Программа курса "Информационные средства и экономика"

Разделы: Информатика


1. Пояснительная записка

Тот факт, что каждый человек должен уметь пользоваться компьютером, давно не подвергается сомнению. Какую бы область деятельности (работа, учёба) или профессию (менеджер, инженер, секретарь, экономист и т.д.) мы не взяли – на любой должности и в любой области нужно уметь работать на ПК, ориентироваться в большом объёме информации, в том числе и экономической. Прогресс в сфере экономики немыслим без применения современных информационных средств и технологий. И чем раньше начнется процесс знакомства учащихся с миром профессий и овладением некоторыми доступными элементами применения информационных технологий в профессиональной деятельности человека, тем лучше для них. Известно, что обучить школьников владению современными программными средствами и информационными технологиями ещё не значит подготовить людей, умеющих применять в реальной жизни полученные знания с пользой для себя и общества.

Характерной особенностью курса “Информационные средства и экономика” является удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся в зависимости от их интересов, способностей и последующих жизненных планов. В процессе овладения учебным материалом создаются условия необходимые для выявления, развития и реализации исследовательского и творческого потенциала обучающихся. В этой связи наиболее важным условием выступает мотивация к обучению и самообразованию. Нужно показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды.

Данный курс имеет социально-экономическую направленность, его содержание определяется не только и не столько фактом последующего продолжения образования в ВУЗах и СУЗах по ныне весьма престижным специальностям, но и общественно-осознаваемой важностью формирования у молодого поколения повышенного уровня экономической культуры. В этой связи изучение курса “Информационные средства и экономика” в старшем школьном возрасте приобретает особую актуальность.

Большое внимание уделяется не конкретному программному и аппаратному обеспечению, а общим принципам, лежащим в их основании. Подробное и скрупулезное изучение программной среды не является основной целью данного курса так как, ученики, если у них возникнет интерес к программной среде, могут изучить её быстрее - заняться самообразованием.

Основная цель – осознание обучающимися важности информационных технологий в жизни общества; знакомство с разнообразием форм и способов использования ПК и другой вычислительной техники; профессиями, связанными с информационными технологиями и экономикой.

Для реализации данной цели необходимо создать условия и решить следующие задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

обучить приёмам и методам работы с ПК, WORD;

изучить Excel; основные понятия экономики;

научить:

применять информационные технологии в управлении и экономике;

решать экономические задачи и обрабатывать статистические данные;

применять на практике подходящий “инструмент” для решения конкретной задачи;

обучить основам информационной культуры.

Развивать:

познавательную активность;

воображение, внимание, память, фантазию;

интерес к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ;

умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить;

системное мышление

самостоятельность;

творчество.

способствовать профессиональному самоопределению;

обучить основам коммуникативной культуры;

формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе

развивать умение чётко и точно (устно и письменно) излагать свои мысли.

Название курса “Информационные средства и экономика” и сформулированная цель определили основные методические линии, которые кратко можно определить как формулу “Инструменты” + “Математика” + “Теоретические знания” = “Программный продукт”. В содержание курса входят основные понятия экономики, вопросы применения информационных технологий в управлении и экономике, даются сведения о профессиях специалистов, работающих в этой области, а также рекомендации по практическому применению полученных знаний, умений, навыков.

Срок реализации и возраст детей

Курс “Информационные средства и экономика” рассчитан на детей старшего школьного возраста, 16 -18 лет. Срок реализации изучаемого курса 1 год.

Форма и режим занятий

Форма организации занятий - групповая. Программа курса составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, медицинских показаний о возрастных особенностях обучающихся, включающих требования к организации труда и отдыха. В связи с этим число обучающихся в группе зависит от площади учебного кабинета и количества ПК. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия в одно посещение 2 х 45 мин.

Способы определения результативности и формы подведения итогов

С этой информацией можно познакомиться на сайте фестиваля http://festival/1September. Название работы “Гимн отрезку прямой”.

Ожидаемые результаты

Минимально необходимый уровень знаний и умений обучающихся перед прохождением курса и ожидаемый результат можно представить в виде таблицы.

Минимально необходимый уровень знаний и умений обучающихся перед прохождением курса

Ожидаемый результат

К концу обучения обучающиеся должны

Знать:

Уметь:

знать назначение прикладного программного обеспечения;

иметь представление о способах обработки различных видов информации;

владеть основами работы в текстовом процессоре Word и графическом редакторе Paint.

уметь вручную строить графики функций;

Уметь решать и правильно оформлять решение задач по школьным дисциплинам.

основные приёмы и методы работы с ПК, WORD;

приёмы работы в ЭТ;

основные понятия экономики;

класс экономических задач, решаемых на ПК;

ориентироваться в экономических профессиях;

понятия: адресация, функции, сводные таблицы, консолидация, оптимизация и ее виды, регрессия, рента, проценты простые и сложные, модель цены акции, волатильность, цена опциона, графики биржевых цен.

выбирать инструмент для решения поставленной задачи;

оформлять полученные результаты;

применять на практике полученные знания:

составлять таблицы статотчетности, сводные, консолидации и прочие;

выполнять расчёты;

строить графики функций и диаграммы.

Условия реализации:

  • компьютерный класс (площадь 46 кв. м.), оснащённый:

    • 10 ПК, объединённых в локальную сеть.

    • Интернет;

    • принтер, сканер, ксерокс;

    • мебель: компьютерные столы и стулья;

  • программное обеспечение: операционная система Windows XP, приложения Microsoft Office.

  • различный дидактический материал: теоретические заданиям, методические разработки, раздаточные материалы, поурочные задания, тесты, опросники;

  • литература.

2. Учебно-тематический план элективного курса “Информационные средства и экономика”

 

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводная часть

2

1

1

2

Основные приёмы и методы работы с ПК

16

4

12

3

Создание, разработка и оформление научно-исследовательских работ

18

6

12

4

Электронные таблицы как один из инструментов научно-исследовательской работы

16

4

12

5

Графика в ЭТ

18

4

14

6

Числовые функции

12

4

8

7

Адресация. Сводные таблицы. Консолидация

14

4

10

8

Оптимизация

18

2

16

9

Финансовые вычисления

26

6

20

10

В экономисты б я пошёл – пусть меня научат

4

4

 

11

Работа в каникулы

6

6

 

12

Подведение итогов

2

2

 
 

Всего

     

Примечание. Количество учебных часов (152) в учебно-тематическом плане определено Уставом МОУ ДОД “Дворца детского (юношеского) творчества. Реально - определяется календарно тематическим планом на текучий учебный год (Приложение 1) и поурочным планированием (Приложение 2). Список литературы приведен в Приложении 3.

3. Учебно-тематический план и содержание разделов курса “Информационные средства и экономика”

Раздел

Теория

Практика

Количество часов

всего

теор

практ

1

Вводная часть

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ, ТПБ. Техника безопасности при работе на ПК

Обсуждение всевозможных ситуаций поведения в экстремальных ситуациях

Знакомство с игровыми и обучающими программами

2

1

1

2

Основные приёмы и методы работы с ПК

ПК как инструмент научно-исследовательской работы Архитектура ПК. Программное обеспечение ПК. Функции ОС ПК. Стандартные приложения ОС. Вирусы и борьба с ними. Архиваторы. Архивация данных

Основы работы с ОС. Простейшие настройки ОС. Установка, настройка, работа со стандартными приложениями ОС. Установка и работа с антивирусными программами. Установка и работа с архиваторами WinZip, WinRar, Rar.

16

4

12

3

Создание, разработка и оформление научно-исследовательских работ

Понятие о научно-исследовательских работах, оформлении. Текстовые редакторы, процессоры, издательские системы. Интерфейс MS Word.

Требования и правила оформления докладов, рефератов, курсовых работ, деловой переписки, электронных документов

Настройка интерфейса MS Word. Установка панелей инструментов. Отработка приёмов набора, оформления: текста, таблиц, формул, графических объектов.

Создание документов деловой переписки, документов электронной почты.

Оформление реферата. Конкурс “Лучшее оформление реферата”

18

6

12

4

Электронные таблицы как один из инструментов научно-исследовательской работы

Электронные таблицы (ЭТ) как один из инструментов научно-исследовательской работы. Краткая характеристика возможностей ЭТ. Терминология. Базовые операции: выделение перемещение, редактирование, копирование, автозаполнение. Ввод данных: текст, числа, формулы. Форматирование.

Начало и завершение работы ЭТ, сохранение файлов. Обзор функций главного меню. Установка и обзор функций панелей: Стандартная, Форматирование. Работа со справкой. Организация ввода основных типов данных. Выполнение лабораторных и практических работ по вводу и форматированию данных. Отработка приёмов работы

16

4

12

5

Графика в ЭТ

Графика. Панель рисования в ЭТ. Графические примитивы. Диаграммы. Мастер диаграмм. Типы диаграмм.

Установка панели Рисования. Знакомство с инструментами панели Рисования. Создание рисунка по заданному образцу. Вставка и обработка рисунка, созданного в графических редакторах, из коллекции Clipart. Работа с автофигурами. Создание блок-схем по образцу. Творческая работа на заданную тему “Морской пейзаж”. Построение диаграмм, гистограмм, графиков функций. Особенности их построения. Автоматизация построений. Редактирование диаграмм.

18

4

14

6

Числовые функции

Функции. Мастер функций. Стандартные математические функции, числовые. Арифметические операции в разных средах. Числовые функции: ЦЕЛОЕ, ОСТАТ, округления, округление с заданной точностью

Целочисленная арифметика

Решение задач на целочисленную арифметику, округление, округление с заданной точностью, стандартные математические функции

12

4

8

7

Оптимизация

Понятие оптимизации. Линейная оптимизация. Целочисленная оптимизация. Нелинейная оптимизация. Оптимизация. Зачётные задания

Решение задач оптимизации.

Поиск решения на основе примера “Модель сбыта”.

Использование сценариев при решении оптимизационных задач.

Примеры решения оптимизационных задач.

Оптимальное распределение ресурсов

Составление графика занятости

14

4

10

8

Регрессия

Метод наименьших квадратов, линейная регрессия. Экспоненциальная регрессия. Зачётные задания.

Решение задач с использованием метода наименьших квадратов, экспоненциальной регрессии, из зачётного задания

18

2

16

9

Финансовые вычисления

Простые проценты. Сложные проценты. Постоянные ренты. Общий поток платежей. Модель цены. Акции. Волатильность. Цена опциона. Графики биржевых цен. Зачётные задания.

Решение задач на:

проценты школьных задач;

простые и сложные проценты;

ренты;

моделирование цен;

цену опциона;

приобретение акций.

Построение графиков биржевых цен.

26

6

20

10

В экономисты б я пошёл – пусть меня научат

Профессии, связанные с экономикой. Встреча со студентами Высших и средних специальных заведений, выпускниками нашего профиля.

Семинар-диспут “Парад профессий”.

Беседы о профессиях в течение всего года обучения

4

4

0

11

Работа во время каникул

Экскурсии. Возможные объекты: компьютерные центры, клубы, УПК, школы, музеи, выставки.

Знакомство с новыми типами компьютеров и областями их применения.

Беседы о применении компьютеров в повседневной деятельности.

Знакомство с банком игровых и обучающих программ

Воспитательные, познавательные мероприятия

6

6

0

12

Подведение итогов

Подведение итогов работы за год.

Показ творческих работ

 

2

2

0

 

Всего

152

47

105

19.04.2010

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306