Конспект урока по математике в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • овладение умением деления суммы на однозначное число;
  • закрепление вычислительных навыков умножения и деления;
  • умение решать задачи, примеры;
  • развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

II. Беседа.

Прослушивание аудиозаписи.

- Кто главный герой? (Вовка из тридесятого царства).

- Куда он попал? (В сказку).

- Представляете,даже Вовке в тридесятом царстве пришлось делать расчёты,считать, чтобы построить дворец или перелить воду из одной трубы в другую. А мы с вами живём в 21 веке. Сейчас находимся в школе, на уроке математике,где мы будем решать и считать.

Проверка домашнего задания.

1. Периметр треугольника равен 50 см. Длина одной стороны 20 см,вторая сторона в два раза короче. Найдите длину третьей стороны?

1. Повторить условие задачи.

2. Вопрос задачи.

P = 50cм

АВ = 20см

АС - ? в 2 раза <

ВС- ?

Простая задача или составная? (Составная). Почему составная?

(Потому что не можем сразу ответить на вопрос задачи?)

- Что мы сразу узнаем в этой задаче?

- Найдём сторону, которая в 2 раза короче.

- Как? Каким действием?

20 : 2 = 10(см)

- Что теперь можем узнать? (Чему равны две стороны).

- Как? Каким действием?

20 + 10 = 30 (см)

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (Да).

- Как? Каким действием?

50 - 30 = 20(см)

- Посмотрите на треугольник и скажите, какой он? (Равнобедренный).

Почему он равнобедренный? (Т.к. две стороны имеют одинаковую длину).

Молодцы.

III. Работа с карточками.

1-ая карточка (облегченный вариант). В двух ящиках 20 кг груш. Сколько кг груш в 4 таких ящиках?

2-ая карточка (средний уровень). В бидоне 24 л молока. Пяти покупателям из него налили по 2 л. Сколько литров молока осталось в бидоне?

3-ья карточка (сложный уровень). В бочку налили 6 ведер воды, по 12 литров каждое. Если наливать в эту бочку воду кастрюлей, то кастрюль потребуется в два раза больше.

Сколько литров вмещает кастрюля?

(пока 3-ое детей решают карточки, остальные устно считают)

IV. Устный счет.

- А теперь нас ждет работа: перед вами задание для устного счета.

а)

1) Любит кот Василий рыбу.

Может съесть он в день 4.

Сколько съест он за 5 дней?

(4 * 5 = 20 (рыб))

- Как умножали? (4 * 5)

Почему 4 умножали на 5, а не наоборот?

(т.к. нужно узнать сколько рыб он съест.)

Если 6 на 7 умножить,
А затем прибавить 5,
Сколько будет же в итоге
Кто мне может рассказать?
(47)

б) Прочитайте разными способами и сосчитайте:

65 +27 = 92

(сумма чисел 65 и 27, 1 слагаемое - 65, второе слагаемое - 27, сумма 92)

90 : 3 = 30

(частное чисел 90 и 30, делимое 90, делитель 3, частное 30)

4 * 8 = 32

(1 множитель 4, 2 множитель 8, произведение 32, произведение 8 и 4 = 32)

81 : 81 = 1

(частное чисел 81 и 81 = 1, делимое 81, делитель 81, частное 1)

Правило. Если число 81 разделить на само же число, то получается в частном 1.

17 * 1 = 17

(произведение 17 и 1 = 17, 1-ый множитель 17, второй множитель 1, произведение 17)

Правило. Если число умножить на единицу, то получается число, которое умножали.

65 : 1 = 65

(частное чисел 65 и 1 = 65, делимое 65, делитель 1, частное 65)

Правило. Если число разделить на 1, то получится то число, которое делим.

0 : 45 = 0

(частное чисел 0 и 45 = 0)

Правило. Если 0 разделить на любое число, то получится 0.

60 : 30 = 2

(частное чисел 60 и 30 = 2, деление круглых чисел)

Чтение разными способами.

в) Решите пример на порядок действия.

1 пример разбираем классом, порядок действия расставляем вслух, рассуждаем.

80 : 2 : 5 * 3 : 6 * 20 = 80

2 пример - 1 человек у доски порядок действия пишет, остальные самостоятельно считают и говорят ответ.

90 : 30 * 4 : 2 * 5 * 2 = 60

г) Задание на логическое мышление.

В каждое окно вставили по две рамы. Всего купили 10 рам. Сколько окон в доме?

(5 окон)

Как узнали? (10 : 2 = 5)

У стола четыре ножки. А вопрос таков: "Сколько вместе будет ножек у 17 столов?"

(17 * 4 = 68)

Как считали? (10 * 4 + 7 * 4 = 68)

V. Физкультминутка. (на песню 2 * 2 = 4)

Дважды два четыре
Дважды два четыре
А не три а не пять
Это надо знать 2 раза
Дважды два четыре
Дважды два четыре
А не шесть а не семь
Это ясно всем.

VI. Сообщение темы.

а) Сегодня мы с вами закрепляем тему "Деление суммы на однозначное число".

Даны числа. Вы должны найти лишнее число и объяснить, почему оно лишнее.

10, 20, 30, 40, 55, 60 (55 - не круглое)

0, 7, 14, 21, 27 (27 - не делится на 7)

1, 2, 31, 4, 5, 6, 7 (31 - двузначное)

24, 11, 13, 15, 17, 19, 12 (24 - два десятка)

б) Открыли тетради, записали число, классная работа.

Даны числа 42, 51, 48. Представьте каждое число в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 3.

42 = 30 + 12

51 = 30 + 21

48 = 30 + 18

Что общего между этими числами? (первое слагаемое - круглое число)

VII. Новый материал.

а) Объяснение учителя.

64 : 4 = (40 + 24) : 4 = 10 + 6 = 16

40 24

Проверка: 16 * 4 = 40 + 24 = 64

Заменю число 64 суммой удобных слагаемых (40 и 24), получается пример

(40 + 24) : 4.

Разделю каждое слагаемое на 4 (40 : 4 и 24 : 4), сложу результаты (10 + 6), теперь проверим 16 * 4 = сначала 10 * 4 = 6 * 4 = 40 + 24 = 64.

Пример решили правильно.

б) Работа у доски

48 : 3 = (30 + 18) : 3 = 10 + 6 = 16

Дети с объяснением решают у доски.

56 : 4 = (40 + 16) : 4 = 10 + 4 = 14

в) Самостоятельно решить: 95 : 5 = 68 : 4 =

г) Работа в парах. Проверка.

95 : 5 = (50 + 45) : 5 = 10 + 9 = 19

68 : 4 = (40 + 28) : 4 = 10 + 7 = 17

д) - А сейчас решим шуточную задачу.

Запишем только решение и ответ.

К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
7 * (3 + 3) = 42(м)

Ответ: 42 морковки.

VIII. Физкультминутка.

Трижды три навеки девять
Ничего тут не поделать
И не трудно сосчитать
Сколько будет пятью пять
Пятью пять двадцать пять
Пятью пять двадцать пять
Совершенно верно

IX. Работа по учебнику.

С.83, №8

- Открыли учебник на стр.83,нашли № 8.

- Прочитайте задачу.

- Назовите вопрос.

- О ком говорится? (о мышах и слонах)

- Сколько мышей? (24)

- Что мы знаем про слонов? (слонов на 18 меньше)

- Задача простая или составная? (составная)

- Почему? (т.к. нельзя ответить сразу на вопрос задачи)

- Что можем сразу узнать?

- Сколько слонов?

- Как? Каким действием?

1) 24 - 18 = 6 (сл) - участвовало

- Теперь можно ответить на вопрос задачи? Да.

- Как? Каким действием?

24 : 6 = 49 (р)

Ответ: в 4раза больше мышей.

(на доске и в тетрадях запись: м - 24

сл - ? на 18 <

24 -18 = 6 (сл)

2) 24 : 6 = 4 (р))

X. Дополнительный материал.

а) Разгадайте ребус.

б) Занимательный материал.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Семь чудес света - так в древности называли необычные творения рук человеческих, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения. Выражение "восьмое чудо света" также употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и в ироническом смысле.

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов)

Всего 24 часа, 1/3 = 8 часов 16 часов вдвое больше 8 часов

(читают дети)

XI. Итог урока.

Чем занимались на уроке? Что понравилось?

Домашнее задание. Выставление оценок.

С. 89, №4 (3,4 столбик), №1.