Урок литературы "Особенности лирики А.А. Фета"

Разделы: Литература


Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (тексты стихотворений А.Фета).

 Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с творчеством А.Фета;

развивающая: развивать способность логически излагать, развивать умения сравнивать, анализировать, воображать; развивать творческие, поэтические способности учащихся;

воспитательная: воспитывать уважение к мнению других, умения слушать; воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре. 

ХОД УРОКА

I. Начало урока: 

– Сегодня на уроке мы откроем для себя нового поэта, чьё творчество оказало существенное влияние на формирование мировоззрения многих поколений русских писателей и поэтов.

Чтение эпиграфа к уроку.

Арабы веселятся в день рождения своих поэтов. Отчего и нам не позволить себе самого светлого настроения перед чтением книжки Фета; книжки, которая делает столько чести русской литературе и русской поэзии.

А.В.Дружинин

II. Основная часть.

– Я почитаю вам стихи А.А.Фета, написанные им в разное время, а вас попрошу записывать в тетради те слова или словосочетания, которые показались вам самыми важными, чем-то “зацепили” ваше внимание, удивили.

Чтение поэтических текстов учителем.

– А теперь прочитайте записанные вами слова.

Составление поэтического словаря А.А.Фета. Учитель пишет на доске слова, предложенные учениками.

– Какие из этих слов отражают, на ваш взгляд, основные темы лирики А.А.Фета?

– Какой, по вашему мнению, ведущий мотив лирики Фета?

– Из всех слов, написанных на доске, выберите одно, которое, на ваш взгляд, является основным образом лирики Фета. Это слово будет заголовком вашей творческой работы. Попробуйте создать свой текст, используя слова-образы Фета.

Ученики пишут текст-стилизацию (стихотворную или прозаическую).

Афиширование творческих работ.

– Кто из ребят, по-вашему, был наиболее близок к Фету? Кто точнее уловил его мироощущение?

– Исследователи творчества А.А.Фета предполагают, что концентрация философии мироощущения Фета заключена в стихотворении “Учись у них – у дуба, у берёзы…” Давайте прочитаем это произведение.

Чтение стиховорения.

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений.
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

– О чём это стихотворение? Каков его ведущий мотив? Каков центральный образ?

– К чему призывает автор читателя? Какую строчку стихотворения вы бы взяли в качестве эпиграфа ко всему творчеству поэта?

– Центральный образ – образ мужества, стойкости природы. Мотив стихотворения жизнеутверждающий, оптимистичный: “Верь! Переболит скорбящая душа”. Все преходяще в этом мире: печаль, боль – любое страдание. Придут иные времена. А пока – верь и терпи: “ они …молчат, молчи и ты!”.

– У вас уже сложилось некоторое первоначальное представление о А.А.Фете. Составьте синквейн, который отразил бы ваше восприятие личности поэта.

1 строка – 1 слово (существительное)

2 строка – 2 слова (прилагательное или причастие)

3 строка – 3 слова (глагол или деепричастие)

4 строка – 4 слова (фраза)

5 строка – 1 слово (резюме)

Ученики пишут, а затем читают свои синквейны.

– Каким вы представляете себе А.А.Фета? Как сложилась его судьба?

Ученики высказывают свои предположения.

На доске появляется портрет А.А.Фета, даты его жизни.

– А теперь обратимся к фактам. Проанализируйте представленную вам информацию и заполните таблицу.

Ученики самостоятельно читают представленные материалы: биографию А.А.Фета, письма поэта, воспоминания о нём современников, мнения критиков, высказываниям самого А.А.Фета о себе и своём творчестве.

Что уже знали о А.А.Фете? Что узнали нового? Что не совпало с вашими представлениями и ожиданиями? Какие вопросы возникли?
       

Чтение вопросов, которые записали в таблице ученики.

III. Заключительная часть.

– А вы знаете, что по книгам можно гадать? Откройте томик стихов на любой странице. Выпишите первую попавшуюся вам на глаза строчку. Попытайтесь растолковать, какое отношение к вам она имеет к вам. Какую нужную в данный момент информацию в себе содержит. Выразите своё отношение к строке.

Ребята ищут строки, пытаются их растолковать.

Что нового вы открыли в себе на этом уроке? Какие стихотворные строки уносите с урока и почему именно эти строки?

Домашнее задание.

  1. Поискать ответы на возникшие вопросы в литературе о А.А.Фете. (Список книг прилагается).
  2. Составить список из 10-12 стихотворений А.А.Фета.
  3. Написать вступительную статью, предисловие к избранным вами стихам для современных школьников.