Организация проектной деятельности учащихся на уроке биологии в 8-м классе

Разделы: Биология


Как сделать урок биологии в 8 классе интересным, полезным, запоминающимся?

Применять на уроках метод проектов. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, так как всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, реализует личностно – ориентированный подход в обучении. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Чем привлекательна проектная деятельность для учителя биологии?

 Главной компетенцией учителя - предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании». Проектная деятельность учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учебе и творческую активность.

 В своей работе метод проектов применяю с 2004 года. Многолетний опыт работы показал, что выполнение проектной работы следует организовать как перспективное домашнее задание и тогда урок биологии в 8 классе превращается в «сказку», становится интересным, запоминающимся. (Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4). Предварительная подготовка к уроку через перспективное домашнее задание повышает его значимость в образовательном процессе, так как в ходе изучения нового материала ученики принимают активное участие в познании природы, проводят рефлексию своей и групповой деятельности. (Приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8). Для такой работы больше всего подходят темы, которые школьникам знакомы из курса биологии 6-го и 7-го классов. Например, с темой: «Координация и регуляция» учащиеся познакомились в 6-ом классе. Восьмиклассники имеют представление о нервной и гуморальной регуляции физиологических функций в живом организме, о ферментах. Для расширения кругозора знаний учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в живом организме, их взаимосвязи, роли гормонов в обменных процессах организма человека, их функциональных изменениях, связанных с нарушением деятельности желез внутренней секреции, профилактике заболеваний лучше всего подходят информационно – поисковые исследовательские проекты. (Приложение 9. «Урок биологии в формате технологии проектного обучения 8-й класс, по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция»»)

Почему именно информационно – поисковый исследовательский метод проектов?

Данный проект на уроках биологии в 8 классе позволяет не только собирать информацию, но и анализировать факты, сравнивать, делать выводы, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других, воспитывает культуру общения.

Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обращает к принципиально новым познавательным средствам.

Восьмиклассники овладевают самостоятельной поисковой деятельностью. В учебной литературе узнают об особенностях строения щитовидной железы изменении ее функций. Из большого потока дополнительной литературы выбирают нужную часть информации о нарушениях функций надпочечников, поджелудочной железы, гипофиза, профилактике заболеваний. Развивают мышление при выполнении домашних познавательных, творческих, исследовательских заданий. (См. приложения 1-4).

Учебно-исследовательская работа по заданию, которую организую на уроке, разработана с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Она знакомит учеников с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа материала, вырабатывает умения обобщать данные и формулировать выводы, составлять анкеты и проводить социологические опросы. Восьмиклассники оттачивают умения и закрепляют знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования. По завершении урочного проекта, учебно-исследовательская работа в старших классах превращается в самостоятельную научную.

Все информационно-поисковые проекты, которые мы создаем на уроке, имеют практическое значение и направлены на профилактику заболеваний. Школьники в процессе работы самостоятельно добывают знания полезные для их здоровья. Узнают, что железы внутренней секреции – это дирижеры жизни. Причиной всех болезней, связанных с функциональными изменения в живом организме и нарушениями деятельности желез внутренней секреции, очень часто является неправильный образ жизни.

Многолетний опыт работы показал, что стойкий интерес к уроку формируется при погружении в проект.

У учащихся интерес к теме проекта пробуждаю, например, во время беседы на вводном уроке при изучении темы: «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности».

Начинаю беседу с цитаты: «Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека» (И.Д. Зверев).

Наше здоровье зависит от самых маленьких желез большого значения.

Любое нарушение работы желез внутренней секреции приводит к болезни, а нередко и к смерти. Справедливы ли эти слова?

Одни ученики утверждают: «Да справедливы, так как железы внутренней секреции вырабатывают особые химические вещества – гормоны (от латинского слова «гормао» - возбуждаю)». Другие с ними соглашаются иговорят о том, что регуляция физиологических процессов с помощью гормонов называется гуморальной. Выясняется, что ребята знают о гормонах и гуморальной регуляции. «Из каких источников вы получили такую информацию?». Восьмиклассники вспоминают, что изучали железы внутренней секреции в 6 классе. Дальше задается вопрос: «Регуляция физиологических функций в организме человека осуществляется только эндокринной системой?». Обучающиеся высказывают гипотезы. Одни считают, что человек может жить с одним легким, с одной почкой, без желудка, но он умрет, если удалить надпочечники, значит, гуморальная регуляция является основным механизмом регуляции функций в организме. Другие придерживаются мнения, что все физиологические процессы в организме осуществляются с помощью нервной системы, так как работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных осуществляется рефлекторно. Третьи высказывают мысль, что регуляция физиологических функций в организме не может осуществляться ни чисто нервным, ни исключительно гуморальным путем, а всегда только нервно – гуморальным. Например, выяснено, что при иглоукалывании раздражаются нервные волокна, побуждающие гипофиз к выделению особого вещества способного затормозить болевые ощущения. Четвертые предполагают, что функциональные изменения в организме человека, связанные с нарушением деятельности желез внутренней секреции, - это результат неправильного образа жизни. Итогом нашей беседы является формулирование проблемных вопросов: «Можноли гормоны человека назвать дирижерами жизни?», «Почему регулирование физиологических процессов в организме человека осуществляется с помощью двух механизмов: нервной и гуморальной регуляции?».

Считаю, проектный урок приобретет статус полезного, если сформулировали проблемный вопрос, задачи и определили направления работы.

Например, к уроку: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция» (см. приложение 9) по итогам беседы формулируем следующие задачи:

1. Объяснить роль гормонов в обменных процессах.

2. Рассказать об особенностях нервно – гуморальной регуляции.

3. Познакомиться с нарушениями нервно – гуморальной регуляции, мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

 При проектировании урока не забываю о том, что восьмиклассники находятся на начальных этапах обучения проектной деятельности.

Обязательно помогаю в организации проектной деятельности. Считаю, что успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Предлагаю участникам проекта самостоятельно разделиться на 4 группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Помогаю ученикам составить план работы по решению задач проекта и рекомендую источники получения информации, предлагаю когнитивные, креативные и оргдеятельностные типы заданий. (См. приложения 1-4) Участники проекта самостоятельно распределяют роли в группах, самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Затем в ходе дискуссии в группах формируется главное основное содержание будущего проекта. Выбирают форму представления результатов работы. Если это компьютерная презентация создается общий сценарий презентации, который будет уточняться в процессе работы. В сценарии презентации определяются количество слайдов, назначение каждого из них, основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах. (Компьютерная презентация к уроку биологии в формате технологии проектного обучения 8-й класс по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция»).

Многолетний опыт работы и наблюдение показали, что педагогическое управление на ранних этапах учебно-исследовательской деятельности дает возможность школьникам на старшей ступени обучения самим выявлять проблему, определять цели и пути их решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Многие учебно-исследовательские проекты получили продолжение вне урока как индивидуальные, самостоятельные, научные, за что были награждены дипломами и грамотами городского и Всероссийского уровня.

Уроки с использованием метода проектов всем восьмиклассникам запоминаются надолго. Об этом они говорят при самооценке своей индивидуальной и групповой работы.

В процессеосуществления проектавместе с учениками вновь и вновь переживаем вдохновение творчества. Это возможно благодаря проектной деятельности, которая создает благоприятный фон внутри группы, между группами, формирует ключевые знания в приобретении школьниками социального опыта. Метод проектов превращает образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки биологии в 8-м классе с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся, интересны, полезны, запоминаются надолго. Потому, что каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.