Интегрированный урок русского языка и физики в 7-м классе "О силе трения в текстах разных типов речи"

Разделы: Физика, Русский язык


Задачи:

  1. учить переносить знания по одному предмету в другой;
  2. развивать умение видеть целостную картину мира;
    развивать коммуникативную компетенцию;
  3. воспитывать познавательный интерес к русскому языку и физике.

Оборудование: А. Вивальди «Времена года. Зима» (аудиозапись); динамометры, груз, бруски, ванночки с водой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель русского языка:

– Сегодня мы проводим не обычный урок, а интегрированный урок физики и русского языка, на котором нам предстоит серьёзно поработать. Чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. А теперь откройте тетради по русскому языку и запишите сегодняшнее число, тему урока.

II. Работа по физическому рисунку.

Учитель физики:

– Ребята, опишите физическую ситуацию, изображённую на рисунке. (У учащихся получился текст-повествование).

– Подумайте, верно ли вы выполнили задание?

Учитель русского языка:

– Какой текст вы должны были составить? Да, описание, а получилось повествование.

– В чём причина того, что вы неправильно выполнили задание? (Во-первых, трудно совместить физику и русский язык; во-вторых, вы ещё не знаете, что существует описание научное, мы знакомились только с художественным описанием.)

III. Исследовательская работа с текстом.

– Подробно изучать научное описание мы будем в 8 классе, но вы должны знать, что существует такой вид описания, ведь с ним вы часто встречаетесь на уроках физики, географии, биологии. Описать физическую ситуацию, представленную на этом рисунке можно так:

На автомобиль, который начинает тормозить, действует сила трения, направленная против его дв…жения, сила тяжести и сила реакц…и опоры, направленные по вертикальной пр..мой и уравновешивающие друг друга.

– Запишите это текст в тетрадь, вставьте пропущенные буквы; подумайте, как объяснить эти орфограммы и постановку знаков препинания в предложениях текста.

– На какой вопрос отвечает текст? (Какой предмет?)

– О чём говорится в тексте? (О признаках предмета.)

– Найдите морфологические средства выразительности. (Причастные обороты и прилагательные.)

– В текстах какого типа речи они используются? (В описании.)

– Следовательно, это текст-описание, но описание научное. (Этот вывод делают учащиеся.)

–Вот такой текст вы должны были составить, выполняя задание учителя физики.

IV. Формулируются задачи урока (учащиеся с помощью учителя):

– Вы говорили, что трудно совместить физику и русский язык. Сегодня на уроке мы будем учиться применять знания по одному предмету на другом, будем развивать умение видеть целостную картину мира, также будем развивать речь. В конце урока вы должны оценить свою работу и работу одноклассников.

V. Работа с текстами, авторами которых являются учащиеся.

– Какие типы речи, кроме описания вы знаете? Назовите их основные особенности.

– Эти особенности сейчас мы посмотрим на примере ваших сочинений о силе трения. Сочинения вы должны проанализировать по плану частичного текстоведческого анализа.

Несколько учащихся читают свои работы, класс анализирует их по плану:

  1. Соответствует ли прочитанный текст теме?
  2. Какова основная мысль прочитанного текста?
  3. Какой тип речи использует автор текста? Докажите.
  4. Правильно ли понят физический смысл силы трения?

VI .Релаксация под музыку А. Вивальди.

– Закройте глаза, расслабьтесь и мысленно представьте такую картину:

Вы пришли на каток, где свежий воздух, играет приятная музыка и царит настроение праздника. Вы уверенно, грациозно скользите по идеально гладкому блестящему льду. Вы отдыхаете от суеты, окунувшись в атмосферу ледового праздника.

Учитель физики:

– Какая сила помогала вам легко, красиво скользить по льду?

VII. Физический опыт.

– Меня заинтересовала одна мысль, высказанная в одном из ваших сочинений...

– Вернёмся к рисунку и ответим на вопрос: как изменится максимальная сила трения покоя, если увеличить нагрузку на поверхность?

– Проверим это на опыте с помощью динамометра, бруска и грузов.

– Сначала измерим силу трения при скольжении бруска с одним грузом по поверхности. Запишем полученный результат.

– Увеличиваем нагрузку на брусок в 3 раза. Как изменилась сила трения?

– Какой вывод сделаем? (Если увеличить нагрузку, то увеличится сила трения покоя.)

– На прошлом уроке мы выяснили, что силы трения покоя у жидкостей и газов нет. Ответим на вопрос: почему самым дешёвым способом транспортировки леса является его сплав по воде? Здесь говорим о жидком трении.

– Сравните жидкое трение и сухое с помощью бруска, на который помещён груз, и динамометра. Сначала измерьте сухое трение, затем жидкое.

– Вывод? (Сила жидкого трения меньше силы сухого трения.)

– Итак, сегодня мы узнали о жидком трении.

VIII. Задача по теме.

– Запишите задачу, которую вы будете решать дома. Шайба массой 400 граммов скользит по льду. Определить силу трения скольжения, которая действует на шайбу, если коэффициент скольжения шайбы по льду равен 0,05.

– Какой тип речи используется при составлении условия задач? (Повествование, повествование с элементами научного описания.)

– А при решении задач? (Рассуждение.)

– Сила трения в быту, природе, технике находит широкое применение, поэтому её замечательные особенности уже давно подмечены народом. Доказательством тому служат пословицы и поговорки. Приведите примеры таких пословиц, поговорок. (Коси коса, пока роса; роса долой и ты домой. Всё перемелется, мука будет. Пустая ложка рот дерёт. На льду не строятся.)

IX. Рефлексия.

Учитель русского языка:

– Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

– Легко вам было на уроке?

– Какие трудности возникли у вас во время урока?

– Вам понравился урок?

– Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке.

X. Домашнее задание:

решить задачу по физике; составить план или текст небольшого сообщения о динамометре, определить, какому типу речи должен соответствовать каждый фрагмент вашего выступления.