Урок астрономии по теме "Планеты земной группы"

Разделы: Астрономия


Цели урока:

Образовательные: формирование представлений учащихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения учащихся, развитие умений работать с дополнительной литературой, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Дать представление о строении и физических характеристиках планет земной группы .
  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный курс «Открытая астрономия» версия 2.6, экран, презентация «Планеты земной группы» (Приложение 1), статьи из энциклопедии по астрономии изд-ва «Аванта +».

Категория детей: учащиеся 10 класса.

План урока

Этапы урока

Время, мин.

Методы и приемы

1. Организационный момент.

5

Рассказ учителя.

2. Изучение нового материала.

5-7

Групповая работа.

Работа с дополнительной литературой.

3. Обобщение изучаемого материала.

20

Выступление учащихся.

Рассказ учителя.

Записи в тетради и на доске.

Работа с обобщающей таблицей.

4. Проверка полученных знаний.

5

Тестирование.

5. Подведение итогов.

3

Заполнение анкеты.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Между собой они делят и род: есть также и в людях
Солнце, Меркурий, Луна, Марс, Венера, Сатурн и Юпитер.
Ибо в удел получаем и мы со струями эфира
Слезы и смех, гнев, желанье, дар слова и сон, и рожденье.
Слезы дает нам Сатурн, речь – Меркурий, рожденье – Юпитер;
Гнев наш от Марса, от Месяца – сон, от Венеры – желанье;
Смех же исходит от Солнца: оно заставляет смеяться
Как человеческий ум, так равно и весь мир беспредельный

Феон Александрийский

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Учитель формулирует цель урока, дает инструкцию по работе в группе, задание для групп.

Правила работы в группах

1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища.
3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время).

Задание

Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах земной группы (каждая группа ищет сведения об одной планете):масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности.

Сведения записываются на карточках.

Слушают объяснение учителя.

2. Изучение нового материала.

Контроль за работой групп.

Учитель исполняет роль консультанта.

Работа в группах.

3. Обобщение изучаемого материала.

Дополняет рассказ учащихся, используя презентацию (см. презентацию «Планеты земной группы») и компьютерные модели (см. диск «Открытая астрономия», модель 4.3 - вращение Меркурия, модель 4.5 - фазы Венеры).

Один представитель от каждой группы озвучивает у доски сведения, найденные во время групповой работы, остальные учащиеся заполняют обобщающую таблицу. (Приложение 2)

4. Проверка полученных знаний.

Учитель предлагает учащимся небольшой тест по изученному на уроке материалу. Каждая группа получает  вариант теста, выполняет его. Далее проводится самопроверка, результаты которой заносятся в таблицу результатов.

 

Количество баллов

Группа 1

 

Группа 2

 

Группа 3

 

Группа 4

 

Выполняют тест.

Закончите начатые фразы.

1. Самая большая по размерам и массе в этой группе планет…

2. Самая маленькая планета…

3. Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет…

4. Магнитным полем и радиационными поясами из этих планет обладает только..

5. Наибольшее число естественных спутников имеет…

6. Гора Олимп есть на планете…

7. Температура поверхности днем и ночью остается практически постоянной на…

1. Меркурий
2. Венера
3. Земля
4. Марс

5. Подведение итогов.

Подводятся результаты урока. Учитель предлагает учащимся анкету, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке.

Заполняют анкету. (Приложение 3)

Ожидаемый результат

  1. Оформление представлений о планетах земной группы в форме таблицы на доске и в тетрадях учащихся.
  2. Высокая результативность выполнения тестового задания.
  3. Положительная оценка урока учащимися.