Интегрированный урок по разделу "Оптика"

Разделы: Физика


Тип урока: обобщение знаний.

Цель: Обобщение и повторение материала по разделу «Оптика».

Задачи:

Общеобразовательные:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
  • продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий;
  • обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, геометрии и информатики.

Воспитательные:

  • продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;
  • показать связь физики с окружающим миром;
  • создать условия для реальной самооценки обучающихся.

Развивающие:

  • развивать навыки обучающихся самостоятельно решать качественные задачи;
  • формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
  • развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерный класс с ЛВС.

Ход урока

Запускается презентация «Оптика». (Приложение 1)

Вступительное слово учителя:

Мы живём, словно во сне неразгаданном
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, – нет…

На уроках физики мы изучаем явления природы. Особенно красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по разделу «Оптика» с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволят нам:

  • все этапы урока провести мобильно,
  • использовать видеоматериал и презентации,
  • провести тестирование,
  • продемонстрировать анимации, подготовленные учениками для задач уровня «С».

План урока (слайд №3, Приложение 1):

  1. физический диктант,
  2. задача уровня «С»,
  3. компьютерное тестирование.

I. «Физический диктант» (запускается нажатием на кнопку с изображением шляпы) (Приложение 2)

«Физический диктант» составлен в форме презентации. На слайдах записаны задания (назвать формулу и прокомментировать), ответы спрятаны в картинке – портфеле. После того, как ответ будет прокомментирован, формулу можно будет увидеть (для этого необходимо нажать на портфель и он раскроется)

Вопросы:

  1. значение скорости света в вакууме (м/с),
  2. закон отражения (),
  3. закон преломления (),
  4. относительный показатель преломления (),
  5. абсолютный показатель преломления (),
  6. условие минимума интерференции (),
  7. формула дифракционной решётки (),
  8. оптическая сила линзы () ,
  9. формула тонкой собирающей линзы ( ).

II. Задачи уровня С. Обучающиеся, выполняя творческое задание, работали в группах и приготовили презентации с чертежами к задачам уровня «С», используя анимацию. На данном уроке, предлагается решить одну из этих задач. «Система 2-х линз» (Приложение 3).

Рассеивающая и собирающая линзы с фокусным расстоянием F1=10см, и F2=15см расположены на расстоянии L=30 см друг от друга. На каком расстоянии r от источника света S находится изображение, даваемое этой системой линз, если расстояние от источника света Sдо рассевающей линзы d1=12 см?

Дано:

F1=10 см

F2=15 см

L=30 см

d1=12 см

СИ:

м

м

м

м

Решение:

1) , -?

2)

3)

4)

Ответ: r68см

 

r-?

III. Тестирование. На следующем этапе урока класс делится на две группы. Первая - выполняет на компьютерах тест – вариант 1 (приложение 4), сделанный в программе Excel, вторая – вариант 2 (приложение 5) с использованием интерактивной доски.

Вопросы теста.

Вариант №1

  1. В какой среде скорость света максимальна?
    Ответы:
    1) воздух
    2) Вода
    3) Вакуум
    4)стекло
  2. Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения?
    Ответы:
    1) 10°
    2) 60°
    3) 50°
    4) 30°
  3. Сравните оптические плотности сред, если угол преломления больше угла падения.
    Ответы:
    1)  
    2)  
    3)  
  4. Луч падает из воздуха в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°
  5. Определите показатель преломления второй среды.
    Ответы:
    1) 1,73.
    2) 0,57
    3) 3,48
    4) 1,14
  6. Определите период дифракционной решётки, если для длины волны в 750 нм максимум второго порядка наблюдается под углом 30°.
    Ответы:
    1)  
    2)  
    3)  
    4)

Правильные ответы: 1-3, 2-3, 3-1,4-1,5-1

Вариант №2

  1. В какой среде скорость света минимальна?
    Ответы:
    1) Воздух
    2) Вода
    3) Вакуум
    4) Стекло
  2. Угол падения 30°. Его увеличили в 2 раза. Чему равен угол отражения?
    Ответы:
    1) 10°
    2) 60°
    3) 50°
    4) 30°
  3. Сравните оптические плотности сред, если угол преломления меньше угла падения.
    Ответы:
    1)  
    2)  
    3)  
  4. Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33.
    Ответы:
    1)  
    2)  
    3)  
    4)
  5. Определите период дифракционной решётки, если для длины волны в 750 нм максимум второго порядка наблюдается под углом 60°.
    Ответы:
    1)  
    2)  
    3)  
    4)

Правильные ответы: 1-4, 2-2, 3-3, 4-2, 5-1.

IV. Заключительное слово, подведение итогов. Демонстрация слайдов «Оптика вокруг нас» (слайды № 4-7, Приложение 1).

Литература:

  1. Аганов А.В. Физика вокруг нас. М.: Дом педагогики, 1998, 332с.
  2. Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. М.: Росмен, 2000, 119с.
  3. Культура информационного общества. Информационная компетентность как фактор современного образовательного пространства. – Томск: «Лито-Принт». 2007.