Интегрированный урок по истории и физике в 8-м классе "Наука и образование Российской империи первой половины XIX века"

Разделы: Физика, История и обществознание


Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время.
  2. Развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
  3. Формировать у обучающихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века.
  4. Воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности.

Методические приемы организации урока: повторение, тестирование, опережающее задание, работа с документальным источником, подготовка сообщений.

Оборудование:

  • Оборудование для презентации;
  • Презентация (Приложение 1);
  • Оборудование для физических опытов.

План урока.

  1. Развитие образования.
  2. Достижения отечественной науки и истории.
  3. Взаимосвязь науки и производства.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над изучением нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Начало XIX в. – время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. В народном хозяйстве России всё более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики, оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения. В промышленности всё большее значение приобретала фабрика с вольно наёмными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Растущие города, привлекая всё новых и новых рабочих, ремесленников, торговцев увеличивали потребность внутреннего рынка. Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи с этим явлениям всё острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложные процессы промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование. В тоже время по данным 1797 г. Процент грамотности сельского населения равнялся – 2,7; городского – 9,2. При этом, следует учитывать, что основную массу населения составляли крестьяне. Крое того, критерий грамотности в начале 19 в. Были чрезвычайно низкими. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначит свою подпись фамилией.

1. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в.

Согласно уставу 1804 г. создавалась стройная и последовательная система управления всеми учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

  1. Приходские училища.
  2. Уездные училища.
  3. Гимназии.
  4. Университеты.

Страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет.

2. Система образования в первой половине XIX века.

Работа со схемой
Система образования в начале XIX века

Общеобразовательная школа

Гимназии (7 лет)
Уездные училища (3 года)
Приходские училища (1 год)

Высшая школа

Университеты, академии

Вопрос: Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности, особенно между 2, 3 и 4 звеньями)

В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности.

Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе

При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.

Работа с документом (у учеников на партах) (Приложение 2);

Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 г.

“Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием.

Вопрос: Как вы понимаете слова документа?

В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.

Работа со схемой.

“Сословность в общеобразовательной школе”

Общеобразовательные учреждения
Приходские училища Уездные училища Гимназии
Для детей “самых низших состояний”. Для детей купцов, ремесленников и городских жителей. Для детей дворян, купцов, чиновников.

В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах.

В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений:

Рост количества учащихся низших и средних учебных заведений: начало XIX века – 120 тыч., 1830-е г. – 245 тыч., 1850-е г. – 450 тыч..

О чем говорят эти цифры? (Приложение 2)

3. Развитие наук в России.

Развитие науки в России в первой половине XIX в. имело свои особенности – оно состояло в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеологических теорий. В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. При этом большое влияние на научные открытия оказывала передовая общественность и философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения.

Выступление о Карамзине (Приложение 3).

Работа с документом (у учеников на партах) (Приложение 2);

Вопрос: Вспомните, внедрение, каких технических изобретений происходит в первой половине XIX в. (паровоз, теплоход).

Развивалась не только наука история, но и другие науки, такие как математика, физика, астрономия.

Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета И.И.Лобачевский.

1. Математика: Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии.

Выступление о Лобачевском (Приложение 3).

В физике основные исследования были связаны с электричеством.

2. Физика: Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения).

Выступление о Петрове (Приложение 3).

Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.

Выступление о Ленце (Приложение 3).

  1. При перемещении магнита около или внутри катушки в ней возникает электрический ток, направление которого узнаем по правилу Ленца. Направление тока в катушке влияет на вращение ротора в электрических машинах. Если же через катушку пропускать электрический ток, то она сама становится электромагнитом.
  2. Электрическая машина состоит из двух частей: статора и ротора (магнита и катушки). Если вращать ротор, то на клеммах статора получим электрическое напряжение – это генератор электрического тока. Если же на клеммы статора подать электрическое напряжение, то ротор начнет крутиться – это электрический двигатель. Одна и та же конструкция может быть и генератором тока и двигателем. Эту обратимость электрических машин была открыта Э.Х.Ленцем. Например, электродвигатель троллейбуса.
  3. Выделение теплоты при прохождении тока через проводник (Закон Джоуля – ленца) также широко применяется в технике, например, нагрев утюга, электрообогревателя. Зная закон можно наоборот уменьшить нагрев электрической цепи, если он не желателен.

Открытия академика Э. X. Ленца (1804-1865) внесли большой вклад в изучение электромагнитных явлений. Широко известны правила Ленца и закон Джоуля-Ленца. Работы Петрова и Ленца проложили дорогу к открытию закона сохранения и взаимного превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.

Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село).

Выступление о Якоби (Приложение 3);

Многочисленные исследования и изобретения в области электричества осуществил академик Б. С. Якоби (1801-1874). В 1834 г. он сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу принесло ему изобретение гальванопластики, нашедшей широкое применение в технике. Он продолжал после П. Л. Шиллинга работу над усовершенствованием телеграфного аппарата. Изобретенный им в 1839 г. аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург - Царское Село.

3. Астрономия:

В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она долго так и называлась - Николаевская Пулковская), она стала заметной вехой в развитии не только русской, но и мировой астрономической науки. Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Эти каталоги расширили представление о строении Вселенной. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве (1793-1864). Его работы по астрономии, астрометрии, изучению мировых звезд получили мировую известность.

Основанная в 1839 году первая в России Пулковская обсерватория и ее создатель В. Я. Струве (1793—1864) навсегда вошли в историю астрономии. Струве прославился изучением двойных звезд, составил классический звездный каталог.

Итог: Мы рассмотрели малую часть научных исследований и изобретений. Все передовые научно-технические изобретения были внедрены в производство.

III. Закрепление и обобщение материала.

Беседа с учащимися.

Вопрос: Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.

  • Сословность системы образования;
  • У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить образование;
  • Образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании;
  • В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но в их внедрении в производство.

Задание.

Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие:

1. Б. С. Якоби А. Открытие новой геометрической системы - неевклидова геометрия.
2. Н.М.Карамзин Б. Демонстрация вольтовой дуги.
3. В. В. Петров В. Обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути.
4. В. Я. Струве Г. Сконструировал первую модель электродвигателя.
5. Н. И. Лобачевский Е. Труд “История государства российского”

Ответы: 1-Г; 2-Е; 3-Б;4-В; 5-А;

IV. Подведение итогов.

Выставление оценок, комментарий учителя.

V. Задание на дом: параграф15, документы, вопросы.