Рабочая программа по географии (социально-экономический профиль)

Разделы: География


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
  2. Примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
  4. Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения Верейской средней общеобразовательной школы №1
  5. Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).

Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда».

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности выпускника средней школы являются следующие:

  • осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов;
  • умелое применение знаний и навыков в субъективно-объективной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
  • умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

Изучение географии на профильном уровне (социально-экономический профиль) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Учебное содержание разделов рабочей программы соответствует Примерной программе по географии для среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Но в виду того, что Примерная программа составлена без учета направления профиля, в рабочей программе было перераспределено время на изучение разделов. Для класса социально-экономического профиля целесообразно увеличено время на изучение Раздела 3. Введение в социальную экономическую географию 68 часов до 93 часов. Это позволяет расширить и углубить знания по одному из ключевых понятий экономической географии – мировое хозяйство – изучить его отраслевую и территориальную структуру, а также географию таких важных основ мирового хозяйства, как природные и трудовые ресурсы. В рамках данного раздела старшеклассники изучают основы геополитики и политической географии, страноведения и регионалистики.

2. Содержание

Раздел 1. География как наука (2 часа)

История формирования географических идей.География в системе наук о Земле. Объект, предмет и методы общей географии. Естественно-общественная сущность географии. Потенциал отечественной географии. Ключевые вопросы географии.

Структура географической науки. Природный блок географии. Физическая география. Отраслевые физико-географические науки. Общественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Пути к интеграции географии.

Традиционные и новые методы географической науки – картографический, статистический, описательный, полевой, сравнительно-географический, математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный. Географические прогнозы.

Практические работы.

Составление простейших географических прогнозов.

Раздел 2. Введение в физическую географию (7 часов).

Важнейшие географические особенности Земли как планеты.

Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке.

Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное рельефообразование.

Учение о геосистемах. Природные комплексы как геосистемы, их компоненты, свойства и типы связей: вещественные, энергетические, информационные. Иерархия природных геосистем. Биосфера – планетарный природный комплекс.

Ландшафтная сфера Земли. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном комплексе, ландшафте. Природный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетарные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классификация. Культурный ландшафт, его характерные черты и свойства.

Практические работы.

Решение ландшафтно-экологических задач. Изучение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга.

Раздел 3. Введение в экономическую и социальную географию (93 часа).

Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение, его виды, основные компоненты, методы оценки.

Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация, обеспеченность ими различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Комплексное освоение ресурсов.

География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.

Оценка трудовых ресурсов и уровня обеспеченности ими населения. баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.

География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.

Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.

Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.

Практические работы.

Учебное моделирование и проектирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем; республики, края, области, города, своей местности.

Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов природопользования.

Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран.

Определение специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры.

Составление комплексных географических характеристик разных территорий: городов и населенных пунктов; районов; стран и крупных регионов.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии в 10 классе на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;

уметь:

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.

Данная рабочая программа рассчитана на 1 год (в объеме 102 годовых часов (3 часа в неделю)).

В настоящее время еще не изданы учебники географии для каждого конкретного профиля, поэтому планируется использовать имеющиеся учебники для 10-11 классов, соответствующие Федеральному компоненту государственного стандарта образования по географии (профильный уровень), рекомендованные (допущенные) Министерство образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.

Основной учебник: География: Экономическая и социальная география мира (профильный уровень): В 2 ч.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Русское слово, 2009

Дополнительная литература:

  1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений/ Максаковский В.П. -М.: Просвещение, 2008.
  2. Холина В.Н. География (профильный уровень). 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн. 1 – М.:Дрофа, 2009.

Оценочные практические работы:

  1. На основе статистических данных и карт атласа составить прогноз экономического развития региона на ближайшие 10 лет
  2. Выявление стран со сходным уровнем социально-экономического развития по методике многопризнако-вой классификации
  3. На основе графика составить прогноз динамики численности населения в отдельных странах мира
  4. Оценка обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных стран мира.
  5. Составить прогноз об обеспеченности некоторыми видами минеральных ресурсов отдельных стран мира.
  6. Характеристика нефтяной промышленности мира.
  7. Сравнение промышленных регионов развитой и развивающейся страны.
  8. Сравнение транспортных систем развитой и развивающейся страны на примере Японии и Аргентины.

3. Учебно-тематический план

(Приложение)

4. Литература

  1. Гладкий Ю.Н. Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2003.
  2. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира.- М.: Дрофа, 2007.
  3. Кузнецов А.П.Экономическая география мира: за страницами учебника. М.: Просвещение, 2000.
  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В –х томах. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности.- СПб.:Спец-Лит. 2004.

5. Сайты в Интернете

  1. Всемирная география wgeo.ru
  2. Географическая энциклопедия geoman.ru
  3. География.ру. Страноведческая литература. geografia.ru
  4. Все о географии geosite.com.ru

3.05.2010