Русский язык. Изложение по русской народной сказке "Морозко"

Разделы: Начальная школа


Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация (Приложение 1)

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран

Цели урока:

  • обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках,
  • развитие коммуникативных навыков, творческих способн6остей, развитие логики, мышления,
  • научить умению воссоздавать текст, используя наглядный материал
  • создание благоприятной эмоциональной среды.

Задачи:

  • развивать читательское воображение с опорой на текст;
  • расширять словарный запас;
  • учить выявлять причины поступков героев,
  • определять свое отношение к ним;
  • формировать умения работать индивидуально, в малых группах;
  • формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение  формулировать и задавать вопрос)

1 урок. Знакомство со сказкой

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся (Оргмомент)

Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь повнимательней вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрый волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (сказки)

– Дети, сегодня наш урок будет необычным. Надеюсь, вы узнаете много нового и интересного и приобретете новые знания.
И снова к нам в гости пришла сказка. Это русская народная сказка, а как она называется вам помогут угадать наши загадки:

Загадки

Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.

Кто без брёвен мосты строит?

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих сказок один – Мороз. А сказка наша называется «Морозко».

II. Работа над сказкой

– Мы отправляемся в путешествие по сказке «Морозко». Давайте вспомним, какие типы сказок вам известны?
– Чем они отличаются друг от друга?

Волшебная сказка – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
Сказка о животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому и обиженному.
Бытовые сказки – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.
Зачин – начало сказки. В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица.
На экране – зачин сказки из фильма «Морозко».
– А что было дальше?

Ученик: Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.

Приводит пример:

Стали себе жить – поживать да добра наживать.
Сказке – конец, а мне меду корец.
Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.

– А может концовка сказки быть совсем другой. Вот послушайте ребята… (зачитать конец сказки «Морозко»)

III. Физкультминутка

Встали дружно,
Потянулись.
Мы – березки,
Мы проснулись.
Наши ветки закачались,
Сил у солнышка набрались,
А теперь пора нам сесть.
К вам, друзья, вопросы есть.

IV. Работа по содержанию сказки

– Понравилась вам сказка?
– А герои?
– Кто уже смог определить тип этой сказки?
– Это сказка волшебная? А может о животных? Значит это бытовая сказка?
– Назовите задачу бытовой сказки. (Высмеять плохие черты характера, выразить радостное удивление умом и находчивостью.)
– Как выполнена эта задача в данной сказке?
– Почему это произведение относится к жанру сказка?

– сказочная дорога
– сказочный персона (Морозко)
– говорящая собачка

– Как вы думаете, это сказка древняя или современная? (Древняя, потому что природные силы изображены в виде живых существ (прием олицетворения), старик относится к ним с уважением.)

V. Сравнение героев

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.
– Назовите качества, присущие падчерице?
– А родной дочке бабы?
– На кого вы хотите быть похожи?
– Уточним героев сказки «Морозко»

  • положительные: Морозко, падчерица
  • отрицательные: мачеха, ее дочь, старик
  • нейтральный персонаж: собачка
  • волшебный персонаж: Морозко.

2 урок. Работа над изложением)

I. Фронтальная беседа после чтения сказки

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
– Как жилось дочке старика?
– Почему старик повез свою дочь в лес?
– Почему Морозко пожалел девушку?
– Почему старуха отправила свою дочь в лес?
– Чему же учит нас сказка? (Не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по их душевным достоинствам, их делам.)

II. Моделирование сказки с помощью геометрических фигур

Из зашифрованных фигурок составить алгоритм, который поможет рассказать сюжет сказки.

– мачеха;
– падчерица и родная дочь;
– старик;
– Морозко;
– сундук с подарками;
– сундук с углями.

Алгоритм

III. Лексико-орфографическая подготовка

– Как вы думаете, для чего в 1 части дается описание поведения девушек?
– Назовите предложения с однородными членами. Выделите однородные члены, покажите связь между ними.
– Прочитайте предложения, в которых есть двоеточие. Подумайте, для чего оно служит?

Правописание жи – пиши с буквой и

Живало, жить, жил

Правописание новых, словарных слов:

Падчерица
Замуж
мачеха

IV. Повторное чтение текста. Пересказ с опорой на алгоритм

V. Запись в тетрадь

VI. Физкульминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем
И опять учить начнем.

VII. Проверка и редактирование текстов выборочно

VIII. Домашнее задание

– Ребята, домашнее задание у нас будет очень необычным. Мы с вами прочитали сказку «Морозко», изучили ее особенности и характеры главных героев.
– А теперь давайте представим, что можно изменить в сказке, чтобы изменилась и ее концовка? Это и будет вашим домашним заданием. Я уверена, что вы сможете найти различные выходы из этой ситуации и сказка каждого из вас будет оригинальной, авторской.

IX. Итог урока

– Что мы узнали на уроке?
– Оцените свою активность  на уроке (дети по руке показывают высоту своей активности)
– Давайте нашему сказочному герою подарим шарики (слайд)

(У каждого на парте шарики из бумаги трех цветов. Они выбирают один и складывают учителю в конверт)

– если  вам было легко выполнять задания;
– если у вас на уроке возникали затруднения;
– если задания для вас были трудными.

– Спасибо за урок!

Источники:

1. http://www.liveinternet.ru/users/alexis7/post67935395/
2. http://www.jetune.ru/track/979883/mp3/prihodite_v_skazku_prihodite_v_gosti_k_nam/
3. РНС « Морозко» (в обработке А.Н. Толстого), Сказки народов мира, том 1, Русские народные сказки, Москва «Детская литература», 1987 г.