Урок физики в 9-м классе "Построение изображений, даваемых линзой"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование понятия о физическом эксперименте, учить использовать в поисках ответа различные методы;
  • познакомить с явлением преломления света в жизни человека;
  • продолжить знакомство с приборами (линзы);
  • осуществить комплексный контроль усвоения знаний и сформированности практических умений;
  • развитие логического мышления, речи и памяти;
  • применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этого умения.

Развивающие

  • совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).

Воспитательные

  • учить видеть практическую пользу знаний;
  • совершенствовать теоретическую базу для последующих работ;
  • продолжить формирование коммуникативных умений;
  • учить настойчивости в достижении цели, трудолюбию;
  • воспитывать любознательность, культуру труда.

Оборудование к уроку: разные линзы на подставке 10 штук; экраны 10 штук; свечи 10 штук; спички 10 коробок.

Средства обучения: страницы доски в программе Notebook (приложение 1); презентация к уроку «Построение изображений в линзах» (CD: «Физика -8». ООО «Кирилл и Мефодий»); интерактивная модель построения изображения в линзах (CD: «Библиотека электронных наглядных пособий». 1С); учебная таблица на прозрачной плёнке «Оптические приборы: фотоаппарат, проекторы» (приложение 2); учебная таблица на прозрачной плёнке «Оптические приборы: лупа, микроскоп» (приложение 3), (Митин А.Н., Митина Н.И. Центр Платинум, 1997); лупа; бинокль, оверхед-проектор.

Раздаточный материал: 19 карточек с тестами (два варианта) и дифференцированным заданием, листочки по числу учеников, цветные карточки с домашним заданием.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 Этапы урока

Примерное время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Полученный результат

I. Организационный

30''

Приветствие.

При входе в кабинет каждый ученик выбирает карточку с домашним заданием определенного цвета (по желанию). Готовятся к работе.

Готовность к уроку.

Актуализация знаний

1'

 

Учитель раздаёт тетради для лабораторных работ объявляет оценки за лабораторную работу. Задаёт вопросы: «Каковы ваши результаты выполнения лабораторной работы №7? Довольны ли вы своими отметками? Каким было изображение окна на экране? Почему? Тогда как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний урок?»

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему, высказывают предположение о предстоящем объёме работы.

Повторение видов линз, свойства преломления света.

Принятие темы, определение целей урока.

II этап

Практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы продолжаем изучать явление преломления света в линзе. Расположим предмет относительно линзы на разном расстоянии. При этом должно измениться изображение предмета.

Проверим наши предположения. Под руководством учителя выполняется задание: получить изображение предмета, находящегося от собирающей линзы на расстоянии больше 2F, сделать анализ изображения. Заполнить пропущенные ячейки таблицы. Выделенные подложкой ячейки заполнять пока не нужно.

По результату опытов заполняется таблица:

Расстояние до линзы

Характер изображения

Применение

Действительное/ мнимое

Уменьшенное/ увеличенное

Обратное (перевёрнутое)/ прямое (неперевёрнутое)

d>2F

 

 

 

 

 

Действительное

Увеличенное

Обратное (перевёрнутое)

 

d<F

 

Увеличенное

Прямое (неперевёрнутое)

 

Рассеивающая линза

 

 

Выполняют задание. Заполняют пропущенные ячейки таблицы.

Работа заключается в получении изображения пламени свечи на экране, анализе изображения (можно дать эту работу на 2 варианта для разных линз). Вариант выбора определяет учитель по ходу урока. Это зависит от скорости работы детей и времени на данном этапе урока.

Деятельность начинается.

Сначала умственная деятельность:

1. Для чего делаю?

2. Что делаю?

3. Как делаю?

Анализ изображения: действительное, перевёрнутое уменьшенное, если предмет всегда за 2F! И т.п.

Выполнили работу. Научились работать с линзами. Научились получать изображение и давать его характеристику.

Поняли, что нужно на экране получить чёткое изображение.

Считать F в Си в “м”.

Тут есть возможность поговорить об умении точно измерять.

Поняли, как важно уметь ответственно выполнять эту работу на следующем уроке на лабораторной работе.

 Работая в парах, учились быть внимательными к словам товарищей сдержанными, вежливыми и работать как одна команда.

Проверка заполнения таблицы

1'

 

Открывает заполненную таблицу:

Расстояние до линзы

Характер изображения

Применение

Действительное/ мнимое

Уменьшенное/ увеличенное

Обратное (перевёрнутое)/ прямое (неперевёрнутое)

d>2F

Действительное

Уменьшенное

Обратное (перевёрнутое)

Фотоаппарат

F<d<2F

Действительное

Увеличенное

Обратное (перевёрнутое)

Диаскопический проекционный аппарат (кинопроектор, диапроектор, фотоувеличитель, кодоскоп и др.)

d<F

Мнимое

Увеличенное

Прямое (неперевёрнутое)

Лупа

Рассеивающая линза

Всегда мнимое, прямое, уменьшенное

 

Отдельные ученики заполняют пропуски на доске.

Самопроверка выполнения задания.

Заполненная обобщающая таблица.

Осознание и осмысление изученного

2'

 

Задаёт вопросы: «От чего зависит характер изображения в собирающей линзе? Какой случай применим к проекционному аппарату оверхед-проектору? Какое изображение будет давать рассеивающая линза?»

Демонстрирует работу оверхед-проектора, показывает учебную таблицу на прозрачной плёнке с информацией о лупе и проекторе.

Заполняет выделенные подложкой ячейки таблицы, записывает в ячейки таблицы применение различных изображений и характер изображения рассеивающей линзы.

Успешно выполняют анализ данных таблицы.

Сравнивая результаты в таблице, дети делают вывод о том, что характер изображения зависит от расположения предмета относительно линзы.

Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу.

Поняли, что характер изображения зависит от расстояния между объектом и линзой и видом линзы. Оценили, какой характер изображения используют в проекционных аппаратах.

III этап

Построение изображения. Формирование умений

3'

 

Задаёт вопрос: «Как построить изображение предмета в линзе?»

Демонстрирует опыты в собирающей и рассеивающей линзе. Даёт задание: по результатам просмотра учащиеся должны заполнить пропуски в предложениях:

  • Луч, проходящий через центр линзы практически не изменяет своего направления.
  • Луч, падающий на линзу параллельно её главной оптической оси, после преломления в линзе либо сам, если линза собирающая, либо своим продолжением в обратную сторону, если линза рассеивающая, проходит через главный фокус линзы.

Задаёт вопрос: «Сколько геометрических лучей достаточно провести, чтобы построить изображение точки? Предмета?»

Высказывают свои предположения.

Смотрят опыты. Заполняют пропуски в предложениях. В случае затруднения можно дать прочитать учебник на с. 92.

Поняли, что для построения точки достаточно и удобно использовать два луча.

11-13'

Показывает на доске этапы построения изображения предмета (стрелки), расположенного на расстоянии F<d<2F (3-й случай таблицы)  в собирающей и рассеивающей линзе (6-й случай таблицы). Показывает интерактивную модель построения изображения в линзах (CD: «Библиотека электронных наглядных пособий». 1С).

Делают чертежи в тетради.

Научились строить изображение линейного предмета в собирающей линзе.

Осознание и осмысление изученного

Обсуждение проблемных вопросов

3'

Задаёт вопрос: «Как построением получить положение линзы, точки фокуса?»

Показывает на доске последовательность выполнения построений, необходимых для ответа на вопрос.

«Какому случаю таблицы соответствует этот рисунок?»

Делают предположения.

Строят рисунок в тетради.

Получили рисунок к 1-му случаю таблицы.

IV этап

Первичная проверка ЗУН

5'

 

Даёт дифференцированное задание (приложение 4).

I уровень: построить изображение предмета. Дать характеристику изображения.

II уровень: с помощью построений определить место линзы, вид линзы, фокус линзы.

III уровень: найти изображение светящейся точки, лежащей на главной оптической оси линзы. Показывает ответы (приложение 5).

Если останется мало времени, то можно дать проверочный тест (приложение 6).

По желанию выбирают задание, выполняют его на листочках.

Сверяют свой рисунок с доской.

Использован элемент контроля самостоятельная работа с самопроверкой. В активной форме проверяют себя.

V этап

Подведение итога урока

2'

 

Задаёт вопрос: «Что было трудным в самостоятельной работе? Почему?»

Все кто правильно выполнил самостоятельную работу получают отметки.

Оценивают свою работу. Анализируют свои ошибки, отвечают на вопросы.

Коррекция знаний и умений.

VI этап

Домашнее задание

2'

 

  • § 35, вопросы, лаб. раб. №8.
  • № 145, 147.
  • Вы уже имели возможность сегодня сами себе выбрать вопрос для подготовки сообщения, а теперь задание  каждому в конверте (приложение 7). Ответ оформите в электронном или печатном виде.

Некоторые задания повторяются, поэтому можете объединить свои усилия в группы.

Записывают в свои дневники домашнее задание.

 

VII этап

Рефлексия

2-3'

 

Обдумывание и оценка проведённой работы.

1. Сегодня на уроке вы узнали что-то новое для себя?
2. Зачем нам нужны те знания и умения, которые мы получили на уроке?
3. Какую деятельность мы можем выполнить на их основе?
4. Скажите, пожалуйста, присутствует ли физический объект «линза» в нашем кабинете физики?
5. Предложите свои интересные опыты по оптике.

Отвечают на вопросы.

Приходят к выводу, что изученное на уроке широко применяется в различных областях деятельности человека.