Родительское собрание "Опасность вовлечения детей в деструктивные культы и секты"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Актуальность проблемы.

Количество сект увеличивается, они обладают профессионально выстроенной и психологически выверенной системой вовлечения новых членов. Наиболее серьезную деятельность по вовлечению молодежи в свои ряды, на территории Нижегородской области, развернули следующие организации: "Церковь Муна", "Церковь саентологии", "Церковь Свидетелей Иеговы", "Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней", "Фотинья", "Церковь Христа", "Международное общество сознания Кришны", "Холософское общество", "Белое братство", "Церковь Сатаны", "Богородичный центр".

Как устроены секты?

Руководящие центры и источники финансирования, как правило, находятся за рубежом. Авторитет учителя чрезвычайно высок, под ним находятся близкое окружение и доверенные лица, далее по иерархии следуют активисты и рядовые сектанты. Интересы и задачи сект, как правило, скрыты, правду знает лишь узкий круг верхних руководителей.

Цели и задачи сект.

В духовном плане главный приоритет их деятельности - дискредитация традиционных вероисповеданий, в первую очередь Православия, что разрушает единую духовную структуру России. Здесь они спекулируют на неосведомленности большинства граждан в религиозных вопросах. Типичными средствами проповедников являются: погульное очернение православных священнослужителей, спекуляция на суевериях, напористость и безаппеляционность, наглое лукавство, подтасовка фактов и полуправда.

Другой целью является подрыв государственных основ: политическое давление, через установление контроля над различными чиновниками, использование некоторых сект для сбора информации спецслужбами, создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации массовых беспорядков.

Как человек попадает в секту.

Для новичков секта маскируется и воспринимается как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении и развитии, в преодолении жизненных трудностей. Секта стремится войти в доверие, сферу деятельности новичка и завлечь его. Такой человек зачастую не знает, что уже начал взаимодействовать с сектой. Он может быть уверен, что посещает кружок желающих изучать Библию или стремящихся укрепить свою волю и здоровье.

Кто легче попадает в секту.

Гармоничная личность редко попадает под влияние сектантов. Чаще попадают люди с определенными акцентуациями характера. Характерными чертами таких людей могут быть интровертированность, замкнутость, ригидность, недостаточно развитое критическое мышление, истероидность (желание быть на виду, в центре внимания) паранойяльность (зацикленность на одной какой-то идее) т. е. это просто психопатические больные люди. Из здоровых личностей в секте могут оказаться те, кто в состоянии стресса, краха надежд, острой хронической психологической травматизации не получает сочувствия и поддержки, в первую очередь в семье. Подростки - либо не получают жизненных ценностных ориентаций в семье, либо ценности быстро меняются (смена места жительства, смена профессии родителей, развод), либо он оказывается одиноким на информационном рынке идей и должен сам решить, чему отдаться.

Контроль секты над человеком.

Ограничение свободы выхода из культа с помощью внушения разных страхов: боязнь сверхъесственного наказания за отступничество, боязнь внешнего мира, боязнь природных бедствий, боязнь потерять свое "спасение". Изменение в целом во временной ориентации: счастье обещается только через хорошее внешнее поведение в далеком будущем. Внушение взгляда на мир: культ - хороший, мир вне культа - плохой. Создание прямой и скрытой зависимостей (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации членов группы его лидерами (распространение литературы и другие виды работ). Использование техник контроля сознания: групповое давление и бомбежка любовью (использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения, лесть) - отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности; изоляция - создает нежелание сверять информацию, представляемую группой, с реальностью. Техники, останавливающие мышление: монотонные, медленно повторяющиеся действия - создают условия для внушаемости. Извлечение признаний (покаяния) явными и завуалированными способами, так же как чередование наказаний и наград - вызывают страх и вину, что создает эмоциональную уязвимость.

Три стадии завоевания контроля над сознанием:

Размораживание: расшатывание идентичности, отторжение себя прежнего, дезориентация, гипноз;

Изменение: сознание и навязывание новой идентичности либо в ходе занятий, либо неформально, членами группы (через аудио - видео записи, книги, мистические манипуляции), приписывание тем или иным событиям в жизни "обрабатываемой личности" тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам, использование исповедей и доносов;

Замораживание - консервация новых стереотипов(отделение от прошлого, система приятельства, переход к культовой деятельности и сближение с другими членами группы.

Видимые последствия пребывания в секте.

Отказ от родителей и друзей, не исповедующих ту же религию;

Добровольный уход из ВУЗов и школ, неквалифицированная работа на религиозную организацию, фактически на правах раба;

Уходы из дома, проживание в "общине", возможное психологическое и физическое насилие со стороны других адептов и руководителей, распространение и употребление наркотиков и других психотропных средств;

Ухудшение здоровья адептов сект от неумеренных постов, полного отказа от каких-либо продуктов, употребления различных препаратов, нанесения себе травм;

Нарушение и разрушение отдельных функций центральной нервной системы, развитие и усугубление психических заболеваний;

Отказ от выполнения социальной роли вне религиозной организации, следовательно, потеря адепта как члена человеческого сообщества и гражданина России и т. д.

Как правило, религиозная деятельность - это не просто учение, а особое мировоззрение, суть и форма самой жизни человека. Сектантство - это эклектическая смесь односторонне взятых фрагментов одной или нескольких религий и придание им крайних форм. Поэтому у человека, связавшего свою жизнь с сектой, коренным образом изменяются и сужаются все ценностные критерии жизнедеятельности и мировоззрения. Сектант постепенно отгораживается от мира, деградирует, переходит на особый язык общения, часто непонятный окружающим, а иногда агрессивный, и, как следствие, происходит отчуждение в общении и в совместной деятельности. Это может касаться как производственных отношений, так и семейных.