Творческое фотографирование в работе психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время на вооружении психологов есть немало действенных методов, помогающих в повышении эффективности психологического воздействия. Одним из таких благодарных, развивающихся и развивающих методов является  Терапия творческим самовыражением (в дальнейшем ТТС, характерологическая креатология) - метод, одинаково приемлемый в арсенале разных специалистов, работающих с людьми с переживаниями собственной неполноценности со склонностью к сложным размышлениям о себе.

Нужно отметить, что Терапия творческим самовыражением – отечественный психотерапевтический метод (ТТС), созданный профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Марком Евгеньевичем Бурно и многими его последователями.  Метод способен к развитию, поэтому создаются его новые варианты, в частности, применение метода ТТС в практической психологии и педагогике. В 2000г. в Профессиональной психотерапевтической лиге создан Центр Терапии творческим самовыражением с региональными отделениями во многих городах, в том числе и в городе Новокузнецке.

С 2000года в детском доме-школе №74  совместно с детьми из д/д №5 была создана первая группа подростков, занимающихся по методу ТТС в «Творческой гостиной». Программа занятий одобрена профессором М.Е.Бурно и применяется для коррекции и развития  подростков с переживаниями собственной неполноценности. Цель программы – обучение обретению творческого вдохновения в обычной жизни на основании изучения силы и слабости собственного характера для развития здоровой личности.

С течением времени в практике работы с подростками детского дома стали использоваться методики творческого фотографирования, творческого общения с природой, творческое погружение в прошлое (рассказывание истории жизни). Одновременно создана программа для обучения методу ТТС педагогов детского дома и людей, стремящихся к развитию на основании изучения основ характерологии, тем более, что главная цель терапии творческим самовыражением, по М.Е.Бурно, «творческое характерологическое познание дефензивными людьми себя, обретение ими своего, созвучного их природе творческого вдохновения, творческое оживлёние души, раскрытие своей индивидуальности, своей особенной творческой активности» [1].

 Подросток, изучая метод ТТС, учится быть собой, понимать свой природный рисунок-основу, становится способным более раскованно жить, размышлять, переживать по-своему, сообразно своей природе, и здесь нет мелочей, каждое проявление характера  изучается, находится способ существования с теми «занозами», которые раньше причиняли боль, мешали жизни.

Знакомству с характерологией помогают индивидуальные беседы с ведущим группы, групповые занятия в уютной психотерапевтической гостиной (с чаем, музыкой, свечами, слайдами, репродукциями картин и т.д.), психотерапевтический театр, специально разработанные игры. Участники учатся выражать себя творчески сообразно своим особенностям; творчески исследуют своё прошлое, творчески общаются с природой, создают творческие произведения, происходит творческий поиск одухотворенности в повседневном.

Проживание в группе ТТС можно разделить на этапы и направления:

1 этап группы:

  • самопознание – изучение своего характера;
  • познание других человеческих характеров на примере характеров великих творцов (художников, поэтов, писателей, философов).

2 этап группы:

  • продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с помощью конкретных методик:
  1. Терапия созданием творческих произведений.
  2. Творческое общение с природой (походы, рассказы, рассматривание репродукций, флористика и т.д.)
  3. Творческое общение с литературой, искусством и наукой.
  4. Творческое фотографирование.
  5. Проникновенно-творческое погружение в прошлое, написание «историй жизни».
  6. Творческое самовыражение в танце, придумывание структуры, фигур танца, костюмов, подбор музыки сообразно своей природе.
  7. Ведение дневников, записных книжек, альбомов с фотографиями любимых певцов, актёров, знакомых, обсуждение их деятельности с точки зрения характерологии и самопомощи.
  8. «Домашняя переписка» с психологом через газету «Домовёнок», стенд «Здоровьесбережение», индивидуальные выставки творческих работ в кабинете психолога.
  9. Творческое путешествие.
  10. Творческий поиск одухотворенности в повседневном.

Многолетний опыт работы по методу Терапия творческим самовыражением с людьми, переживающими свою неполноценность, подводит к   выводам, что часто именно в этих людях заложено самой природой, как противоядие страданию, способность к интересному, целительному творчеству. «Творческие способности не создаются, а высвобождаются»[2], поэтому для развития творческих способностей очень важны пути, которыми они осуществляются.

Терапия творческим фотографированием – одна из методик психотерапевтического метода терапии творческим самовыражением, разработанного М.Е.Бурно (1989) для оказания психотерапевтической и психопрофилактической помощи дефензивным пациентам, ощущающим свою неполноценность. Это направление метода ТТС широко используется  в детском доме.

Суть метода творческого фотографирования для подростка детского дома состоит в том, что он, изучая особенности своего характера и своих душевных расстройств, запечатлевает на фотографии картины внешнего мира, близкие своим переживаниям. Фотографируя  то, что близко, душевно созвучно, он  становится более творчески одухотворённым, более понятным окружающим через снимки. Затем, рассматривая эти снимки как бы со стороны, он познаёт свой внутренний мир, постигая особенности своей душевной природы, силу своей слабости: «Вот какой я, чем живу, куда иду, откуда, зачем» [2]. Осознание своей психастенической, аутистической или какой-то иной неповторимости, обретённое благодаря творческому фотографированию, духовно возвышает ребёнка, помогает ему всё глубже познавать сильные и слабые стороны своей личности, смысл, цель, значение своей жизни, своё место среди других людей. Человек может видеть себя в своих творческих произведениях как в зеркале, что помогает ему лучше понять свою личность и справиться со свойственными ему расстройствами настроения, принимать себя, видя, как в творчестве реализуются различные стороны его характера.

В занятиях группы творческое фотографирование тесно переплетается с терапией творческим общением с природой (поиск себя в природе через созвучие и не созвучие с определёнными людьми, пейзажами, деревьями, животными и т.д.).

Можно отметить, что после  занятий, связанных с фотографией, подростки со временем и без фотоаппарата по привычке начинают смотреть вокруг по-другому, невольно ищут созвучное себе в лицах людей, явлениях природы.

Можно отметить интересный опыт применения рассказывания «историй» подростками о себе  в сочетании  с творческим фотографированием, публикацией рассказов в школьной газете. Истории обеспечивают погружение в прошлое, наибольшее приближение к опыту рассказчика и дают ощущение полноты бытия и понимания подростком своей истории жизни. В этом смысле опыт – это не что иное, как те «истории», которые дети проживают. При пересказе истории могут быть подвергнуты  изменению, а также превращены в новые истории. В историях есть фиксированные элементы: сюжет, мотив, связи между сценами и основные переживания, что помогает постичь их смысл. Истории жизни состоят из множества дополняющих друг друга  историй, которые в свою очередь, также  связаны с темами более масштабных историй. Новые «главы» историй жизни  включают описания  ключевых событий, отражающих личный «эпос». Процесс создания таких историй обеспечивает целостность «Я», закрепляемую во время живого обсуждения в группе. Эта целостность является одновременно внутренней, психологической, и внешней, социальной необходимостью. Используя такой подход, видим проявления характерологических радикалов в истории жизни ребёнка, отражение воздействий среды, культуры и социального опыта рассказчика.

Участие в группе рассказчиков «историй жизни» принимают подростки 5-11 классов. Все они лишены родительского попечения в результате разных причин, однако большинство – в силу алкоголизации родителей. Многие из ребят имели опыт бродяжничества, краж, физического и психологического насилия.

Работа по написанию «историй» в группе продолжается  3 года,   начавшись с развития направления метода ТТС в группе «Творческое фотографирование» со сбора банка фотографий. Банк фотографий пополняется в течение жизни в детском доме самими подростками, занимающимися характерологией, в ситуациях проявлений характеров детей и взрослых в событиях школьной жизни; при творческом общении с природой (погружением в рассматривание картин природы, фотографий, репродукций; создании произведений из природного материала; при общении с природой в  походах и т.д.).

Фотографическое сопровождение современной части истории жизни сопровождается инструкцией о необходимости  сделать ряд снимков, которые должны показать, каким себя видит подросток. Любая фотография - отражение его самого, его особого настроения, автопортрет  фотографирующего. После завершения фотографирования, что совпадает с индивидуальным ощущением окончания творческого подъёма, совместно с психологом и детьми фотографии рассматриваются на компьютере. Автор сам выбирает фотографии, отражающие его индивидуальность, или по желанию группа помогает ему это сделать, затем совместно обсуждаются и выясняются  характерологические особенности без интерпретации и оценки. В индивидуальной работе при рассказывании личностной истории фотографии являются стимульным материалом для свободного интервью, на основе которого психолог формулирует вопросы для более глубокого понимания  ребёнком собственного характера.  Интервью печатается психологом совместно с автором, подбираются фотографии, дополнительно рассматриваются индивидуально значимые темы, отношение к ним подростка в связи с характерологической окрашенностью, мироощущением.  По желанию автора история публикуется в школьной газете «Домовёнок» или сборнике историй жизни.

В результате анализа детских рассказов обращают на себя внимание  несколько общих для всех историй жизни моментов:

- первыми начали повествование о своей жизни гипертимные циклоиды;

- у синтонных и авторитарно-напряжённых  подростков отношение к детству, родным бережное, не смотря на алкоголизацию, проституцию, голод, физическое насилие в семье;

-  неустойчивые и простодушные по характеру дети считают детство в большей степени счастливым, т.к. было хотя бы какое-то подобие дома и семьи, одновременно признавая разрушительное действие таких условий на ребёнка;

-  практически все подростки, рассказавшие свои истории, рано начали самостоятельно зарабатывать деньги, побираться, воровать;

-  романтичные циклоиды вспоминают самые обидные события – случаи недоверия к ним взрослых;

- для замкнуто-углублённых подростков наиболее частыми были темы о скитаниях, тяготах как обыденном явлении;

- сохранённые эмоции для эпилептоидов – затаённая обида, желание отомстить кому-то; для циклоидов – лёгкость в преодолении препятствий и смешные стороны событий; для астеников – потеря близких, забытые где-то любимые игрушки; для психастеников – некрасочное, сухое изложение, стыд при воспоминании о кражах;  истерики расписывали жизнь как роман;

- фотографии в основном выбирались с собственным изображением, с другом, за любимым занятием; «фотографа» выбирали по собственным критериям.

Практически все подростки имеют фотоальбом и электронный носитель с собственными фотографиями, дополняемыми в данный момент историями жизни, пополняемый периодически новыми снимками и локальными историями.

Создание повествований, осмысление жизни, характера, помогающего выживать в критических ситуациях, принятие, побуждение к творческому мышлению с целью нахождения индивидуального способа решения жизненных задач; определение для себя смысла в переживаниях прошлого, настоящего и будущего в соответствии с особенностями характера,  являются основным содержанием и результатом коррекционной работы по данному направлению метода ТТС.

В заключение можно сказать о ценности данной деятельности, т.к. применяемые в работе психолога направления метода ТТС позволяют подросткам лучше понять и принять свой жизненный опыт, особенности характера, проявляющиеся в течение жизни; помогают выстроить личностную историю, увидеть смысл и применение своего опыта в дальнейшей жизни; помочь другим подросткам в принятии собственного «Я», т.к. личность каждого сформировалась в уникальных жизненных ситуациях, при которых каждый человек находил собственный способ разрешения противоречия, исходя из характерологических особенностей.

Благодаря творческому фотографированию у подростков развивается творческий взгляд на мир. Рассматривая  фотографии, дети могут взглянуть на себя со стороны, изучить выражение лица в разных ситуациях, найдя преобладающие чувства, характерологические особенности.

Внимание к подростку, проявленное в ходе фотографирования и рассказывания истории само по себе ценно, благоприятно сказывается на самооценке ребёнка с детства обделённого принимающим вниманием. Сохранение фотографий в «банке» компьютера, на электронных носителях, альбомах позволяет наблюдать за взрослением, изменением, развитием самого себя, увидеть отражение внутреннего состояния в позе, жестах, мимике. Творческое фотографирование и рассказывание жизненной истории  помогает восстановлению многих «повреждённых» или «ослабленных» вследствие  задержки психического развития и социальной депривации функций и развитию  многих полезных качеств.

Творческое самовыражение в общении с природой, в создании фотографии, написании истории и т.д., сообразно своему характеру позволяет обрести уверенность в своих силах, выбрать в будущем профессию и занятие, соответствующее особенностям, возможностям подростка.

Литература

  1. Бурно, М. Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга) / М. Е. Бурно; под ред. А.Г. Булановой  - М. : Издательство Приор, 1999. - 368 с.
  2. Бурно М.Е.  Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / М.Е. Бурно, Е. А. Добролюбова; под общей редакцией М. Е. Бурно  - М. : Академический проект, ОППЛ, 2003. - 880 с.
  3. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга)    - М. : Академический проект, 2005. - 608 с.
  4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением    - М. : Академический проект, 2006. - 432 с.
  5. Волков П. В. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств) / П. В. Волков; под ред. О. Разуменко . - М.: Аграф, 2000. - 528 с.
  6. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. - 192 с.
  7. Копытин А. И. Фотография в контексте арт-терапии  // Школьный психолог. – 2009. 1-15 марта. – С. 10.