Московское барокко. Творения Растрелли

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

Познакомить учащихся с лучшими образцами барокко, развивать вкус, воспитывать бережное отношение к памятникам искусства.

Оборудование: видеоматериалы - Эрмитаж, московское зодчество XVII в.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изложение материала.

3. Итог урока. Коллективное обсуждение пройденного материала.

4. Организационный момент. Уборка рабочего места.

1. “Дивное узорочье” стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII–начала XVIII веков.

Стремление к парадности и богатству внешнего архитектурного убранства было чрезвычайно характерно для России.

Характерно для этого периода – сочетание национальных традиций, особенно деревянного зодчества с лучшими достижениями западноевропейского барокко.

2. Наиболее ярко черты эти проявляются в московском стиле, так называемом нарышкинском стиле (по заказчикам строительства Нарышкиным, родственникам матери Петра 1). Это здания дворцов, церквей, беседок, парковых павильонов.

Московское барокко отмечает обилие пышных декоративных украшений, нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав, вычурные наличники дверей и окон, пилястры белого цвета на ярко красном фоне кирпичные стен, широкое использование зеленых, желтых, голубоватых изразцов, терракотовых фризов.

Терема и храмы напоминали сказочные сооружения.

Образец нарышкинского барокко-церковь “Покрова в Филях”.

Она стоит на холме у Москвы-реки. Храм имеет высокий подхлест, на арках которого расположена терасса-гульбище с тремя лестницами-маршами. Здание окружено с четырех сторон полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен очень умело.

Карниз и белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок. В проеме верхнего восьмерика расположена колокольня (тип храма “иже под колоколы”). В едином ритме многоярусной композиции нет тяжести, а удивительная легкость. Ярусы украшены карнизами с “петушиными гребешками”. Наверху восьмигранная главка.

К Московскому барокко относится церковь Троицы в Никитниках.

Храм возвышался на холме в центре города. Обилие карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Пять глав и три ряда кокошников придают ему торжественность и праздничность.

Черты Московского барокко можно обнаружить в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Ростове Ярославском.

Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли

Самые яркие творения Растрелли в Санкт-Петербурге. Итальянец родился во Франции, получив образование за границей, он работал только в России. “Граф Растрелли…искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил”. Поэт Э. Д. Кантемир

Он, русский сердцем, родом итальянец
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румяней,
и на снегу выращивал дворцы.

Он верил, что их пышное цветенье
Убережет российская зима.
Они росли-чудесное сплетенье,
Живой мечты и трезвого ума

В. Рождественский

Зимний дворец украшает центр города на Неве, в нем расположился Эрмитаж. Это гимн барокко. 1050 помещений, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Фасад длиной 210 метров. Ни один из фасадов не повторялся, каждый декорирован колоннами, скульптурными масками, вазами, статуями. В состав коллекции входят русские иконы, портреты, оружие, знамена и др.

Загородные сооружения Петергофский и Большой Царскосельский дворцы. Великолепные интерьеры дворцов выстраиваются в анфиладу зал. Торжествуют драгоценность отделки:тончайшая позолоченная резьба, лепнина, янтарь, бронза, сверкающий паркет. В залах царство орнамента: упругие побеги, завитки и раковины (рокайли). Интерьеры Растрелли переполнены светом, который льется в огромные окна, отражается в зеркалах простенков, в зеркальных пилястрах. Игра света уничтожает материальную оболочку стен, создавая иллюзию бесконечности пространства.

Темы рефератов:

-Барокко и его характерные черты

-Церковь Покрова в Филях - первая барочная постройка в Москве

-Барочные постройки Ф. Б. Растрелли в Петербурге

Вопросы:

-Каковы черты архитектурного западноевропейского барокко?

-Какие особенности характерны для сооружений московского барокко?

-Какой смысл заключен в его главной характеристике – “дивном узорочье”?

-Какие шедевры нарышкинского барокко вы знаете?

-Какие произведения архитектуры 17-18 веков вы отнесли бы к стилю барокко? Почему?

Литература

“Нарышкинское барокко в Москве”.

“Петербург В. Растрелли”.

“Дворцы В. Растрелли в С.-Петербурге и пригородах”.

Дополнительная литература

1. Б. Р. Виппер “Архитектура русского барокко”.

2. Дасса Ф. “Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 г”. М. , 2002.

3. Искусство 17века М. , 1995 История искусства.

4. “Мастера искусства об искусстве” под ред. А. А. Губера М. , 1967 Т. 3.

5. “История русского искусства” под ред. В. И. Плотникова М. , Изобразительное искусство 1980.