Урок литературы по теме "Жанр оды в лицейской лирике А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Дидактическая цель: овладение процедурой исследования.

Целеполагание:

  • Формирование и расширение знаний о жанре оды
  • Формирование умений анализа лирического произведения на основе составления историко-культурного комментария
  • Формирование умений исследовательской деятельности учащихся в составе группы
  • Формирование навыков составления опорного конспекта
  • Формирование и расширение знаний учащихся об идейном смысле художественного произведения

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Наш урок сегодня посвящен творчеству А.С.Пушкина. // 2 СЛАЙД

Как вы помните, имя поэта неразрывно связано с Царскосельским лицеем, первым в России привилегированным учебным заведением для дворян с университетским уровнем образования и воспитания.

Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к первому лицейскому выпуску, он учился в Царском Селе с 1811 по 1817 год. Это время оставило неизгладимый след в творчестве и судьбе поэта. Неслучайно литературоведы выделяют в творчестве поэта Лицейский период.

В лицейской программе очень важное место уделялось изучению изящной словесности, лицеисты в большом объёме знакомились с историей мировой литературы и произведениями выдающихся представителей русской словесности 18 века.

– Какие имена вам известны?

Но лицеисты еще должны были уметь сами создавать произведения изящной словесности.

– Какой срок составляло обучение в Лицее? / 6 лет: 3 года – младший курс и 3 года – старший /

По окончании младшего курса лицеистам предстояли переводные экзамены, которые в то время носили открытый и очень торжественный характер. Такое торжественное испытание были запланированы в лицее на октябрь 1814 года, однако в силу объективных причин экзамен был перенесён на январь 1815 года. Юный Пушкин под руководством своего учителя профессора Галича тщательно готовится к этому событию: чтобы показать свои знания и навыки публичного выступления, он пишет стихотворение “ Воспоминание в Царском Селе”. Именно это стихотворение станет объектом вашего исследования на уроке.

Мотивация

Постановка и формулирование проблемы

– Какую же исследовательскую проблему поставим перед собой? 3СЛАЙД

Почему Пушкин избирает для своего экзаменационного произведения жанр высокого “штиля”?

Прояснение неясных вопросов

  1. Какие жанры относятся к высокому “штилю”?
  2. Вспомните признаки оды.

Формулирование гипотезы

– Как вы думаете, почему юный поэт избирает жанр оды?

Формулируем гипотезу, которую необходимо будет подтвердить данными исследования: избранный жанр позволил юному поэту наиболее полно выразить своё эмоциональное состояние. //4 СЛАЙД

Ход исследования

Планирование деятельности детей (работа в 3-х группах):

  • Получить раздаточный материал
  • Прочитать, изучить и обсудить его в группе
  • Ответить на вопросы
  • Сформулировать вывод

1 группа “Лингвистический анализ поэтического текста” //5-6 СЛАЙДЫ

1. Найдите элементы высокого “штиля” в предложенном фрагменте; заполните таблицу.

Параметры

Примеры

Античные образы

 

Устаревшие словоформы

 

Экспрессивно окрашенная лексика

 

Поэтический синтаксис

 

2. Сделайте вывод, каким стилем написано стихотворение.

2 группа “Образный анализ поэтического текста” //7 СЛАЙД

Система вопросов:

  1. Истолкуйте название стихотворения; в какой форме оно написано.
  2. Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?
  3. Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.
  4. С помощью какого приема показан пейзаж?

Сделайте вывод

Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка?

3 группа “Анализ поэтического текста на основе историко-культурного комментария” //8 СЛАЙД

Используя раздаточный материал, установите: о каких событиях 18-19 веков вспоминает лирический герой?

Вывод– представление: 1) лирический герой вспоминает о героической победе русского народа в 18 веке; связывает эти события с событиями своей эпохи – 1812г.//1814г. 2)Пушкин перенимает традиции старших литераторов, “подхватывает” их торжественную песнь, воспевает ратный подвиг своего народа.

Итог работы групп

  • выступление с подготовленным сообщением
  • ответы на вопросы учителя, учащихся; коррекция результатов исследования
  • обобщение данных исследования, вывод

9-13 СЛАЙДЫ; 14-17СЛАЙДЫ

– систематизируйте свои наблюдения:

1) стихотворение написано высоким “штилем”,

2) это лироэпический жанр: мы выделили эпическое и лирическое начала

3) стихотворение посвящено крупному событию/

– определите, какой поэтический жанр соответствует этим трем критериям

– определите пафос стихотворения ( за счет чего он формируется)

18 СЛАЙД

ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОД

Организация процесса рефлексии

Слово учителя // 19 СЛАЙД

Обучение в Лицее совпало с войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы.

А.С.Пушкин писал:

Вы помните: текла за ратью рать

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас…

– Какие эпизоды истории нашего Отечества вы назвали бы в своей выпускной оде?//20СЛАЙД

Самооценка

Приложение 1

Приложение 2