Для учителей физики

Авторская программа предпрофильного курса по физике "Физика вокруг нас"

Разделы: Физика


Рецензия на программу предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Физика вокруг нас» разработанную учителем физики МОУ СОШ № 2 Малой Натальей  Фёдоровной.

В связи с проблемами современности, с которыми приходится сталкиваться обществу, в первую очередь нашей молодежи при формировании здорового образа жизни необходимость уже в 9-х классах и даже ранее предлагать учащимся курсы по выбору именно такого плана.
Данная программа имеет интегрированный характер. Её можно рассматривать как курс, «поддерживающий» изучение основного курса физики в рамках естественнонаучного профиля, и как курс, помогающий в выборе профиля дальнейшего изучения.
Хочется отметить, что содержание программы выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Программой предусмотрено выполнение практических работ, предполагающих поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Программа рассчитана на 8 учебных часов (по 1 часу в неделю) и ориентировано на школьников, интересующихся физическими законами, описывающие природные явления.
Хочется отметить, что данная программа несет исследовательский характер. В ней сведена к минимуму лекционная часть, а больше времени уделяется исследованиям и опытам.
Вывод:
Рекомендую одобрить и использовать программу «Физика вокруг нас» для предпрофильного обучения в 9-х классах.

Учитель физики МОУ СОШ №13                       (Метелёва О.Г.)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса «Физика вокруг нас» рассчитана на 8 часов и является продолжением и расширением программного базового материала, но с точки зрения биофизики.

Цели программы:

  • создать ориентационную и мотивационную основу у девятиклассников для осознанного выбора физико-математического профиля обучения в старшей школе;
  • показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;
  • сформировать у учащихся умение и навыки в проведение физического эксперимента;
  • дать учащимся возможность проявить себя.

Данная программа знакомит учащихся с приложением физики в биологии и химии, рассматриваются физические возможности человека.
Для повышения уровня знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается:

  1. Решение качественных и количественных задач.
  2. Лабораторные работы, позволяющие оценить физические характеристики человека.

Программа включает следующие разделы:

    1. Введение.
    2. Физика, атмосфера, человек.
    3. Ловкость рук. Чудо опыты.
    4. Физика и здоровье.

Форма итоговой работы: составление учащимися творческих отчетов о проделанной работе.

Содержание программы:

  1. Введение: «Физика вокруг нас». Простейшие физические приборы.  Техника безопасности на уроках физики.  1 ч.
  2. Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. Практическая работа «Изобретение флюгера как одного из средств исследования атмосферы».  2 ч.
  3. Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. Практические работы «Выращивание кристаллов соли и медного купороса», «Физические эксперименты», «Волшебство в науке».  2 ч.
  4. Физика и здоровье. Физика в питании человека.  Практические работы «Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека», «Расчет энергетического баланса питания человека». 3 ч.

Итого: 8 ч.

Календарно-тематическое планирование

Содержание программы

Всего часов

Лекции

Практ.

Оборудование

Дата

1

Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. 1ч.     набор физических тел  
1\1 Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. Практическая работа №1. 1ч. 0,5ч 0,5ч. физические приборы  

2

Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. 2ч.        
2\1 Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. 1ч. 1ч.   слайды  
2\2 Изобретение различных  флюгеров. Практическая работа №2. 1ч.   защита модели  

3

Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. 2ч.        
3\1 Кристаллы в нашем доме. Практическая работа №3. Выращивание красталлов соли и медного купороса. 1ч. 0,5ч 0,5ч. соль, вода  
3\2 Волшебство или наука. Практическая работа №4 "Физические эксперименты", практическая работа №5 "Волшебство в науке". 1ч.   демонстрация опыта, фокуса  

4

Физика и здоровье. Физика в питании человека.        
4\1 Физика и здоровье. Практическая работа №6 "Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека". 1ч. 0,5ч 0,5ч. таблицы  
4\2 Физика в питании человека. Практическая работа №7 " Расчет энергетического баланса питания человека". Решение качественных и количественных задач на расчет баланса питания 1ч. 0,5ч 0,5ч. таблица питания  
4\3 Обобщение и систематизация знаний и умений. 1ч.   защита творческих отчетов  
  Итого 8ч.        

Литература:

  1. Блудов М.И.  «Беседы по физике», Москва, Просвещение, 1983 г.
  2. Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога», Москва, Просвещение, 1998 г.
  3. Глущенко Г.Р. «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, «Советская кубань», 1999 г.
  4. Горев Л.А.  «Занимательные опыты по физике», Москва, Наука,1982 г.
  5. Игнатьев Е.И.  «В царстве смекалки», Москва, Просвещение, 1990 г.
  6. Перельман Я.И.  «Занимательная арифметика», Москва, Наука 1983 г.
  7. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты», Москва, Наука, 1986 г.
  8. Соурц К.Э.  «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва, Наука, 1994 г.
  9. Чалдаева С.А. «Физика и человек», Москва, Просвещение, 1990 г.
  10. Черемошнина Л.В. «Развитие внимания детей», Ростов на Дону, Феникс,  2003 г.