Урок чтения в 6-м классе специальной коррекционной школы VIII вида

Разделы: Литература


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по прочитанным рассказам из повести Н.Носова “Незнайка и его друзья”: “Коротышки из цветочного города”, “Как Незнайка сочинял стихи”, “Как Незнайка художником был”, “Как Незнайка водил машину”.

  • уметь находить ответы на вопросы в тексте, разгадывать кроссворд, пересказывать текст, давать характеристику героям, развивать навыки выразительного чтения
  • корригировать логическое мышление, связную речь через выполнение коррекционных упражнений

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний (с элементами игры)

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: тексты, буквы для физкультминутки, карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (музыкальный центр, ноутбук, телевизор), видеоряд к заданию №1, видеосюжет к рассказу “Как Незнайка учился водить машину”, диск с песнями “Дуэт Пончика и Сиропчика”, “Песня Незнайки”.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие, отчет дежурного, проверка готовности к уроку.
  • Звучит аудиозапись детской песни “Гимн Незнайки”

– Как вы думаете, кому принадлежит эта песня, кто ее поет?

– Какие слова из песни вам помогли это определить?

– С какой повестью Н.Носова мы знакомились?

– Какие истории из этой повести мы читали? (перечислить)

Введение в тему.

Несмотря на то, что Незнайка в песне поет “Совершенно невозможно все на свете знать”, сегодня мы должны доказать, что знаем очень многое о повести Н. Носова “Незнайка и его друзья”. Вам предстоит выполнить несколько заданий, за правильные ответы на которые вам будут даваться жетоны. А начнем мы с того, что вспомним жителей Цветочного города.

II. Основная часть.

1. Кроссворд “Назови героя” (раздаются каждому ученику)

  1. Главный герой повести Н.Носова “Незнайка и его друзья”
  2. Поэт из цветочного города
  3. Коротышка – художник
  4. Коротышка, который все знал.
  5. Охотник из Цветочного города

После выполнения 1 задания – видеоряд с изображением тех персонажей, которые были зашифрованы в кроссворде. Самопроверка учениками своих работ, поиск ошибок. За правильное выполнение кроссворда-2 жетона, за выполнение с 1 ошибкой-1 жетон, 2 и более-0

Вывод после упражнения: Мы с вами вспомнили героев повести “Незнайка и его друзья. А каких коротышек мы с вами не назвали? (ответы детей)

  • Задание №2 (Блиц-викторина)

А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете содержание повести.

Учитель предлагает вопросы, на которые учащиеся должны правильно и как можно быстрее дать ответ. За правильный ответ – жетон

Как назывался город, в котором жил Незнайка?

– Как называли жителей Цветочного города? Какого они были размера?

– Какое имя выбрал себе поэт из Цветочного города?

– Каким словом назвали коротышки стихи Незнайки?

– Как изобразил Незнайка на портрете Пульку , Пилюлькина, Пончика?

– Как звали коротышек, которые изобрели автомобиль?

– На каком топливе ездил автомобиль Винтика и Шпунтика?

  • Задание №3

– А теперь самое время обратиться к самим рассказам из повести Н. Носова. Для выполнения следующего задания нам необходимы карточки №2. Вам необходимо вспомнить, из какой истории предложены вам строки, найти их в тексте (распечатки в папках + учебник), вписать в карточки пропущенные слова, прочитать вслух отрывок (Сильным ученикам предложено задание, где пропущены словарные слова – им необходимо после выполнения их объяснить. Количество карточек зависит от количества учащихся в классе).

Карточка №1

Определи, из какой истории о Незнайке взяты строки, найди их в тексте, вставь пропущенное слово. Прочитай весь отрывок вслух.

– А у тебя способности есть? – спросил Цветик

– Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.

– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое _____________? _______ – это когда два слова оканчиваются одинаково.

Карточка №2

Тюбик был очень хороший художник. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл "балахон". Стоило посмотреть на Тюбика, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед _______________________с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник.

Карточка №3

Этот Стекляшкин был знаменитый_______________. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Когда он смотрел в увеличительные стекла на разные предметы, то предметы казались больше и т.д.

Физкультминутка

(Проводится в виде спортивной минутки. Класс делится на 2 команды по рядам. На доске для каждой команды отдельно зашифровано слово “Пилюлькин”. Учащиеся быстро выходят к доске, открывают букву, а затем собирают слово полностью. Победитель – команда, которая раньше соперника выполнила задание. Каждый из участников команды победителя получает жетон)

После физкультминутки вопросы:

– Кто такой Пилюлькин?

– В какой истории о коротышках доктор Пилюлькин лечил Незнайку? (“Как Незнайка учился водить машину”)

– А что с Незнайкой произошло? (Авария).

  • Чтение отрывка из рассказа “Как Незнайка учился водить машину” эстафетой (учащийся сам решает, кому из товарищей передать “эстафетную палочку”)

– Почему Незнайке не разрешили водить машину?(Не умел)

– Но Незнайка после происшествия решил извиниться перед Винтиком и Шпунтиком за разбитый автомобиль и написал им письмо, но некоторые безударные окончания существительных не дописал, т.к не знает правил русского языка. Помогите Незнайке.

  • Задание №4

Вставь пропущенные Незнайкой безударные падежные окончания существительных.

Дорогие Винтик и Шпунтик! Я без разрешения поехал кататься на вашей машин__.

На дорог__ я не справился с управлением и машина оказалась в речк__. Извините меня, пожалуйста!

Вывод после выполнения.

– Итак, у Незнайки так и не получилось стать водителем. А кем Незнайка еще хотел стать, но у него не получилось?(художником, поэтом). А почему у него не получилось стать поэтом? Какой рассказ нам повествует об этом? Давайте найдем в тексте, какие стихи написал Незнайка о Знайке, Торопыжке, Авоське?

  • Задание №5 Работа с учебником, чтение по цепочке учащимися, стр.72.

– Почему стихи Незнайки не понравились жителям Цветочного города?

(Незнайка писал бессмысленные стихи, которые обижали коротышек.)

Итак, Незнайка не смог стать водителем, поэтом, а художником получилось стать? Почему? Давайте вспомним, каким он нарисовал Гуньку.

  • Задание №6 Дайте описание Гуньки, каким нарисовал его Незнайка.

– коррекционное упражнение на определение цвета (нос – красный, уши-зеленые, глаза – оранжевые, губы-синие, усы-фиолетовые, волосы-голубые)

При ответах детей на экране проявляется портрет нарисованного Незнайкой Гуньки (используется заранее подготовленный компьютерный макет портрета).

Почему же у Незнайки не получилось стать ни водителем, ни поэтом, ни художником?

– Что же необходимо было Незнайке, чтобы у него получалось любое дело?

(Учиться, прилагать старание, доводить начатое дело до конца)

III. Заключительная часть.

  • Подведение итогов урока

– О какой повести мы сегодня говорили?

– Кто ее автор?

– Что необходимо человеку, чтобы хорошо справиться с любым делом?

Подсчет жетонов, выставление оценок, поощрение лучших учеников.

Коррекционное упражнение на снятие напряжения “Узнай персонажей” -песня “Дуэт Пончика и Сиропчика”.

Домашнее задание: нарисуйте портрет любого из понравившихся Вам жителей Цветочного города.