есть олова, тем лучше звук. Это достигается повышением содержания олова до 32,5%. Однако колокол, отлитый по такой рецептуре, не выдержал бы и одного удара языком из-за своей исключительной хрупкости. Поэтому у каждого мастера свои секреты состава сплава.

Учитель: Главное – чтобы колокол звучал чисто, насыщенно и долговечно, чего не скажешь о современных колоколах некоторых производителей сдаваемых в переплавку. А в заключении, я предлагаю написать небольшой тест:

В состав бронзы входят следующие металлы:

а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au

(CuOH)2СO3 - это соль

а) средняя б) кислая в) основная

Соль (CuOH)2 CO3 называется:

а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)

Дополните фразу: Коррозия – это…

Дополните фразу: Аллотропия – это…

В состав бронзы входят следующие металлы:

а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au

(CuOH)2СO3 - это соль

а) средняя б) кислая в) основная

Соль (CuOH)2 CO3 называется:

а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)

Дополните фразу: Коррозия – это…

Дополните фразу: Аллотропия – это…

В состав бронзы входят следующие металлы:

а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au

2. (CuOH)2СO3 - это соль

а) средняя б) кислая в) основная

3. Соль (CuOH)2 CO3 называется:

а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)

4. Дополните фразу: Коррозия – это…

5. Дополните фразу: Аллотропия – это…

Учитель истории: Мы поговорили о металлах, а теперь вернёмся к звонам. До 14- века используются ещё и била, так как колокол для нас всё же чужеродный инструмент. Так в Свято- Троицком монастыре колокола появились через 30 лет после смерти Сергея Радонежского. У нас поощрялось вокальное пение в силу его большей строгости, оно не мешает молитвенному общению с Богом, но по мнению отцов церкви, отказавшись от музыки в церкви, мы всё- таки высоко ценим колокольный звон. Сейчас мы прослушаем два разных звона и попытаемся их проанализировать. .Звучит Пасхальный звон (1.30) и Погребальный звон (2 мин.) Вопрос: Одинаковые ли чувства пробуждают эти звоны? Как назвали бы вы каждый из них? Специфика музыкальной выразительности в объединении двух противоположных полюсов древнерусской эстетической культуры, здесь и строгость звучания свойственное православному искусству и игровая культура народа Звучащая материя, объединяющая литургические тексты, хоровое пение и звучание музыкального инструмента - колокола. В нашей истории особое место занимают целый ряд колоколов, например, Царь Колокол. Слушаем опережающее задание. Судьба колоколов у нас такая - же сложная, как и вся история страны. Об этом сейчас расскажут ребята. Слушаем опережающее задание. А сейчас давайте обсудим. Что значит колокольный звон для современной России? Вы называете, я записываю на доске, затем послушаем, что у нас получилось.

Подводим итог. Колокола, проделав большой исторический, стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и церкви освящались звоном колоколов. Закончим наш урок звоном, который называется « Торжественный».