Игра-тренинг "Над бурей поднятый маяк…" (путешествие на корабле "Дружба")

Разделы: Школьная психологическая служба


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.

М. Пляцковский

Цели:

  1. Расширение знаний детей о дружбе.
  2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
  3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

В результате занятия участники смогут:

– сформулировать понятие “дружба”,
– практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
– приобретут навыки работы в сотрудничестве,
– поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Блок – схема занятия.

  1. Введение в тему с использованием игрового элемента.
  2. Разминка. Мозговой штурм. Конкурс “Поднять паруса!”
  3. Навыки сплочённости, взаимопонимания, умение слушать чужую точку зрения. Конкурс “Подводные рифы”.
  4. Умение общаться, сплочённость, коллективизм. Конкурс “Штиль”.
  5. Физкультминутка. Релаксация.
  6. Ситуация выбора. Конкурс “Таинственный остров”.
  7. “Клад”. Результаты тестирования.
  8. “Якорная цепь”. Подведение итогов занятия.

В противоположных сторонах класса вывешиваются три плаката ненаписанной стороной. На одном написано: “Дружба в классе не нужна”, на другом – “Дружба в классе нужна”, на третьем – “А нам всё равно”. Учащимся предлагается встать около любого плаката. Содержания надписей дети не знают.

Словарь: этика (формулировка), друг, приятель, товарищ, взаимопомощь, товарищество, коллектив.

Выставка книг по теме занятия.

Выставка рисунков по теме занятия.

Музыкальные записи. Песни о дружбе.

На школьной доске записана тема занятия, эпиграф, развешаны репродукции картин о море. На столах – макеты парусников, предметы морского быта (по возможности), свиток морской карты.

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия. Вы станете участниками необычного путешествия – плавания по бескрайнему морю Этики. Наш класс превратится в корабль, название которого вам поможет отыскать путеводная звезда.

Обществу, Дарить, Радость, Улыбку, Желание, Благородство, Единство – это лучи, которые надо сложить в правильном порядке (по 2 человека от команды).

Читая по часовой стрелке первую букву каждого слова, вы узнаете тему занятия. (О Дружбе).

Итак, мы отплываем.

Конкурс “Поднять паруса!”.

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи, … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей, … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

Друзья познаются … (в беде)

Не бросай друга … (в несчастье)

Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь)

Где дружбой дорожат … (там и враги дрожат).

Сам себя губит … (кто других не любит).

Дружба и братство … (дороже любого богатства)

Старый друг … (лучше новых двух).

Дружба в делах … (помощница)

Дружбу помни … (а зло забывай).

Новых друзей наживаю … (а старых не забываю).

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений.

В море нас подстерегают опасности. Одна из них – подводные рифы.

Конкурс “Подводные рифы”

Анализ картин русских художников. (КАРТИНЫ)

Вопросы:

Как чувствует себя герой картины?

Как к нему относятся родные?

Почему он один?

Какие чувства и настроение вызывает эта картина и почему?

Как, по-вашему, закончится эта история?

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Конкурс “Штиль”.

– Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Работа над понятием “дружба”. “Дружба – это …”. Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, наиболее удачные и чётко сформулированные из которых записываются на плакатах учениками. Учитель подводит итог и дает определение понятию “дружба”.

– Верно. Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый.

В словаре В. Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле – бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном – тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Улыбнитесь друг другу, посмотрите на своих друзей и протяните им свою руку.

Физминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.

Представьте, что перед нами таинственный остров. Нам предстоит исследовать его, но на пути камень, на котором написано: “Налево пойдешь, дружбу найдешь. Направо пойдешь, друга потеряешь”.

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные.

“Вот человек, что скажешь ты о нем?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”.
“Вот человек, что скажешь ты о нем?” -
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?”.

– Попробуйте проанализировать ситуации, о которых рассказано на страницах нашего судового журнала. Это истории из жизни учеников, которым пришлось усомниться в истинной дружбе или укрепить мысль о ней.

1-Я СИТУАЦИЯ

1-й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше называть вымышленные имена, не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?

(Обсуждение 1-и ситуации.)

2-Я СИТУАЦИЯ

2-й ученик. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?

(Обсуждение 2-й ситуации.)

3-Я СИТУАЦИЯ

3-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?

(Обсуждение 3-й ситуации.)

Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать.

Еще древний философ Сократ говорил: “Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей”.

– Ребята, вы и представить не можете, какой мы отыскали клад, пока бродили по острову. У меня в руках волшебный ларец с вашими ответами на вопросы теста (тест проводился на предыдущем занятии – Приложение 1)

Психолог читает самые главные выводы по таблице результатов и называет количество человек по каждому из результатов.

А теперь пора и в обратный путь, в нашу уютную гавань под названием “Школа”. Прежде чем бросим якорь, мы должны размотать цепь. Ваши ладошки отлично справятся. Надо лишь написать доброе пожелание себе, друзьям, родителям или учителям. (Заранее подготовлены трафареты ладошек из цветной бумаги).

Помогите, пожалуйста, развесить цепь.

Некоторые пожелания следует озвучить и поблагодарить не только за умение сотрудничать, но и за то, что два плаката (о ненужности дружбы и о равнодушии) оказались лишними.

Итог. Так пусть торжествует закон дружбы: “Один за всех и все за одного”.

Если вы будете соблюдать его, то станете настоящими друзьями. И я желаю вам, чтобы и в радости, и в горе всегда рядом с вами были настоящие друзья. А чтобы это было так, мы должны уважать друг друга, считаться с мнением и заботиться друг о друге. Давайте не будем огорчать друг друга, а будем дарить улыбки и добрые слова! Будьте добрее. Берегите друзей. С ними не только веселее, но и надёжнее идти по дороге жизни.

Стихотворение Андрея Дементьева (при оставшемся времени)

Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.

Приложение