Эссе "Принципы преподавания исторического краеведения"

Разделы: История и обществознание


Один из знаменательных показателей положительных перемен в современном российском образовании - изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания. Пересмотрена роль провинции в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны. Это отражает и характерное для мировой исторической науки конца

20 века возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к локальной истории.

Историческое краеведение в РФ не так давно обрело статус самостоятельного предмета школьного учебного базисного плана. Наконец-то всем стало ясно, что воспитание патриота и гражданина демократического государства невозможно без воспитания любви к своей малой родине. А любовь эта начинается со знания истории своей семьи, своего города, своего края; со знания современной ситуации в регионе; с понимания места и роли твоей малой родины в масштабах страны.

Историческое краеведение, или региональный компонент истории, предполагает изучение типичного и особенного в развитии региона в контексте базового содержания предмета "История".

Концепция модернизации российской школы предполагает изменение самой образовательной идеологии - от знаний к деятельности. Определяется и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации, способность к самообучению, организация самостоятельной работы учащихся, формирование умений по применению знаний в новой ситуации. Все это можно сформировать у учащихся и через уроки исторического краеведения.

На уроках исторического краеведения, истории и обществознания я реализую следующие дидактические цели:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, истории родного края.
  • Дать яркие, образные представления о событиях, явлениях, людях нашего края и особенностях их развития, показать специфику региона.

Развивающие:

  • Формировать общеучебные и специальные умения и навыки.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  • Активизировать познавательную деятельность и самостоятельную работу

Воспитательные:

  • Способствовать социализации личности.
  • Способствовать воспитанию патриота, гражданина, россиянина.
  • Продолжить формирование нравственных качеств личности на примере жизни наших известных земляков.
  • Показать возможность применения своих сил и знаний на родной земле (профориентация).
  • Воспитывать социальную ответственность личности через отношение к конкретным проблемам региона.

Основные принципы педагогической деятельности:

Принцип

Содержание

Реализация

1. Целенаправленность процесса обучения. Каждый ученик работает в режиме развития в соответствии со своими личностными целями. -самостоятельная работа

-разноуровневые задания

-выбор задания

-выбор роли в группе

2. Равенство и способности всех. Важен успех каждого.

Каждому важен свой успех.

- поощрения

-включение в деятельность

3. Приоритет теоретических знаний. Значимыми для ребенка становятся не знания, как таковые, а способы их добывания, способы умственных действий. -разнообразие методического аппарата урока
4. Открытость. Дополнение, видоизменение информации. -творческие задания

-внеклассная деятельность

5. Коммуникативность Развитие коммуникативных навыков. -интерактивные методы

-атмосфера сотрудничества

6. Рефлексивность. Понимание полученных знаний, осознание собственного участия, критическое отношение к своей деятельности -анализ уроков и внеклассных мероприятий

-подведение итогов

-разнообразные виды рефлексии

В течение своей педагогической деятельности я преподавала историческое краеведение по-разному:

Эпизодическое преподавание:

Уроки "Наш край в:веке" в курсе истории России.

Тематические классные часы.

Интегрированное преподавание (блоки уроков):

5-7 классы - в курсе обществознания по 5-7 уроков.

8-9 классы - в курсе истории России по 10-14 уроков.

Систематический курс в 9-х классах в 2008-2009 учебном году.

Всегда вела активную внеклассную работу по краеведению.

Современные уроки исторического краеведения, по-моему, должны быть очень легкими, изящными, интересными и доступными. Они должны выгодно отличаться от других уроков, ведь на них речь идет о таком родном, близком, знакомом. Эта опора на уже имеющиеся знания облегчает преподавание краеведения. Кроме того, на уроках исторического краеведения можно применять и использовать то, что на других предметах невозможно или ненужно. Уроки краеведения могут помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии, которая будет востребована в своем родном городе.

В ходе своей педагогической деятельности я выделила некоторые особенные принципы преподавания исторического краеведения. Реализую их через разнообразные методические приемы.

Принципы преподавания исторического краеведения

Яркость, образность представляемого материала:

Что я использую? Примеры заданий для учащихся
Видеоматериалы:

"История Московского тракта"

"Вятская земля - кладовая ремесел"

"Анкушино"

"В зеркале истории. Хлынов. Вятка. Киров"

- ответить на вопросы после просмотра

- составить вопросы

- выделить главную мысль

- выделить какие-либо объекты

- перечислить что-либо

-пересказать содержание фильма и т.д.

Иллюстративный материал:

Портреты

Репродукции картин

Рисунки

Фотографии

Открытки

Карты

Схемы

Театральные буклеты

Буклеты музеев города и области

- описание чего-либо

- характеристика по портрету

- сочинение по картине

- выражение впечатления

-анализ статистических данных

- работа с картой

- игра "Мозаика" (сложи слово из букв)

-оценка полиграфических качеств

Выставка книг, журналов и другой печатной продукции - знакомство с литературой

- анализ информации

Аудиоматериалы:

Вятская гармонь

Колокольные звоны

- формирование положительного настроя

- выражение впечатления

- характеристика промысла

Доступность информации, ее адаптированность для учащихся:

Характеристика источника информации Примеры источников информации
Адаптированная информация. Учебно-методический комплекс Г.А.Клестовой:

1. "Вятка в 18-19 вв.", учебное пособие для 8 и 10 классов, 2002.

2. "На земле Вятской", учебное пособие для младшего и среднего школьного возраста, 2006.

3. "Вятская земля с древнейших времен до конца 20 века", рабочая тетрадь, 2007.

4. "Вятка-Киров,20 век", раб. тетрадь, 2004.

Мансуров В.М., Лахман А.И. "Родной край".

Неадаптированная информация. Энциклопедия земли Вятской.

Монографии и работы разных авторов.

Исторические документы. Хрестоматия по истории Кировской области.

"Странички истории Вятской земли" под ред. М.Судовикова, В.Коваленко.

Поэзия:

Стихи

Песни

Частушки

и др.

Стихи этих поэтов использую на уроках:

Овидий Любовиков

Маргарита Котомцева

Маргарита Чебышева

Вера Федорова

Вера Лалетина

СМИ Газеты:

"Вести"

"Вятский край"

"МК на Вятке"

"Вятский спорт"

"Про город" и другие

Журналы:

"Вятская культура"

"Лиза" и другие

Демонстрация чего-либо, предметность:

Организация мини-выставок на уроке краеведения:

Темы выставок на уроке Предметы, вещи (личная коллекция)
"Визитная карточка Вятки"

"Вятские промыслы"

"Символы эпохи"

Дымковская игрушка.

Изделия из лозы, соломки, капа, дерева, глины; кружево, вышивка.

Старые бумажные деньги, монеты, ордена, значки.

Посещение культурных учреждений города:

Учреждение культуры. Цель посещения.
1. Музеи:

Диорама

Музей народного образования

Музей К.Э. Циолковского

Музей боевой славы во Дворце-Мемориале

Музей поискового отряда "Фронт"

Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина

Художественный музей

"Крестьянская изба" в ГЦДЮТИЭ

Увидеть настоящие "следы истории" - вещественные и письменные исторические источники

Выполнить какое-либо творческое задание

Принять участие в каком-либо городском или областном конкурсе

2. Библиотека имени Александра Васнецова 1. Краеведческие занятия по разным темам.

2. "Васнецовские чтения"

3. Театры:

Театр на Спасской

Драмтеатр

4. Передвижные выставки по разным темам:

Выставочные залы города

ВСЭИ

1. Посмотреть спектакль

2. Посетить выставку

3. Написать отзыв-эссе

4. Создать театральный буклет

Краеведческие экспедиции (совместно с коллегами - учителями истории Краевой Ириной Аркадьевной, Клестовой Галиной Анатольевной):

год маршрут результаты
2001 Киров - село Русское Создан учебный видеофильм "История Московского тракта".

Творческие работы учащихся были представлены на школьной научно-практической конференции.

2005 Киров - село Анкушино Юрьянского района В течение 5 дней была расчищена и обихожена Крестовоздвиженская церковь.

КлестоваГ.А. опубликовала статью в журнале "Вятская культура" (№3 за 2006 год).

Экскурсионные поездки по родному краю:

Город Слободской

Село Рябово Зуевского района -родина художников Васнецовых

Город Орлов

Связь с современностью:

Творческие задания (варианты):

Его именем названа улица нашего города

Герб семьи (рисунок и описание)

Родословная

Адреса эвакогоспиталей в годы войны, а что там сейчас?

Расскажи о своей фамилии

Встречи с интересными людьми:

Краевед и коллекционер Шершнев Михаил Николаевич

Художник Дедова Татьяна Павловна

Искусствовед Доронина Наталия Дмитриевна

Вятский казак Прилуков Анатолий Яковлевич

Мастерица "дымки" Баранова Галина Ивановна и другие

Создание позитивного настроя, извлечение опыта из негативных ситуаций и событий, освещение различных точек зрения.

Практическая направленность полученных знаний:

Выполнение творческих заданий:

Творческие задания для учащихся Где их можно увидеть и услышать?
1. Сочинения по картине

2. Эссе "Мое отношение к своей малой родине"

3. Рисунки

4. Поделки:

кукла-закрутка

амулеты-обереги

открытки

глиняная игрушка

вышивка

пасхальные яйца

5. Кроссворды

6. Доклады, сообщения

7. Буклет о любом вятском городе

8. Отзыв об экскурсии

9. Фотографии

Выставки в кабинете истории №312

Классные часы

Родительские собрания

Секция общественных наук НОУ

Итоговая конференция школьного НОУ

Областной конкурс "Вятская шкатулка"

Городской конкурс рисунков "Мир васнецовской сказки"

Конкурс докладов и сочинений в ходе "Васнецовских чтений" в библиотеке Васнецова

Конкурсы в ГЦДЮТИЭ

Школьная газета "New'ся"

Фестиваль "Портфолио" (г.Москва)

Летопись 5 Б класса "Как мы прожили этот год?" за 2007-2008 учебный год

Фотолетопись 5 Б кл.(2007-2008уч. год)

Фотолетопись 6 Б кл.(2008-2009уч. год)

В 2006 году на городских "Васнецовских чтениях" дипломы за свои исследовательские работы получили ученицы 10 А класса: Гринь Дарина, Жукова Елена, Пронченко Кристина, Шестакова Зинаида.

В 2007-2008 учебном году на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" в издательский дом "Первое сентября"

(г. Москва) была отправлена работа ученика 8 Б класса Краева Сергея "История простого солдата", в которой он рассказал о своем прадедушке-участнике Великой Отечественной войны.

В 2007 году на конкурс фотографий "Горизонт" в ГЦДЮТИЭ были направлены работы ученика 6 Б класса Виноградова Максима.

В 2008 году на "Васнецовские чтения" были представлены исследовательские работы 10 учащихся 6-х классов "Расскажи о своей фамилии". На базе этих работ была сделана электронная презентация.

Краеведческие праздники и интеллектуальные конкурсы:

Школьные краеведческие олимпиады

Городская олимпиада по краеведению

"Колесо истории на Вятке"

"Праздник русского чаепития"

Личная сопричастность к изучаемому материалу (личные впечатления учителя, его практические умения и навыки):

Демонстрирую свои поделки (вышивка бисером, тряпичные куклы и др.)

Рассказываю о туристических походах и экскурсионных поездках в свои школьные годы, о современных поездках и посещениях культурных учреждений города

Показываю личные вещи, предметы, книги и др.

Обмен опытом с коллегами:

Открытые уроки и классные часы по истории родного края

Выступления на семинарах и курсах:

февраль 2005 - областной краеведческий семинар

октябрь 2005 - областной краеведческий семинар

декабрь 2006 - областной краеведческий семинар

апрель 2007 - областные курсы учителей краеведения

декабрь 2008 -прошла во 2 тур очно-заочного конкурса учителей исторического краеведения, посвященного 520-летию вхождения Вятского края в состав Российского государства.

март 2009 - II место областного конкурса учителей исторического краеведения, посвященного 520-летию вхождения Вятского края в состав Российского государства.

Посещаю краеведческие мероприятия и уроки своих коллег.

Таким образом, я стараюсь сделать свои уроки максимально интересными, веду внеклассную работу по краеведению. Даю возможность учащимся проявить себя, развить свои творческие способности, показать свои умения, свои результаты другим. Моя работа находит живой отклик в сердцах детей, они положительно к ней относятся, активно участвуют, высказывают свои мнения.

Очень интересно смотреть, как люди жили раньше, и сравнивать, какой город был раньше и какой стал сейчас. (Душа Елена)

Благодаря экскурсии в Диораму у меня появилось желание узнать больше о своей исторической родине. (Старикова Ксения)

Мне нравится, что вятские люди все очень стойкие, добросердечные, заступники своей Родины. Изобилие животных и богатая природа завораживают взгляд. (Гринь Дарина)

Родина - место, где ты родился, всегда будет в твоем сердце. И никто ни за что не променяет свою родину на другую. (Волков Константин)

Меня радует, что мои ученики испытывают радость от познания нового о своей семье, о своей малой Родине, что они могут поделиться самостоятельно добытыми сведениями с другими. Школьные уроки краеведения способствуют формированию любви к своей малой Родине, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, будь то природные богатства, памятники культуры или обычаи и традиции наших предков.

Мое отношение к своей малой Родине созвучно с автором этих строк:

Ты мне с марта по март дорога.
Твои маки люблю и пырей.
Ты со мною нежна и строга -
Я одна из твоих дочерей.
Не из самых красивых с лица,
Не из самых удачливых, пусть!
Но верна я тебе до конца,
Словно реченьке ивовый куст.
В твоей речке живая вода,
Хлеб твой черный - мне лучшая снедь.
И скажу я тебе: никогда
За меня не придется краснеть.

Маргарита Котомцева, учитель основной общеобразовательной школы д. Таранки Богородского района Кировской области, член Союза писателей России.