Мультимедийный урок физики в 7-м классе по теме "Мир, в котором мы живем"

Разделы: Физика


Цели урока

  • образовательные: знакомство с правилами записи больших и малых величин с использованием степени числа десять; представление о размерах объектов микро- и макромира, о длительности процессов происходящих в природе; умение сравнивать размеры физических тел микро- и макромира;
  • развивающие: развитие умений совершать мыслительные действия и познавательного интереса к физическому материалу;
  • воспитательные: воспитание умения уважать друг друга и прислушиваться к чужому мнению, развитие коммуникативных умений.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Используемые Интернет-ресурсы: http://www/sсhool-collection.edu.ru

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

1. Повторение:

  • Что значит измерить какую-либо величину?
  • Какие единицы длины, времени и массы вы знаете?
  • С какого года в России применяется международная система единиц СИ?
  • Какие единицы длины, времени и массы в СИ?

2. Викторина 1. Единицы измерения.

 

Модель1. Викторина. Единицы измерения.

Нас окружают самые разные физические тела, от очень больших до очень маленьких тел. Некоторые невозможно обхватить одним взглядом, потому что они огромны. Например, мы не можем окинуть взглядом весь земной шар, так как он обладает намного большими размерами, чем мы сами. Также невозможно увидеть тела очень маленького размера. Так, мы не можем разглядеть микробы на наших руках.
Наука и физика изучает все тела: от самых маленьких до самых огромных. Иногда приходится сравнивать их размеры. А как мы помним, чтобы сравнить две величины, нужно выразить их в одинаковых единицах измерения. Но как можно понять, во сколько раз микроб меньше человека?

 

Рисунок 1. Сравнение размеров яблока и земного шара.

III. Изучение новой темы

 В большинстве стран уже в течение долгого времени используются такие единицы измерения, в которых более крупная единица измерения содержит десять (сто, тысячу и т.д.) мелких. Так, в одном сантиметре содержится 10 миллиметров, а в одном метре – 10 дециметров.
Часто для того, чтобы сделать короче записи таких длинных чисел, как 100, 1000, 10000000000 и т.п., их записывают как степени числа 10.
100 – это вторая степень десяти, записывается как 102. Соответственно, 10000 – это 104, 1000000000 = 109 . При этом числа 2,4 и 9 называют показателем степени.
Показатели степени в таких числах указывает на то, сколько нулей они содержат.

 

Модель 2. Правила записи больших чисел в виде степени десяти.

Запишем кратные приставки и их названия

да – дека (101)
г – гекто  (102)
к – кило  (103)
М – мега (106)
Г – гига  (109)
Т – тера  (1012 )

Тренировочные упражнения ( ученик выполняет задание на интерактивной доске)

15000 м =……………м
170000 Н=………….Н
170000 Н =………….кН
3 т =………….кг
5 гПа =……….Па

Размеры даже очень маленьких тел, например, таких как микробы, тоже можно выразить в метрах. Так, размер микробов в среднем составляет одну миллионную часть метра  или 0,000001 м. Это число можно выразить степенью десяти:  0,000001 м = 10– 6 м.
Как мы видим, показатель степени в данном случае будет отрицательным. В этом случае показатель степени равен количеству знаков после запятой.

 

Модель 3. Правила записи маленьких чисел в виде степени десяти.

Запишем дольные приставки и их значения.

Д – деци (10–1)
с – санти (10–2)
м – милли (10–3)
мк – микро (10–6)
н – нано(10–9)
п – пико (10–12)

Тренировочные упражнения. (ученик выполняет задание на интерактивной доске)

5 см =………….м
3 мм =………… м
2 г =……………кг
4 мг =………….кг
4,5 мс =………...с
7,8 мкс =……….с

Столь большой разброс в значениях величин, которые встречаются в окружающем мире, касается не только размеров и расстояний, но и времени, массы тела и любых величин.
Ниже представлены две шкалы: шкала размеров тел и шкала длительности явлений. На синие и красные значения можно нажать и посмотреть, чему они соответствуют.

 

Модель 4. Шкалы размеров тел и длительности явлений.

Все физические явления тела, которые окружают нас, в физике принято делить на две группы:

– микромир, где изучают мельчайшие тела и явления, происходящие с ними;
– макромир, размеры тел которого значительно больше: от крошечных живых существ до галактики.

В приведенной ниже таблице указаны некоторые физические тела микро- и макромиров, где характерное время группы означает время протекания физических явлений, которые происходят с телами данной группы.

Таблица 1. Таблица характеристик микро- и макромира.

 

Современной физике уже известно, что человек во столько раз больше атома, во сколько раз Солнце больше самого человека:

Эту формулу принято называть формулой человека, поскольку она определяет место человека во Вселенной.

Рисунок 2. Формула человека.

Значение некоторых величин в окружающем нас мире бывают как очень большими, так и очень маленькими. Иногда, вместо того, чтобы сказать, что длина озера Чад составляет 105 м, говорят, что длина озера Чад – это величина пятого порядка. Также мы  можем сказать, что  к макромиру относятся тела, размер которых лежит в пределах от минус восьмого до двадцать первого порядка.
Сравнивать величины, которые отличаются по степени числа десять, можно, найдя разницу между показателями степеней.
Например, размер плодовой мушки составляет 10– 3 м, а размер мышки – 10– 1 м. Показатель степени «– 1» больше показателя степени «– 3», поэтому число 10– 1  больше числа 10– 3, в тоже время, разница степеней этих чисел по модулю равна 2:  | –1–(–3)| = |2| = 2
Отсюда следует, что число 10– 1 больше числа 10–3 в 100 (102) раз. Тогда говорят, что размер мышки превышает размер плодовой мушки на два порядка.

Модель 5. Сравнение двух величин, отличающихся по степени числа десять.

IV. Закрепление темы.

  • Вопросы.( задание выполняется на интерактивной доске)
  • Как иначе можно представить числа вида  1 000; 0,000001; 10 000 000 000?
103; 10–6; 1010
  • Каков порядок размеров тел, относящихся к микромиру?
10–10 до 10–9
  • На сколько порядков размер кита (101 м) больше размера плодовой мушки (10– 3)?
|1– (–3)| = |1+3| = 4

V. Проверка знаний и умений

Самостоятельное выполнение теста с дальнейшей проверкой у доски.

ТЕСТ

  1. Как иначе можно записать число 100 000 000?
  1. 107
  2. 109
  3. 108
  4. 10– 8
  1. Как иначе можно записать число 0,0000001?
  1. 107
  2. 10– 6
  3. 10– 7
  4. 109
  1. Длина тела шмеля 0,01 м, или
  1. 1 мм
  2. 1 дм
  3. 1 см
  4. 1 Мм
  1. На сколько порядков отличается расстояние между двумя домами и расстояние между двумя населенными пунктами, если мы знаем, что расстояние между двумя составляем 100 м, а расстояние между двумя населенными пунктами 10 км?
  1. 10
  2. 100
  3. 5
  4. 2
  1. Во сколько раз Земля больше яблока? Диаметр яблока d ябл = 10–1 м.
    Диаметр Земли d зем = 107 м.
  1. 108  раз
  2. 10– 8 раз
  3. 106  раз
  4. 10–  6 раз

Викторина № 2 Приставки к названиям единиц

 

VI. Подведение итогов

– Что вы узнали на уроке?
– Ваши выводы?

VII. Домашнее задание