Информационные технологии на уроках литературы

Разделы: Литература


Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать,
чтобы учебная работа и учение протекали естественно и создавали такие условия и,
как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться.
(Д. Дьюи)

Стараться создать условия для эффективной совместной деятельности - это задача, стоящая перед каждым современным педагогом. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание внедрению новых педагогических технологий (в частности, технологии сотрудничества, методу проектов, информационной технологии), справедливо полагая, что они способствуют созданию условий для развития креативности учащихся, обеспечивают продуктивный характер учебной деятельности.

Реализацию регионального компонента, на который по программе отводиться 10% от общего количества часов, хочется выдать необычными уроками, а уроками похожими на внеклассное чтение. "Зацепить" ребенка за живое, чтобы в душе осталось светлое впечатление и потребность вернуться к этому, только уже самостоятельно:

Подготавливая свой урок - поэтическое кафе в 11 классе, я внесла в него элементы мастерской. Продумала и распределила задание по группам, выдала его детям заранее (за 10-14 дней). Что касается формы, то я остановила свой выбор на использовании мультимедиа, как наиболее оптимальной в моей работе. Именно такая форма проектов обусловлена двумя факторами: школа владеет отличной компьютерной базой и современной мультимедийной техникой, к тому же это направление, как современное и активно формирующее необходимые ключевые компетенции обучающихся, сознательно принято педагогическим коллективом.

Задания группам предполагало создание мультимедиа-презентации по жизни и творчеству поэта в виде электронного сборника, используя программу Microsoft Power Point (1 группа); используя программу Microsoft Publisher, создать информационный бюллетень или буклет по жизни и творчеству поэта (2 группа); создать образец Web-сайта поэта, его жизни и творчества в виде электронного сборника (3 группа). Предлагалось подготовить и устно защитить групповую работу. Жеребьевкой дети определили объект исследования. Раздаточные листы с заданием включают в себя следующую информацию: элементы содержания электронного сборника, буклета; памятки по созданию презентации, буклета, сайта; список литературы.

Задание I группы

Используя программу Microsoft Power Point, создать мультимедиа-презентацию по жизни и творчеству поэта в виде электронного сборника. Подготовить и устно защитить групповую работу.

Электронный сборник может включать в себя следующие элементы:

Титульный лист (оформление, дизайн, название) название должно отражать содержание, которое необходимо при устной защите объяснить;

Биографическая справка, включающая основные события из жизни и творчества, портрет поэта, фотографические снимки из архива;

Особенности творчества поэта;

Выбрать 2-3 стихотворения, которые можно сопроводить своими иллюстрациями (одно стихотворение подготовить к выразительному чтению наизусть).

Памятка по созданию презентации:

  • Обзор выбранной темы и обсуждение основополагающих вопросов (совместное обсуждение - учитель-предметник и ученики);
  • Предоставление наглядных материалов для учащихся (примеры презентаций по другим темам);
  • Практическая работа учащихся в библиотеках, с электронными ресурсами, просмотр фильмов, экскурсии в музеи, походы на выставки (индивидуальная и групповая формы работы, способы получения информации зависят от предметной области и выбранной темы);
  • Обсуждение найденного материала, создание плана (содержания презентации);
  • Разработка презентации, демонстрация и защита работы;
  • Анализ выполненной работы, подведение итогов.

Список литературы.

  1. Галимов Ш. Сердце поэзии - гражданственность. - В кн.: Галимов. Чувство времени. - Архангельск, 1966 (о Журавлёве).
  2. Галимов Ш. Уроки человечности: Литература и Север. - Архангельск. 1984. (о Рубцове)
  3. Дементьев В.В. Дар Севера. - М., "Современник", 1973 (о Яшине, Фокиной, Рубцове).
  4. Литературный север: книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431с. (о Яшине, Фокиной, Рубцове).
  5. Михайлов А.А. Север в литературе. - Архангельск. 1961. (о Рубцове).
  6. Педенко С. "За нас в ответе думы и дела" в кн. Педенко С. Лёд и пламень. Заметки о поэзии Севера. - Архангельск, 1981 (о Журавлёве).
  7. Пономарёв Б.С. Литературный Архангельск: [История Архангельской писательской орг.]. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982 (фотографии всех).
  8. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - 240с.
  9. Оботуров В.А. Наследство чудо-родины: Традиции фольклора в поэзии О. Фокиной.
  10. Оботуров В.А. Степень родства. - М: Современник, 1977. с. 128-147 (о Фокиной)
  11. Журавлёв Н. Стихи и баллады. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979.
  12. Рубцов Н.М. Я люблю, когда шумят берёзы. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  13. Фокина О. Полудница. Стихотворения и поэмы. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.

Задание II группы

Используя программу Microsoft Publisher создать информационный бюллетень или буклет по жизни и творчеству поэта. Подготовить и устно защитить групповую работу.

Информационный бюллетень или буклет может включать в себя следующие элементы:

Титульный лист (оформление, дизайн, эпиграф, название) название должно отражать содержание, которое необходимо при устной защите объяснить;

Биографическая справка, включающая основные события из жизни и творчества, портрет поэта, фотографические снимки из архива;

Особенности творчества поэта;

Выбрать 1-2 стихотворения, которые можно сопроводить своими иллюстрациями (одно стихотворение подготовить к выразительному чтению наизусть).

Памятка по созданию буклета:

  • Обзор и обсуждение основных частей;
  • Планирование действий учащихся;
  • Практическая и исследовательская работа;
  • Создание публикации;
  • Демонстрация и защита буклета

Список литературы:

  1. Галимов Ш. Сердце поэзии - гражданственность. - В кн.: Галимов. Чувство времени. - Архангельск, 1966 (о Журавлёве).
  2. Галимов Ш. Уроки человечности: Литература и Север. - Архангельск. 1984. (о Рубцове)
  3. Дементьев В.В. Дар Севера. - М., "Современник", 1973 (о Яшине, Фокиной, Рубцове).
  4. Журавлёв Н. Стихи и баллады. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979.
  5. Литературный север: книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431с. (о Яшине, Фокиной, Рубцове).
  6. Михайлов А.А. Север в литературе. - Архангельск. 1961. (о Рубцове).
  7. Оботуров В.А. Наследство чудо-родины: Традиции фольклора в поэзии О. Фокиной.
  8. Оботуров В.А. Степень родства. - М: Современник, 1977. с. 128-147 (о Фокиной)
  9. Педенко С. "За нас в ответе думы и дела" в кн. Педенко С. Лёд и пламень. Заметки о поэзии Севера. - Архангельск, 1981 (о Журавлёве).
  10. Пономарёв Б.С. Литературный Архангельск: [История Архангельской писательской орг.]. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982 (фотографии всех).
  11. Рубцов Н.М. Я люблю, когда шумят берёзы. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  12. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - 240с.
  13. Фокина О. Полудница. Стихотворения и поэмы. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.

Задание III группы

Cоздать образец Web-сайта поэта, его жизни и творчества в виде электронного сборника. Подготовить и устно защитить групповую работу.

Электронный сборник может включать в себя следующие элементы:

Титульный лист (оформление, дизайн, название) название должно отражать содержание, которое необходимо при устной защите объяснить;

Биографическая справка, включающая основные события из жизни и творчества, портрет поэта, фотографические снимки из архива;

Особенности творчества поэта (можно создать компьютерный тест по содержанию своей работы);

Выбрать 2-3 стихотворения, которые можно сопроводить своими иллюстрациями (одно стихотворение подготовить к выразительному чтению наизусть).

Памятка по созданию сайта:

  • Обсуждение основных идей содержания сайта;
  • Распределение работ по интересам;
  • Подбор материала (изучение и подбор литературы, редактирование текста);
  • Подбор графической информации (картинки, фотографии, анимации, создание рисунков, схем);
  • Создание сайта (планирование и разработка);
  • Демонстрация и защита работы.

Список литературы:

  1. Галимов Ш. Сердце поэзии - гражданственность. - В кн.: Галимов. Чувство времени. - Архангельск, 1966 (о Журавлёве).
  2. Галимов Ш. Уроки человечности: Литература и Север. - Архангельск. 1984. (о Рубцове)
  3. Дементьев В.В. Дар Севера. - М., "Современник", 1973 (о Яшине, Фокиной, Рубцове).
  4. Литературный север: книга для учащихся 5-8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 431с. (о Яшине, Фокиной, Рубцове).
  5. Михайлов А.А. Север в литературе. - Архангельск. 1961. (о Рубцове).
  6. Педенко С. "За нас в ответе думы и дела" в кн. Педенко С. Лёд и пламень. Заметки о поэзии Севера. - Архангельск, 1981 (о Журавлёве).
  7. Пономарёв Б.С. Литературный Архангельск: [История Архангельской писательской орг.]. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1982 (фотографии всех).
  8. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. - Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. - 240с.
  9. Оботуров В.А. Наследство чудо-родины: Традиции фольклора в поэзии О. Фокиной.
  10. Оботуров В.А. Степень родства. - М: Современник, 1977. с. 128-147 (о Фокиной)
  11. Журавлёв Н. Стихи и баллады. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979.
  12. Рубцов Н.М. Я люблю, когда шумят берёзы. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  13. Фокина О. Полудница. Стихотворения и поэмы. - Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978.

Конспект урока литературы в 11 классе (региональный компонент)

(см. приложение 1)

Север стоит, чтобы его любили:

(урок - поэтическое кафе по творчеству северных поэтов Н. Рубцова, О. Фокиной, Н. Журавлева).

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством поэтов Севера и углубить знания по национально-региональному компоненту, раскрыв поэтическую индивидуальность каждого из поэтов.

Задачи:

  • пополнить и углубить знания о жизни и творчестве поэтов Севера;
  • развить умения в получении, отборе и применении информации, развить творческие способности личности;
  • воспитать интерес к творчеству северных поэтов, любовь к поэзии вообще, формировать свой собственный взгляд, коммуникативную культуру, умение работать в команде.

Оборудование: сборники стихов, раздаточный материал с текстами стихотворений, оформление столов (салфетки, свечи, ветка рябины в вазах) и элементы северной утвари (рушник, половик), демонстрационные электронные материалы.

Методические приемы: беседа, сообщение учащихся от групп, выразительное чтение поэтических текстов, индивидуальная творческая работа.

Ход урока

Вокруг любви моей
Непобедимой
К моим лугам,
Где травы я косил,
Вся жизнь моя
Вращается незримо,
Как ты, Земля,
Вокруг своей оси:
Н. Рубцов

I. Индуктор

Закройте глаза и послушайте песню. Постарайтесь запомнить и описать те образы, которые возникают в вашем воображении.

Исполнение песни на стихи Н. Рубцова "Зимняя песня"

Опрос (2-3 человека пожеланию)

II. Слово учителя

Все образы, которые вы назвали, берут свои истоки из детских впечатлений, воспоминаний из вашего совсем еще небольшого жизненного или читательского опыта: картины родного края, деревни, дома:

Трудно, но приятно мыслить, люблю это слово, значит "слить мысли", приятн6о чувствовать себя обогащенным, учиться быть талантливым читателем, создавать свое видение мира.

Перейдем от талантливого читателя к талантливому писателю, творцу, поэту. Кто такой поэт? Поэт - это человек, одаренный особым зрением: Имена Николая Рубцова, Ольги Фокиной, Николая Журавлева известны вам как имена талантливых земляков, поэтов Севера.

Пусть сегодняшнее прикосновение к творчеству этих поэтов поможет сделать свои открытия - по-новому увидеть и услышать что-то в нашей родной природе, в северной речи, в окружающих тебя людях.

Цель нашего урока: познакомиться и углубить свои знания о жизни и творчестве северных поэтов.

Главная задача нашего урока - прикоснуться душой и сердцем к поэзии Севера; мы продолжаем учиться и работать с информацией, развивая творческие способности, учимся презентовать и представлять свой продукт, созданный в команде.

Сейчас каждая группа представит свой проект о своем поэте в разных приложениях: I группа представит презентацию о Николае Рубцове, II группа будет защищать буклет об Ольге Фокиной, III группа презентует свой веб-сайт о Николае Журавлеве.

(напомнить учащимся о том, что во время выступлений они должны делать краткие тезисные записи в тетрадь)

III. Выступление групп

IV. Слово учителя

Да, так много общего у наших поэтов: все они ровесники 1935, 1936, 1937 годы рождения у Журавлева, Рубцова, Фокиной. Все они дети войны, тяжелое послевоенное детство, серьезный выбор любимого дела, профессии, всепоглощающая тяга к поэзии, любовь к родному Северу, воспетому в стихах.

Спасибо им за их талант, но литературе нужны талантливые писатели так же, как и талантливые читатели:

(переход к заключительному заданию)

V. Создание "Поэтического автографа"

Задание творческого характера. Предлагаю всем попробовать стать автором "поэтического автографа". Идея эта взята из "Литературной газеты", она, на мой взгляд, замечательна. В поэтическом автографе, посвященному какому-нибудь поэту, были представлены фото и строчки из его произведений наиболее характерные для всего его творчества.

Мы немного расширим и введем вариативность в задание.

Задание: прочитайте все стихотворения, которые предложены вам на бумажном носителе. Каждой группе предлагаются стихотворения двух других поэтов, не включая того поэта, по которому группа создавала проект.

Ваша задача: (каждый работает индивидуально)

выбрать и записать те строчки, которые написаны специально для ТЕБЯ или обращены именно к ТЕБЕ. Сделать рисунок в виде образа-символа или иллюстрацию графическую. Объяснить (письменно) почему именно эта строчка и этот рисунок.

Написать свое продолжение к выбранной строчке, (т.е. написать свой вариант стихотворения).

V. Афиширование работ

VI. Подведение итогов урока