Урок-путешествие на остров Романтиков за ответом на вопрос: "Всегда ли в жизни есть место подвигам?"

Разделы: Литература


Цели:

Образовательная: познакомить учеников с понятиями “романтизм”, “ романтический герой”; совершенствовать навык анализа текста;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес;

Воспитательная: воспитание нравственных качеств через восприятие литературного произведения.

Оборудование урока: наглядные пособия, портрет писателя, карта, дидактический материал.

Вид урока: урок– путешествие.

Педагогическая технология – игровая.

Ход урока

1. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года. И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль.
Другой – сидеть себе на месте
Листать обратно календарь.

Я взяла календарь и на одной из страниц увидела карту странствий А. М. Горького. Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных, я решила пригласить вас в путешествие. Но есть одно условие. Мы обязательно должны в конце путешествия ответить на вопрос: “ В жизни всегда есть место подвигам?”

Итак, капитаном корабля буду я, а вы – юнги. На палубе нашего корабля три каюты. Располагайтесь поудобнее. Перед отплытием выберете старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий или сигнализировать мне в случае затруднений. Есть дополнения, интересные факты – сова, нужна помощь– Незнайка.

2. Повторение изученного материала

Викторина.

Учащиеся получают вопросы по биографии писателя и пакет помощи для работы.

Пока я всё вам объясняла, наш корабль из порта Школьный и уже прибывает к острову М. Горького. Стоянка 2 минуты. Ваша задача, юнги, ответить на вопросы, дополняя друг друга.

  1. В каком году родился А. М. Горький?
  2. Известно, что Горький– псевдоним. Назовите настоящую фамилию писателя.
  3. Как звали отца М. Горького, и кто он был по профессии?
  4. Где воспитывался и рос после смерти родителей А. Пешков. (с1873-1878)
  5. Кто облегчил жизнь осиротевшего подростка?
  6. В каком году Горький начал путешествовать “ по Руси”?
  7. Какой рассказ стал одним из известных ранних произведений писателя? Где и когда он был опубликован?
  8. Дополните факты биографии писателя.

(По учебнику или другим источникам)

Проверка проводится в вопросно – ответной форме. За правильный ответ получают жетон.

Молодцы! Отправляемся дальше. Мы плывём через пролив Литературоведческий. Но здесь сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону. От падения все термины перепутались. Выручайте юнги!

(Учащимся отдельно выдаются литературоведческие термины и отдельно их понятия. Ребята на время должны найти соответствия и проиллюстрировать их примерами.)

Романтизм – литературное направление, предполагающее утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, подходящий к действительности с позиций своего идеала, предъявляющий ей исключительные требования.

Романтик– герой, который всегда одинок, потому что люди не понимают его и не принимают его идеалов.

Легенда – это художественное произведение, в основе которого лежит подлинное событие, приукрашенное народной фантазией.

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления по принципу их сходства. (Скрытое сравнение)

Аллегория (иносказание) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ. (Лиса – А. хитрости, заяц – А. трусости)

Гипербола – чрезмерное преувеличение.

Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы.

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

Эпитет – образное определение, придающее выражению эмоциональность.

Молодцы! Вы успешно справились с задачей. А не подскажите из какого произведения приведены примеры.

(Приводятся примеры из легенды)

“В лесу было так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было с той поры, как он родился….”

“…деревья– великаны гудели сердитые песни…”

“…болото разевало свою жадную гнилую пасть…”

“ …. Блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река…”

  • А что такое легенда?
  • Кто такой романтический герой?

Вы быстро справились с задачей, и мы бросаем якорь у острова Романтиков.

3. Изучение нового материала

Беседа

Итак, вы прочитали легенду о Данко из рассказа “Старуха Изергиль”.

  • Какое впечатление произвёл на вас Данко?
  • Нарисуйте словесный портрет Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М. Горький.

(Данко – молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В его лице поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием – это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее.

Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа…

Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль чёток, как у очень красивого человека.)

* Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело право погибнуть?

(Племя не могло погибнуть, потому что оно имело заветы– бесценный вековой опыт, в незнании которого Изергиль упрекала нынешнее поколение.)

  • Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?

(Данко не в вожди рвётся, не сомоутверждения жаждет, он хочет спасти погибающее племя и его заветы)

  • Что отличает Данко от других членов племени?

(Ответ находим в словах самого героя: “ Кто ничего не делает, с тем ничего не станется”. Активные поиски выхода из безвыходных ситуаций, целеустремлённая деятельность – вот что, по Горькому, составляет суть героического характера. Это отличает Данко от “ скованных страхом” людей племени.)

  • Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?

(Первое и ответное чувство Данко – негодование, но и тут же – но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и знал, что без него они погибнут. Чем больше нарастает озлобленность людей, в самом Данко нарастает чувство жалости к ним.

  • В чём состоит подвиг Данко?

(Вырванное из груди сердце Данко вспыхнуло факелом любви к людям. Данко погибает с радостным сознанием выполненного долга. Автор подчёркивает благородство героя, который отдал своё сердце, ничего не прося взамен.

А самое печальное, что люди не только не оценили подвиг самопожертвования, они ещё и испугались, “как бы чего не вышло”. Этот финал возвращает нас к теме заветов: если не испытывают благодарного чувства к героическим поступкам, значит не усваиваются заветы. Значит, не накапливается багаж бесценного опыта, который во все времена выручает отдельного человека и целые народы в годы испытаний.)

А теперь контрольное задание:

* Владимов убеждён, что “ нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно”

В чём заключён смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм?

* А. Н. Семенов пишет: “ В своём творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей”.

Как бы вы ответили на вопрос, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

* Л. А. Трубина пишет, что в легенде о Данко Утверждается “идея подвига во имя общего счастья”

Действительно ли в окончании легенды говорится об утверждении идеи подвига во имя общего счастья?

Ребята, скажите, в жизни всегда есть место подвигам?

4. Подведение итогов

Итак, мы прибываем в порт Школьный. Вам понравился урок? Если да – нарисуйте улыбающееся личико, если нет – грустное.

А теперь старшие юнги посчитайте жетоны. Кто у нас победитель?

Я очень рада была встретиться с вами, и в память о нашем уроке я хочу подарить вам частичку своей души со словами: “ Возьми своё сердце, неси его смело, отдай его людям, чтоб ярче горело”.