Профилактическая работа с родителями учащихся ГОУ СОШ № 1266, г. Москва

Разделы: Социальная педагогика


Бесспорно, что семья – основа, на которой стоит государство. Поэтому в нашей стране огромное внимание уделяется семье, о чем свидетельствует календарь семейных праздников: Международный День семьи; Международный День защиты детей; Российский День семьи, любви и верности (символом которого является ромашка), Международный день пожилого человека, Российский День матери.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Воспитанием детей занимаются родители, педагоги, средства массовой информации, и занимается каждый по-своему. А как сделать так, чтобы их методы не расходились, а дополняли друг друга? Как помочь детям выбрать свою жизненную позицию и культурные ценности?

Конечно, какую-то информацию по вопросам воспитания родители могут почерпнуть из различных печатных изданий, а также из огромного количества журналов.

Но одна семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления личности.

С чего же начинается воспитание ребенка? С его воспитания в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Исследования показали, что только 9% семей ведут здоровый образ жизни: см. диаграмму.

Немаловажную роль в воспитании ребенка играет, конечно, школа. И от того, как мы построим свою деятельность, будет зависеть дальнейшее формирование личности ребенка.

Сегодня перед школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования с родителями к сотрудничеству и партнерству. При выполнении этой задачи нужно учитывать следующее:

  • воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей;
  • отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.

С каждой семьей в нашей школе контактирует большое количество специалистов:

  • администрация школы, которая координирует взаимодействие всех участников процесса;
  • классный руководитель, который индивидуально работает с семьями, вовлекая родителей во внеурочную жизнь классного коллектива;
  • учителя-предметники проводят работу по предупреждению школьной «неуспешности», а также работают с одаренными детьми;
  • специалисты коррекционной педагогики консультируют и ведут просветительскую деятельность;
  • специалисты социальной службы школы изучают социальный статус семей, организуют взаимодействие учителей, родителей и государственных социальных служб.

Подростковый возраст не случайно считается сложным: перед родителями и детьми в этот период возникают проблемы, многие из которых легче предотвратить, чем исправить.

Огромное значение в работе с родителями имеет продуманная и четко организованная система сотрудничества:

  • Психолого-педагогическое просвещение, причем к просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций. Самой распространенной формой групповой работы с родителями являются родительские собрания и конференции. Есть и другие формы – родительские клубы по интересам.
  • Обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы, которую они могут получить на сайте школы и на информационных стендах в вестибюле (нормативно-правовая база, информация об учебном плане, график контрольных работ, информация о победителях и призерах олимпиад и творческих конкурсов, советы родителям первоклассников, выпускников, а также советы психолога).

Одно из направлений профилактической работы с родителями – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие ДТП с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагоги нашей школы обеспечивают еще и работу с родителями. Мы используем в своей работе три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальную работу с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе5, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий, с увеличением недоверия родителей к учителям, классным руководителям и воспитателям, что в первую очередь связано с резким ухудшением здоровья.

С 2008 года в нашей школе открыто структурное подразделение – Центр содействия укреплению здоровья обучающихся. Проводить мониторинг уровня здоровья школьников помогают нам специалисты компании «Навигатор здоровья», которые после проведенных исследований индивидуально встречаются с родителями и дают им рекомендации по сохранению здоровья каждого ребенка.

В школе мы начинаем работать с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого-педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе 1 ступени: правильный выбор ранца, обуви, одежды. Школьный врач посоветует правильный и оптимальный рацион питания ребенка. Ознакомиться с данными советами родители могут на нашем сайте в разделе «Советы родителям». Большую работу мы проводим и с родителями выпускников. Родители должны знать и уметь оказать нужную помощь и поддержку при подготовке к ЕГЭ, создать благоприятные, комфортные условия для успешной сдачи экзаменов.

В нашей школе стало традиционным проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, что является проявлением работы клубов по интересам. Это Дни здоровья в Подмосковье, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Богатырская сила», спортивно-танцевальный праздник «Радуга», при подготовке к которому родилась идея создания школьной эмблемы, а затем с помощью родителей мы ее осуществили, и теперь у нашей школы своя эмблема. Спортивно-туристические слеты, традиционная «Масленица» и другие праздники. Все они являются формами профилактики негативных проявлений в школьной среде, а также помогают сближению детей, родителей и школы.

6 класс участвовал в городских соревнованиях классов, свободных от курения. При участии родителей он подготовил праздник «Курить не модно!». Родители в рамках этих соревнований посещали лекторий, на котором затрагивались такие темы, как «Профилактика зависимостей», «Компьютер – друг или враг?» и др.

Наша школа на протяжении нескольких лет проводит благотворительные акции «Дарящие тепло» для воспитанников Петровского детского дома, который расположен в селе Петровское Клинского района Московской области. Активное участие в этом принимают наши учителя и родители, оказывая гуманитарную помощь Детскому дому. Весной этого года мы планируем на целый день принять воспитанников этого Детского дома в нашей школе, и, конечно, без помощи наших родителей нам не обойтись.

Кроме того, наши родители - активные участники городских социальных акций «Семья помогает семье».

В прошлом учебном году мы подвели итоги мониторинга уровня воспитанности, который показал, что работа, проводимая в школе, работа с родителями учащихся была правильной и эффективной, так как уровень воспитанности стал выше, а недопустимого уровня воспитанности у нас не было вообще.

Мы понимаем, что многое из сделанного нам бы не удалось, если бы не помощь наших добровольных помощников – РОДИТЕЛЕЙ.

Приложение

27.04.2010