Конспект урока по литературе в 10-м классе по теме "Быть честным — понятие сложное" (по роману Ф.Абрамова "Дом")

Разделы: Литература


Цели:

  1. Помочь учащимся разобраться в главной проблеме романа – выборе человеком духовных и материальных ценностей, духовных ориентиров и заставить их задуматься над собственными духовными ориентирами.
  2. Развитие речи учащихся путем предложения монологических выступлений.
  3. Формирование умения работать в группе, нести личную и общую ответственность за результаты работы.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  • Запись темы, плана, эпиграфа в презентации урока.
  • Выставка иллюстраций к роману, выполненных учащимися.
  • ТСО: мультимедийное оборудование, магнитофон.
  • Фото из набора открыток “Ф.Абрамов” под редакцией Л.Крутиковой-Абрамовой.
  • Слайды “Пейзажи Севера” (из пособий к урокам географии).
  • Музыкальное оформление: грамзапись прелюдии соль минор С.Рахманинова.

На экране – кадр 1.ЭПИГРАФ:

Минуты, словно люди, не равны.
Хотя права им равные даны...
У каждой свой невыдуманный лик.
Минутно я правдив, минутно ложен.
В какие-то минуты я велик,
В какие-то случается ничтожен...
И только совокупность всех минут
Дает возможность быть самим собою. (В.Кузнецов)

ХОД УРОКА

На экране – кадр 2.

1. “Начинаем наш с вами разговор...”

Учитель: (примерный текст)

Не без волнения беру я в очередной раз роман “Дом”. Книгу, в которой и герои, и автор, пойдя через боль, нравственные потери, любовь и прощение, понимают, что “быть честным – понятие сложное”.

На Руси всегда были беспокойные голоса, которые, сколько бы их ни урезонивали, твердили свое. У каждого свой путь. Один бьет в набат, другой творит в тишине, создавая труд, который входит в нашу кровь и плоть. Так и Ф.Абрамов.

(На экране – кадр 3.: ФОТО № 8 из серии открыток “Ф.Абрамов”).

(Звучит музыка – Прелюдия соль минор С.Рахманинова).

Главным делом для него было говорить правду. Его нельзя было остановить, обольстить, заставить отступиться от истины, которую он нес. И истину эту он находил в земле нашей северной, в своих земляках-северянах. Он находил истину в земле, о которой наш северный поэт Николай Журавлев сказал, что это страна,

Где небо в звездах, словно луг в ромашках,
Где в дымных трубах сиверко гудит,
Где души, словно двери, нараспашку,
В любую, как в родную, заходи.

(Кадр 4.: пейзажи Севера).

Где вьется заблуда – тропинка
И манит в глухие леса...

(Кадр 5. “Луг в ромашках”).

Где плещется грусть ветровая
На плавнях задумчивых рек

(Кадр 6. “Реки Севера”).

На экране – кадр 7. “Северное раздолье”

Где эти белые закаты!
И синь волны, и высь, и ты,
И беспредельность чистоты,
Где чувствуешь себя святым
И бесконечно виноватым.

Что чувствовал Ф.Абрамов? Прежде всего ответственность, боль, горечь за разрушенное. Ф.Абрамов верил: “...человек строит сам себя...” “ ...человек может многое”. Но для духовного роста необходимо нравственное прозрение, каждодневное очищение. А прозрение и очищение даются нелегко. Они приходят с великим трудом, в результате немалых страданий.

Все это мы видим в романе “Дом”. На экране – кадр 8: тема урока.

В жаркое дымное лето 1972 г., вернувшись на 30 с лишним лет назад,
мы снова попадаем в Пекашино, кадр 9 – Пинежье.

Давайте пройдем с вами по улицам Пекашина, посмотрим на его дома: судьбы героев и домов в романе срастаются воедино. В домах по-разному живут, дома строят и разрушают, о них говорят, их берегут или пренебрегают ими. На экране – кадр 10.

2.Экскурсия по улицам Пекашина.

(На экране – иллюстрации к роману, выполненные учащимися: дома героев – Михаила, Евсея Мошкина, Подрезова, Петра Житова, Старый дом Пряслиных, ветхий домишко Дунаевых. В роли “экскурсоводов” – 2 ученика, цель выступления которых заключается в показе связи домов и характеров героев).

Учитель:

Дела и поступки людей, их быт, жизнь, устремления зачастую выверяются домом – большим и малым, духовным и материальным, который мы создаем на земле и в душах наших.

С редким бесстрашием писатель всматривается в дома и людей – так ли живут, те ли дома возводят?

О многом рассказывают эти дома – каждый о себе и в сопоставлении о другом, а все вместе – о той материальной и духовной разноголосице, которую переживает сегодня деревенская (да и только ли деревенская) Россия и в выборе жилья, и в выборе жизненных ценностей, духовных ориентиров. На экране – кадр 11.

3. Дома и герои. Учитель:

  • Разнолики дома, разноголосы люди. Разные голоса, разные стремления, разные убеждения.
  • (Хор голосов – ученики с разных сторон класса)
  • Вслушаемся в этот многоголосый хор:
  • А, между прочим, Россия-то из домов состоит. Да, и з деревянных, люди которые рубили.
  • Да, я за свой дом не держался... Мне вся страна домом была.
  • От тати карточки не осталось... Так пущай дом заместо карточки будет.
  • Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Зачем рвать жилы из себя, когда казенных домов хватает?
  • Каждому сыну хочу дом поставить. Да! В деревне хочу деревню сделать. Чтобы Баландины – навеки вечные!

Учитель:

Что удивительно: мы готовы согласиться с Михаилом, Калиной Ивановичем, Егоршей, Лизой, Евсеем, Пахой Баландиным. А в романе они сталкиваются как антиподы. Спорят до хрипоты, судьбой оплачивают свои взгляды. В этих спорах усложнившаяся жизнь эпохи. Не случайно в книгу введены три главы из жизни Евдокии-великомученицы.

На экране – кадр 12. Жизнь Евдокии Великомученицы

4. Индивидуальное исследование (предварительное домашнее задание) на тему :

“ЗАЧЕМ АВТОР ВВОДИТ ГЛАВЫ О ЕВДОКИИ-ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ В ПОВЕСТВОВАНИЕ? КАКОВ ИХ СМЫСЛ?”

Вывод: Супруги Дунаевы показаны во взаимной связи со временем, историей. Это фигуры во многом трагические. На их долю выпала задача первопроходцев, первостроителей. Они зачастую совершали невозможное. Увлеченные великой идеей пересоздания мира, Калина Иванович и его соратники оказывались нередко пылкими не в меру романтиками, фанатичными энтузиастами. Пренебрежение к личным заботам, подчас высокомерное отношение к ним были и достоинством, и бедой этого поколения.

ВОПРОСЫ классу:

  • Какие чувства вызывают у вас Калина Иванович и его жена Евдокия? Почему?
  • Как вы относитесь к героям?

Обобщение учителя:

Супруги Дунаевы вызывают и восхищение, и сострадание. Сильные, мужественные люди заслуженно встали в ряд русских подвижников. Ф.Абрамов заставляет читателя восхищаться ими и поклониться им.

Работа с текстом романа:

ЧТЕНИЕ учителем сцены “Похороны Калины Ивановича”: Часть 3, гл. 5, подгл. 1.

(Чтение на фоне музыки: звучит мелодия песни “Там вдали за рекой...”).

Но Абрамову недостаточно поклонения. Его задача другая. Она сложнее: призвать читателя извлечь уроки из жизни героев, осмыслить опыт героики, страданий и заблуждений. На экране – кадр 13.

5. Фигура Подрезова.

ВОПРОСЫ классу (фронтальная беседа):

  • Каким вы увидели Подрезова ? Остался ли он прежним в последнем романе?
  • Что произошло с героем? Что изменило его?

Работа с текстом: Часть 3 гл. 6. подгл. 1-3.

Обобщение учителя:

Подрезов погиб от людской напраслины, от разрыва с привычным миром, от уязвленного самолюбия, от своего крутого характера.

Здесь вновь выявляется сложная обусловленность человеческой судьбы как ходом истории, так и личным поведением человека, его устремлениями.

На экране – кадр 14.

6. Егорша в романе.

Индивидуальное исследование (предварительное домашнее задание) на тему:

Егорша в романе “Дом”. Мое восприятие героя.

ВОПРОСЫ классу (фронтальная беседа):

  • Так ли прост Егорша?

Обобщение учителя: Эгоист, циник, приспособленец, потребитель. Для него нет ничего святого. Опустился, спился, предал деда, Лизу, отцовский дом. И в то же время в нем живет что-то широкое, вольное, жизнелюбивое, то, что помогало Пряслиным в годы войны, когда он приносил в их дом не только сахар и хлеб, но и улыбку, неунывающий дух.

  • Что же гонит Егоршу по земле? Только ли желание легкой жизни?

Желание увидеть мир, найти другую жизнь людей, которые не замыкались бы в рамках семьи и хозяйства.

  • Перед кем преклоняется Егорша и почему?

Перед Подрезовым: не хочет быть сломанным жизнью, не хочет превратиться в “навозного жука”, как Михаил.

  • К чему приходит Егорша после встречи с Подрезовым?

Работа с текстом: часть 3, гл. 6, подгл. 3, часть 3, гл.7, подгл. 1

К духовному прозрению, к пониманию подлинных духовных ценностей. Позднее прозрение, позднее раскаяние. И только теперь, в конце романа, становится ясно, почему он когда-то был другом Михаила, почему его полюбила Лиза. Почему с такой благодарностью и признательностью о нем вспоминают близнецы.

Работа в творческих группах (обсуждение проблемы):

  • Кто и что виновато в трагедии Егорши?

ВЫВОД:

1. Сам. Не выдержал испытания жизнью, сломался, пошел по легкому пути. Но у героя хватило духа совершить суд над своими ошибками.
2. Время: пропаганда, которая окружала ореолом целинников, механизаторов, строителей, даже лесорубов, но не рядовых земледельцев. Где же полуграмотному Егорше с его-то стремлением к необычному, новому, разобраться в подлинных и мнимых ценностях. На экране – кадр 15.

7. Братья-близнецы Григорий и Петр.

Особой глубины и пронзительности автор достиг в изображении братьев-близнецов.

Индивидуальное исследование (предварительное домашнее задание):

В чем вы видите сложность отношений братьев, их поведения?

ОБОБЩЕНИЕ учителя:

Долгое время вместе. Это порождает неприязнь, раздражение, даже ненависть со стороны Петра. Петр возлагает на себя обязанность добровольного аскетизма ради брата, тем самым губит его, разрушает себя. Нравственное просветление приходит к нему тогда, когда он начинает заботиться о близких по зову сердца, а не из чувства долга и необходимости. Тогда Петр начинает чувствовать себя человеком, у него появляется вдохновение, он готов впрячься не только в “пряслинский воз”, но и пекашинские дела.

На экране – кадр 16.

8. Русская душа Лизы Пряслиной.

Негасимый свет русской души несет в себе Лиза Пряслина, и освещается, светится мир вокруг нее даже в самое трудное время. Глядя на ее долготерпение и великое самопожертвование, готов подчас вознегодовать: да сколько же она будет терпеть и прощать? А потом вдруг открываешь в Лизе то, чего так не хватает многим из нас.

Индивидуальное исследование (предварительное домашнее задание):

– Что же есть, по-вашему, в Лизе такого, чего подчас не хватает нам ?

ОБОБЩЕНИЕ учителя:

Лиза спасает людей самым древним способом: добротой, любовью, сердечностью, совестливостью и великим трудом, заботой о людях и животных.

Она не лишена социальной активности:

  • подписывается под письмом Михаила в предыдущем романе,
  • резко отчитывает старух, которые начали злословить об Анфисе Петровне,
  • требовательно говорит с управляющим совхоза Таборским,
  • добивается освобождения Федора из колонии.

Способна к великому прощению, понимает людскую боль, страдания.

Ее слова: “Лучше на свете не жить, чем без совести”.

ДИСКУССИЯ: (работа в творческих группах)

  • В чем трагедия Лизы? Почему она погибает? Автор прямо не говорит об этом. А как думаете вы?

ОБОБЩЕНИЕ учителя:

Виноваты люди, их очерствелость; эгоизм Егорши, жестокость Михаила, недальновидность Петра, цинизм Пахи Баландина, нахальство Нюрки Яковлевой, равнодушие многих пекашинцев.

  • Характер и поведение Лизы. Всегда ли были оправданы ее жертвы?

Вовсе нет. Вспомните ее поступки:

  • безоглядное замужество,
  • безмерная любовь к братьям и сестре, излишняя забота о Татьяне,
  • умеет постоять за других, но не за себя,
  • не безразлично, “что люди скажут”.

По-видимому, внутренний мир Лизы, ее духовный дом, такой светлый, такой прочный, имеет все же свои обветшалые венцы и нуждается в укреплении.

И думается, что одна из главных проблем, связанная с образом Лизы, да и со всей книгой, – проблема того, где найти РАЗУМНУЮ меру СОСТРАДАНИЯ, ЛЮБВИ и ДОБРА к людям, меру ТЕРПЕНИЯ и САМООТРЕЧЕНИЯ, чтобы жизнь твоя стала НЕ ЖЕРТВОЙ, а ОПОРОЙ, прочным ФУНДАМЕНТОМ не только общей, но и личной судьбы, не только общего, но и личного дома.

На экране – кадр 17.

9. Лиза и Михаил, В Лизе – духовное начало. Михаил – плоть мира.

“На них жизнь держится, земля стоит”.

Фигура Михаила в центре, через его сердце и сознание проходят события в семье, в Пекашано, стране.

ВОПРОС классу: Каким вы увидели Михаила в последнем романе?

Михаил – активный участник событий, человек с тревожной совестью: воюет с Таборским, Сусой-балалайкой, Прошкой-ветеринаром, механизаторами, которые неправильно пашут поле.

Работа в творческих группах, обсуждение проблемы:

  • Почему Михаил не уживается с людьми и нередко чувствует себя одиноким?
  • Почему часто уходит в старый дом?

ОБОБЩЕНИЕ учителя:

Непримиримость, совестливость грозят отчуждением. Механически выполняя указания, люди перестали чувствовать себя заинтересованными. Втянутые в круговорот повседневных отношений, мы нередко становимся молчаливыми пособниками бесхозяйственности и бюрократизма. Люди превратились в бездумных исполнителей, перестали любить землю, уважать свой труд – главное занятие на земле.

От строительства общего дома ушли к обустройству своего. Это теснит идеалы Калины Ивановича, Подрезова, Лукашина. А совхозная зарплата, жизнь на дотации государства породили иждивенческую психологию работяги, который ни за что не отвечает и не заботится по-настоящему о земле.

ВОПРОС классу: Правда на стороне Михаила, но почему ему так трудно бороться? Что мешает ему?

ОБОБЩЕНИЕ учителя:

Прежде всего недостаток образования. Михаил не подготовлен к серьезному социальному мышлению. Подвижнический героизм, жертвенность не могут быть нормой повседневности. Как совместить развитие личного малого дома с благоустройством общего?

Эту проблему, видимо, могут решить люди такие же совестливые и трудолюбивые, но с большим социальным опытом, умеющие широко и глубоко мыслить.

“Время требует властно человека-хозяина, человека с развитым самосознанием, обостренной гражданской совестью, с широким историческим кругозором”.

Ф.Абрамов. Из речи на 6 съезде писателей.

ВОПРОС классу: На кого возлагает в романе свои надежды писатель?

Отчасти на молодое поколение: Веру Пряслину, Виктора Нетесова. Обнадеживает и взрыв социальной активности в селе, который произошел в связи с приездом начальства. Нет, не исчезли в Пекашине совестливые люди, не погрязли в потребительстве.

“Дом” – произведение философское и острогражданское.

На экране – кадр 18. Думаем, обсуждаем, спорим

10. РАБОТА в творческих группах по КАРТОЧКАМ (Приложение 1).

(Одна карточка на группу. Групповое обсуждение 2-3 минуты. Монолог представителя от группы).

На экране – кадр 19. ФОТО Абрамова № 14 из набора открыток под редакцией Л.Крутиковой (звучит музыка – прелюдия соль минор С.Рахманинова)

ИТОГИ УРОКА:

Ф.Абрамов – писатель честный и искренний. Его путь был всегда труден. Сколько раз его била и колотила критика, но он остался верен главному в своем творчестве – правде и честности.

Как дальний колокол звучит невысказанный в прямом смысле призыв:

“Берегите дом... Берегите дом... Берегите дом...”

Восстанавливая русские северные земли, наши с вами селения, оберегайте умы человеческие, человеческие души, которые способны зарастать таким чертополохом, как невозделанные поля.

И опять на память приходят строки Н. Журавлева о нашем северном крае, где “чувствуешь себя святым и виноватым”.

Абрамов заставляет нас задуматься и сделать в жизни все, чтобы не чувствовать себя потом виноватым.

Домашнее задание: чтение рассказов Ф.Абрамова, написанных в конце творческого пути.

Подумать над темами сочинений:

  1. Что я постиг, читая романы Ф. Абрамова?
  2. Что значить жить по-абрамовски?
  3. В чем я вижу драму Лизы Пряслиной? (по роману “Дом”)
  4. Что я принимаю и не принимаю в Михаиле Пряслине?

Литература: “Земля Ф. Абрамова”. Сборник статей литературоведов и критиков. Сост. Л.Крутикова. Москва. “Современник”, 1986 г.

Приложение