Портфолио учителя – основа самоанализа профессиональной деятельности

Разделы: Администрирование школы


В условиях модернизации российского образования требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

Проблема становления и развития профессионализма – проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта “Образование”. В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Изменяются педагогические ценности, на первый план выходит исследовательская культура, что говорит о том, что согласно новой парадигме образования учитель прежде всего должен начать преобразования с себя, а овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Современная педагогика уходит от “знаниевого” подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе, измерителей эффективности кропотливого труда учителя тоже нет. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках единой методической темы ведется работа над индивидуальной методической темой темой. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений, заслушиваются на заседаниях методического совета, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над методической темой. Конкурентоспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя” для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей. С другой стороны, у учителя должно быть “досье успехов”, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким “досье успехов” может стать “портфолио педагога”. В мировой и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов, его профессиональной компетенции. Следовательно, портфолио учителя – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.

Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку. Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применять его и как форму представления индивидуальных достижений конкретного учителя. Портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период “прозрачным” и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовке к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику

Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует. В данной работе предлагается опыт внедрения портфолио учителя в МОУ СОШ №88 г.Ярославля.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. (Словарь иностранных слов).

Согласно “Новейшему словарю иностранных слов и выражений”, портфолио может представлять собой:

– Визитную карточку , т.е  совокупность сведений о человеке, организации

– Досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы и специалиста.

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете.

Портфолио – пакет работ педагога, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности.

Цели портфолио:

  • Получение навыка работы с информацией по её своевременному сбору и сортировке.
  • Формирование устойчивого навыка планировать работу на основе анализа её результатов.
  • Повышение компетентности при оценивании своей деятельности.
  • Выработка собственного стиля работы.
  • Умение ставить цели и достигать их, видеть свои слабые и сильные стороны.

Формирование портфолио идет по замкнутому циклу:

  1. сбор информации
  2. Отбор материала, его сортировка
  3. Презентация портфолио
  4. Рефлексия
  5. Осмысление
  6. Планирование или перепрофилирование
  7. 1) и т.д.

Портфолио – “копилка” ЛУЧШИХ результатов. На этапе сбора информации должны быть ВСЕ результаты, чтобы на этапе сортировки выделить из них ЛУЧШИЕ.

Классификация портфолио

  1. По цели
  • Для себя (собственность)
  • Для представления (отчет)
  1. По содержанию
  • портфолио достижений
  • рефлексивный
  • тематический
  • проблемно-ориентированный
  1. По характеру информации
  • Информационным
  • Рабочим
  • Демонстрационно – презентационныйм
  • Научно – исследовательским
  • Проблемно – исследовательским
  • Творческим
  • Групповым (проектный).

Портфолио рефлексивный содержит материалы, оценку и самооценку достижения целей (ощущения, впечатления, размышления и т.д.)

Проблемно-ориентировочный портфолио содержит материалы, отражающие цели, процесс и результат решения проблемы.

Тематический портфолио содержит материалы работы в рамках выбранной темы.

Для организации эффективной работы с портфолио учителю необходимо обосновать необходимость самостоятельного заполнения всех страниц портфолио (в режиме реального времени).

Портфолио способствует формированию

  • критического мышления
  • лидерства
  • коммуникабельности
  • толерантности
  • креативности
  • мобильности

Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

  • Набор теоретических документов:
  • фиксированные достижения учителя;
  • грамоты и сертификаты;
  • документы, подтверждающие повышение квалификации;
  • банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
  • классификаторы и другие материалы.
  • Набор рабочих материалов:
  • рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов
  • авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
  • конспекты уроков;
  • конспекты открытых уроков и мастер – классов;
  • тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
  • дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и другое.
  • В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
  • динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
  • результаты проверочных (контрольных, “срезовых”) работ учащихся;
  • отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием
  • отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
  • проекты и творческие работы учащихся;
  • аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.

Портфолио:

  • отражает динамику развития учителя;
  • показывает результаты самореализации;
  • демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;
  • помогает проводить рефлексию и планировать деятельность учителя.

Условная структура портфолио учителя:

  • Портрет
    Создаёт впечатление об авторе:
  • фото, эссе и т.п.
  • характеристики, сертификаты и т.п.
  • вступительная статья с обоснованием цели
  • комментарии по поводу представленных в портфолио работ
  • Коллектор
    это копилка материалов и информации
  • памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии, иллюстрации;
  • словарные, энциклопедические статьи и т.п.
  • Рабочие материалы
    Включает материалы, созданные и систематизированные автором.
  • Достижения
    Включает материалы, которые, по мнению автора, отражают лучшие результаты и успехи.

Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.

Задачей первого квалификационного этапа аттестации является оценка уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего “личностное развитие и совершенствование педагога”. Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задаче форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников является презентация портфолио педагога. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

  1. Системность и регулятивность самомониторинга
  2. Достоверность
  3. Объективность
  4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
  6. Аккуратность и эстетичность оформления
  7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
  8. Наглядность результатов работы
  9. Технологичность

Мною была разработана модель портфолио, которая с 2002 года апробируется в МОУ СОШ №88.

Этапы внедрения были таковы:

  1. разработка макета потфолио
  2. подготовка и проведение педсовета “Портфолио учителя” (презентация к педсовету в Приложении 3)
  3. внесение дополнений и изменений в модель портфолио
  4. работа с портфолио (первые 2 года регулярность заполнения систематически отслеживалась администрацией)
  5. на данном этапе все новые данные вносятся в портфолио учителями самостоятельнго.
  6. Большим количеством учителей были отмечены следующие моменты:
  • легче готовиться к важным карьерным этапам, таким как аттестация на квалификационные категории, участию в конкурсах профессионального мастерства
  • вносимые результаты позволяли практически мгновенно отследить динамику изменений по тому или иному параметру.

Содержание предлагаемого в работе варианта портфолио таково:

  • Общие сведения
  • Профессиональные достижения (аттестация, награды)
  • Планирование деятельности
  • Результативность деятельности
  • Самоанализ деятельности
  • Диагностики
  • Психологическое сопровождение
  • Творческие работы
  • Материалы из внешних источников

В лист общих сведений включены данные, необходимые для заполнения всевозможных форм как учителем, так и администрацией школы. (Приложение1 стр1)

Далее идут разделы, посвященные методической работе, реализации образовательных стандартов и программ. Полный вариант стандартной части портфолио приведен в Приложении 1, далее портфолио заполняется каждым учителем индивидуально в зависимости от профиля выполняемой деятельности. Работа с портфолио регламентируется “Положением о Портфолио учителя” (Приложение 2).

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Портфолио позволяет

  • учителю:
  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
  • администрации:
  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Систематическая и детальная работа с портфолио является залогом успешной работы по формированию траектории самообразования педагога, составляемой по итогам самоанализа, выполненного в свою очередь на основе портфолио.

Информационные источники

http://chelpro.ru/category/make-portfolio
блог “Человек и профессионал” (10.02.2009)

http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390/
– педагогический альманах “Школа День за днем” (2.0.2009)

http://festival.1september.ru/articles/417596/
– Бугаец В.И.- Портфолио учителя – Фестиваль педагогических идей 1 сентября “Открытый урок 2008”

17.05.2010