Урок литературы по теме "Анализ стихотворения Н.Заболоцкого "Утренняя песня"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  1. Продолжить изучение лирики Николая Заболоцкого.
  2. Анализируя стихотворение “Утренняя песня”, определить особенности мироощущения его лирического героя.
  3. Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения “Утренняя песня”.
  4. Проследить связь творчества Н. Заболоцкого с традициями русской классической поэзии и выявить особенности изображения природы в стихотворении “Утренняя песня”.

Обеспечение урока: портреты поэтов, тексты художественных произведений.

На предыдущем уроке учащиеся получают домашнее задание:

  1. Выразительно прочитать стихотворение Н. Заболоцкого “Утренняя песня”.
  2. Обратить внимание на свое эмоциональное ощущение при чтении стихотворения.
  3. Вспомнить, как изображается природа в стихотворениях Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета, Есенина.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

2. На доске написан эпиграф урока:

    Живой язык проснувшейся природы
    Здесь учит нас основам языка,
    И своды слов стоят, как башен своды,
    И мысль течет, как горная река.

    Н. Заболоцкий

3.

Учитель рассказывает об основных этапах творчества Н. Заболоцкого, если этого не было рассказано на предыдущем уроке. Если же это 2-ой урок, то необходимо напомнить учащимся об увлечении поэта после 1925 года трудами К. Циолковского (1931 – 1932 гг. переписка с ним) и изучение труда Ф. Энгельса “Диалектика природы”.

4. Краткое изложение “Диалектики природы” Ф. Энгельса:

Раньше через всю историю человечества явственно проходило чувство разобщенности с природой, но приближается время, когда люди будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой, когда сделается невозможным противопоставление человека и природы, духа и материи.

Было бы, разумеется, наивно отыскивать в стихах поэта какие-либо прямые параллели с работой Энгельса: Заболоцкий не ставил себе подобных иллюстративных задач. Прочитанное будило его собственную мысль и фантазию.

Отмеченное самим Н. Заболоцким воздействие работ Циолковского тоже проявилось в его стихах опосредованно. Поэта привлекала вера изобретателя в неистощимое творчество природы, в разнообразие преображений.

5. Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого “Утренняя песня”.

(Выразительное чтение является одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения.)

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
Вздохнули листья. В деревянных жилах
Вода закапала. Квадратное окошко
Над светлою землею распахнулось,
И все, кто были в башенке, сошлись
Взглянуть на небо, полное сиянья.
И мы стояли тоже у окна.
Была жена в своем весеннем платье,
И мальчик на руках ее сидел,
Весь розовый и голый, и смеялся,
И полный безмятежной чистоты,
Смотрел на небо, где сияло солнце.
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню,
Встречая нас. И все кругом запело.
И все кругом запело так, что козлик
И тот пошел скакать вокруг амбара.
И понял я в то золотое утро,
Что счастье человечества – бессмертно.

Чтец (учитель) в процессе исполнения художественного произведения остается самим собой, то есть не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным произведением. Эти переживания появляются в процессе исполнительского анализа произведения. Исполнительский анализ – это путь чтеца к поэту, это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста (наблюдение за ритмом, композицией стихотворения, системой “ключевых” слов).

6. Анализ стихотворения.

  • О чем это стихотворение?
  • Содержание стихотворения предельно конкретно и в то же время условно. Произведение излучает жизнь, одухотворяя и просветляя окружающий нас мир. Читатель забывает о поэтической условности картины; вместе с автором он любуется сиянием живого, ласкового утра.
  • Природа у Заболоцкого неравнодушна к человеку: “…деревья, звери, птицы… Вдруг заиграли утреннюю песню, Встречая нас.”
  • Заболоцкий здесь поэт-философ.
  • Что мы понимаем под философской лирикой?
  • Стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное “Я” автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром – с человеком, природой, землей, вселенной…Этот поэтический диалог можно считать вечным для русской поэзии.
  • (Понятие “философской лирики” ранее было уже известно учащимся. На данном этапе оно расширяется и осмысляется более глубоко и более конкретно).
  • Об этом качестве русской поэзии хорошо сказал Юрий Селезнев в статье “Поэзия природы и природа поэзии”: “Космизм” русской поэзии проявляется… в том духовном состоянии причастности миру, который создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо”.
  • Вопрос “О чем это стихотворение?” задается вторично (можно еще раз прочитать стихотворение).
  • О вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в которой надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.
  • Через какой образ выражается идея связи времен в стихотворении Заболоцкого?
  • У Заболоцкого поэтическая идея связи времен выражается через образ ребенка: “И мальчик на руках ее сидел. Весь розовый и голый, и смеялся… 
  • Поэт даже не говорит о том, что его как человека уже не будет; нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же утреннюю песнь. И в этом он видит смысл своего бытия-деяния на земле. И в этом видит бессмертие человеческого счастья: “И понял я в то золотое утро, Что счастье человечества – бессмертно”. 
  • Родная земля, любимая женщина в “весеннем платье”. Глубокое жизнелюбие, душевный оптимизм, родственный пушкинскому.

7. Краткое обращение к опыту предшественников Н. Заболоцкого.

  1. В изображении Пушкина природа автономна. Пушкин – гений объективного. “Равнодушная природа”. Порой она сопутствует человеку, но лирическое “я” поэта никогда не растворяется в ней. (Для анализа можно взять следующие стихотворения “Вакхическая песня”, “Осень”, “Вновь я посетил…”)
  2. Вторая половина Х1Х века определяется чертой, которой является пантеизм. Диапазон “философии природы” здесь определяется следующими метами: от “Природа внемлет мне” (Некрасов) до “Дай вкусить уничтоженья,/ С миром дремлющим смешай” (Тютчев).
  3. У Есенина мы не найдем философии природы, отдельной от человека. Человек – часть живой природы. НО очень тесная связь с традициями народной поэзии (изобилие постоянных эпитетов “солнце красное”, “ночка темная”, мифологические образы – “розовый конь” и т.д.) (Можно обратиться к стихотворению Есенина “Зеленая прическа”).

Учащиеся приходят к выводу, что поэзия Заболоцкого созвучна с есенинской, но нет черт народной поэзии, элементов фольклора.

8. Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения.

  1. Лексические особенности (нет просторечий, как у Есенина, язык литературный).
  2. Эмоциональная окраска (цвет: утро – пора ярких красок, поэтому главенствуют здесь цветовые образы, а звуковых практически нет;

“светлая земля”
“небо полное сиянья”
“была жена в своем весеннем платье”
“и мальчик…весь розовый, и голый”
“смотрел на небо, где сияло солнце”
“то золотое утро”).

“Золотое утро” – символическо-возвышенное определение утра. Здесь все дышит весной, радостью, утром, счастьем.

  • Какова же тема произведения?
  • Гармоническое единство человеческой души с Миром.

9.

В конце (в качестве повторения) урока можно обратить внимание на размер стихотворения (нет рифмы, “белый” стих).

10.

На уроке можно использовать репродукции картин пейзажного характера, так как Н. Заболоцкий увлекался живописью.