Вечная драма любви в прозе И.А. Бунина

Разделы: Литература


Образовательные цели урока:

  • осмыслить авторскую концепцию любви в прозе И.А.Бунина, определить к ней своё отношение;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая особое внимание на особенности стиля писателя;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения,
  • побудить учащихся задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, способствовать осознанию ими чувства ответственности перед собой и другими людьми.

Виды ключевых компетенций:

  • учебно-познавательная;
  • ценностно-смысловая;
  • информационно-коммуникативная;
  • культуроведческая;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Оборудование: приложение 1.

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

Слайд 1 Любовь:Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Сколько коварных, обманчивых, томительных и губительных проявлений этого чувства способен воплотить ум гениального мастера слова!

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной, -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
Их поединок роковой.
Ф. И. Тютчев

Казалось бы, что к началу XX века всё, что можно сказать о любви, уже было сказано. Однако И. А. Бунин говорит об этом чувстве по-своему. О любви, её трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья он пишет на протяжении всего своего творческого пути. (Слайд 2) Эти произведения отмечены глубоким психологизмом. В них раскрылось чудесное дарование писателя проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому, с точки зрения писателя, прекрасно только естественное, невыдуманное чувство.

Постановка целей и задач урока.

Работа по теме урока.

Выступления уч-ся.

(Группе уч-ся было дано задание: исследовать лики любви в 3 рассказах И.А.Бунина.)

"Грамматика любви"

1915 г.

"Лёгкое дыхание"

1916 г.

"Солнечный удар"

1925 г.

1. (В заключение своих выступлений уч-ся определяют лики любви в предложенных для анализа рассказах. Например, в " Грамматике любви" - перед читателями пример неземной любви, это любовь - преклонение, любовь - наваждение, любовь - миф.

2. Другой лик любви представлен в рассказе "Лёгкое дыхание"(1916 г.) - этой жемчужине бунинской прозы. Его героиня, Оля Мещерская, действительно обладала лёгким естественным дыханием - жаждой какой-то особенной неповторимой судьбы, достойной только избранных. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство, если бы не бездумное упоение пустыми удовольствиями, если бы не пошлое окружение, в результате чего она становится игрушкой в руках других людей. Не страсть и не любовь видим мы в поступке казачьего офицера "плебейского вида", застрелившего девушку, а вспышку оскорблённого самолюбия. На мой взгляд, в рассказе "Лёгкое дыхание" описано чувство, не поддающееся какому-то определению. Это легкомысленное чувство, любовь - забава, любовь - игра. (Слайды 3,4,5,)

3. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость и счастье, но очень часто таит в себе горе, разочарование и даже смерть.

Историю трагической любви поведал Бунин в небольшом рассказе "Солнечный удар".

(Слайд 6). Случайное знакомство на пароходе, обычное "дорожное приключение", "мимолётная встреча", но герой переживает муки любви. "Как дико, страшно всё будничное, когда сердце поражено: этим страшным "солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем!" Поражённый, словно солнечным ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое ему существо. В этом рассказе мы видим любовь - миг, вспышку, любовь - солнечный удар.

Таким образом, проанализировав указанные произведения, Бунина мы увидели следующие

Лики любви (Слайд 7)

любовь - миф

любовь - наваждение

("Грамматика любви")

1915 г

любовь - игра

любовь - забава

("Лёгкое дыхание")

1916 г

любовь - миг, вспышка, солнечный удар

("Солнечный удар")

1925 г.

2) Работа с текстом рассказа "Солнечный удар".

Уч-ль: Для глубокого понимания художественного произведения важна не только сюжетная канва, идейный замысел, система образов, но и те методы и приёмы, благодаря которым произведение приобретает художественное своеобразие, свой стиль.

- Найдите стилистические особенности в рассказе "Солнечный удар".

(В процессе работы с текстом уч-ся отметили следующие особенности)

Зрение, слух, вкусовые и температурные ощущения поручика предельно обострены. Вот почему в рассказе целая симфония запахов (от запаха сена и дёгтя - до запахов "её хорошего английского одеколона"), детали звукового фона (мягкий стук парохода, звон мисок, шум воды); световые, температурные подробности и т. д.

Приём нанизывания эпитетов;

Рассказ, лишённый экспозиции, начинается неопределённо- личным предложением, завершается лаконичным эпилогом - коротким предложением в котором поручик показан "постаревшим на 10 лет";

Быстротечность любовного происшествия подчёркнута фрагментарностью эпизодов (отдельные подробности будто наспех смонтированы, например, жесты, фрагменты диалога, монтажная композиция); скороговоркой сказано о расставании поручика с "прекрасной незнакомкой"

Описание встречи занимает чуть больше страницы, а описанию состояния героя после расставания отводится 5 страниц.

Высокая сюжетная скорость - композиционная особенность произведений Бунина о любви.

3) Цикл новелл "Тёмные аллеи" (Слайд 8)

а) Слово уч-ля:

"О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого или минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь, возможно, просто поэтичной легендой или изысканным "жестоким романсом" времён Серебряного века, поведал Бунин в одной из самых знаменитых книг - сборнике новелл "Тёмные аллеи". И каждая из этих историй - "тёмная аллея" в самом запутанном из лабиринтов мира - в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви - Войне, в коей не бывает победителей.

И. А. Бунин считал сборник "самым лучшим и самым оригинальным" из всего созданного, а также "самым совершенным по мастерству", критики же называли его "энциклопедией любовных драм". Что ни рассказ, то драма (вспомним "Русю", "Холодную осень"). (Приложение 2)

И в каждом повествовании писатель находит всё новые и новые оттенки любовного чувства, разные лики любви: (Слайд 9)

  • это и обожание ("Натали")
  • и притворная любовь - игра ("Ривьера"),
  • и продажная любовь ("Барышня Клара"),
  • и любовь - вражда ("Пароход Саратов"),
  • и любовь - отчаяние ("Зойка и Валерия"),
  • и любовь - колдовство ("Железная Шерсть"),
  • и любовь - самозабвение ("Холодная осень") и много др., ведь сборник вместил в себя 38 рассказов, в которых любовь изображена через призму памяти.

Сюжетная формула, как правило, повторяется: (Слайд 10)

  • встреча;
  • внезапное сближение;
  • ослепительная вспышка чувств; и неотвратимое расставание, сопровождающееся порой смертью одного из героев;
  • сожаление об утрате (воспоминание о потерянном счастье)

Анализ новеллы "Тёмные аллеи".

Новелла "Тёмные аллеи" является прологом к сборнику. Своим содержанием она задаёт основную тему следующих. Это и первая любовь, и любовь последняя, и радостное чувство, и чувство горечи, утраты чего-то невосполнимого.

б) Работа с классом. Эвристическая беседа:

Кто знает, строки какого стихотворения дали название рассказу, а впоследствии и всему циклу? (Огарёв "Обыкновенная повесть") (Слайд 11)

Каков сюжет произведения? (Приложение 3)

Учитель:

Вот ещё один сюжет - ещё одна любовная драма. В исследованиях, посвящённых творчеству Бунина, есть точка зрения, согласно которой художественный "мир Бунина - это мужской мир", женщина там "присутствует: как счастье, как мука, как тайна в душе и судьбе мужчины".

3. Можно ли так трактовать рассказ "Тёмные аллеи"?

(Нет, он является исключением: здесь противостоят друг другу две жизненные позиции, два отношения к любви - не только героя, но и героини). (Слайд 12)

4. Сопоставьте их жизненные позиции

Николай Алексеевич

Для героя это "пошлая, обыкновенная история"

Увлечение, юношеская влюблённость

Разрыв с женой - оскорбление

"Всё проходит, всё забывается"

Встреча

Любовь

Надежда

Для Надежды встреча с Н. А. - самое главное в жизни

Смысл всей её жизни

Разрыв с любимым - трагедия

"Всё проходит, да не всё забывается". "Сколько ни проходило времени, всё одним жила:"

И выявить различие жизненных позиций героев помогло мастерство Бунина - стилиста.

в) Наблюдение над особенностями стиля писателя. Работа с текстом.

1. Проследите, как ведут себя персонажи во время трудного, но так необходимого для обоих разговора. Найдите авторские ремарки, какова их роль?

(Авторские ремарки помогают понять психологическое состояние героя: он очень волнуется)

Они также помогают понять, что по ходу выяснения отношений в душе героя растёт чувство вины и стыда.

2. О чём свидетельствует синтаксический строй речи?

(Синтаксический строй речи - обилие восклицаний - подчеркивает восторженное преклонение героя перед той, что ему "отдала: свою красоту", подарила незабываемые радости жизни.)

3. Какую роль играет лексический повтор в эпизоде прощания героев?

(Троекратно повторённая фраза о невозможности прощения служит в данном контексте своего рода "мерой", исчисляющей, насколько пропитана горечью, истерзана обидой страдающая женская душа.)

4.Итак, сделайте вывод, в чём заключается художественное своеобразие рассказа?

Рассказ представляет собой новеллу; отличается предельно сжатым сюжетом; быстротечным действием; имеет кольцевую композицию; построен в обратной хронологии, рассказ - воспоминание (ретроспектива); контраст является ведущим приёмом; символический образ дороги, залитой дождями, изрезанной многими чёрными колеями, пронизывает весь рассказ и олицетворяет жизненный путь Н. А.: жену "без памяти любил" - изменила, бросила; сына обожал - вышел негодяй.

Учитель: Бунинское мастерство помогает понять жизненную драму Н. А.

В чём же она?

(В запоздалом прозрении героя. Ценность былой любви он осознал слишком поздно. Он вдруг понял, что в ней "потерял: самое дорогое, что имел в жизни").

Анализ рассказа "Чистый понедельник"

Ещё одна любовная драма представлена в лучшем, по мнению самого автора, рассказе сборника "Чистый понедельник" (Слайд 13)

"Благодарю Бога, что Он дал мне возможность написать "Чистый понедельник", - написал Бунин на обрывке бумаги в одну из своих бессонных ночей.

1) Каковы были ваши первые впечатления по прочтении рассказа? (2-3 уч-ся)

2) Рассказ переносит нас в Москву начала 20 века. Для его полноценного восприятия необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно- артистической жизни начала XX века. Дайте толкование понятий: "Чистый понедельник", "Великий пост".

3) Символично ли название рассказа?

(Чистый понедельник- своеобразная граница, рубеж между жизнью, суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.)

(Чистый понедельник - переход от светской, греховной жизни - в вечную, духовную).

4) Учитель: Герои "Чистого понедельника" - воплощение молодости, здоровья, красоты, богатства. Казалось бы, что они имели всё, что могло стать источником безграничного, пленительного и долгого счастья. Но финальная сцена говорит об обратном:

Что же мешает их счастью? Что приводит к любовной драме?

(Они слишком разные).

5) Как описывает героев Бунин? Обратимся к тексту.

а). "Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами" (Слайд 14)

б). Различие героев мы видим уже в портретной характеристике (подтвердите текстом)

в). Контраст задан и в речевой характеристике. Что говорит об этом герой?

г). Какие приёмы использует Бунин для создания портрета?

(Эпитеты, сравнения, повторы, оксюмороны ("неприлично красив", "бархатный уголь";

"глаза её были ласковы и тихи"; "пряный запах волос")

Учитель: В изображении героини визуальные впечатления даны в единстве с обонятельными, а повторяющаяся деталь - бархат - обращена к тактильному восприятию.

Детали внешности, повторяющиеся в портретных зарисовках, эпитеты (чёрный, бархатный, янтарный), оксюморон не проясняют психологического состояния героини, напротив, подчёркивают её таинственность.

6) Ослеплённый любовью, герой не понимает свою возлюбленную. Найдите ключевые слова, подтверждающие эту мысль. (Слайд 15)

("Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения:"

"странная любовь", "странный город".)

7) Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, как Л. Н. Толстой, не объясняет словами мысли и чувства героев, как И. С. Тургенев.

Какой приём он использует, чтобы показать внутренний мир героини и героя?

Вспомните определение аллюзии, найдите её в тексте. Объясните, как она помогает понять характер героини?

(А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

В. Брюсов. "Вы дочитали "Огненного ангела"? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: "До того высокопарно, что совестно читать".

Л. Андреев. "Я опять весь вечер говорил только о постороннем, - о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева:" и др.)

Учитель: (Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, высокопарный роман В. Брюсова, которые не интересны ей. У неё же в номере висит портрет босого Толстого, а как-то она ни с того ни с сего вспоминает его Платона Каратаева). Таким образом, мы видим, что внутренний мир героини настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера и А. Белого.

И эту разницу внимательный читатель может увидеть (правда, между строк) уже в самом начале рассказа: духовная пропасть между героями показана визуально: расстояние от Красных ворот до храма Христа Спасителя отдаляет героев друг от друга. (Слайд 16)

8) И. А. Бунин соединяет в своём повествовании два временных пласта: детали современной героям действительности переплетаются с приметами глубокой древности.

С какой целью он это делает?

(Мастерство писателя проявляется в том, что эти исторические реалии помогают понять не только характер героини, но и тоску Бунина по Родине, по старине. Он не может смириться с новой Россией, отсюда карикатурное изображение известных актёров, режиссёров. По мнению Бунина, всё в послереволюционной России потеряло смысл,

истинные ценности утратили былую значимость. Художник связывает историю любви героев с историей страны.)

9) Век перемен, безумная, шальная жизнь нравится герою: "Я возил её обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты. (Слайд 17).Как это его характеризует?

(Герой открытый, добрый, но откровенно легкомысленный человек с поверхностным отношением к жизни, он не задаётся философскими вопросами. Не ему было понять подругу, которая духовно выше, сложнее, многограннее своего избранника. Она становится загадкой не только для пылкого юноши, но и для понимающего читателя).

Где-то в неведомых глубинах её сознания живёт нерасторжимая связь с исконно русским: преклонение перед древней архитектурой Москвы. (Слайд 18)

10) "Ведь завтра уже Чистый понедельник: Хотите поехать в Новодевичий монастырь?

(Слайд 19).Что нового узнаёт герой о своей возлюбленной?

(Выясняется, что она ходит на Рогожское кладбище, где так силён колорит допетровской России, в Кремлёвские соборы, в храм Христа Спасителя, Марфо - Мариинскую обитель, Чудов монастырь, где сохранилось чувство родины, её старины). Она говорит об этом, находясь в трактире Егорова и восхищаясь иконой Богородицы Троеручицы. (Слайд 20)

11) Чем ещё увлечена героиня? Подтвердите текстом: (древнерусскими текстами)

"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю:"

Далее мы слышим отрывок из "Повести о Петре и Февронии Муромских".

12) Как называется этот приём? Какова его роль?

(Реминисценция. Роль реминисценции разнообразна: это и опора на авторитет, и указание на традицию, и средство полемики или пародирования. Но главное - это создание художественной многозначности текста, расширение его смыслового пространства.

Реминисценции позволяют расшифровать то, что казалось загадочным или даже бессмысленным.)

13) В чём, на ваш взгляд, оправданность реминисценций из древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских"?

(В сказании о Павле и его жене переплетаются мотивы блуда и монашества. Эта реминисценция важна в связи с тем, что сказание цитирует женщина, представляющая своего возлюбленного змеем - искусителем и испытывающая муки выбора между доступными атрибутами счастья и религиозной глубиной; в душе героини постоянно идёт драматическая внутренняя борьба)

14) Почему Бунин не объясняет поступка героини? Кажется ли он вам неожиданным?

В калейдоскопе сменяющихся картин: ресторан, вечерняя гостиная, Новодевичье кладбище, трактир Егорова, капустник Художественного театра (Слайд 21) отдельными зёрнышками прорастает решение героини рассказа: от усмешки над болтливостью к любованию им, "зело прекрасным", к последнему шагу - разделению его страсти.

Героиня пытается найти смысл, опору в окружающем её мире (учёба, музыка, литература, театр), но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Она хочет полюбить того лучшего, кого встретила на своём пути, но не может ответить ему сильным чувством и поэтому принимает решение уйти в монастырь.

15) От чего же очищается героиня рассказа "Чистый понедельник"?

(От праздной мирской жизни, от грехов и пороков мира, в котором жила.)

16) Финальная сцена (Слайд 22).

Совсем "по-тургеневски", в традициях "Дворянского гнезда" заканчивает Бунин рассказ "Чистый понедельник", героиня которого уходит в монастырь и, сделавшись монахиней, во время одного богослужения встречается взглядом с некогда любившим её человеком.

Но героиня Бунина не Лиза Калитина и уход её в монастырь вызван не трагическими переживаниями, а пресыщенностью и разочарованием в жизни, что очень тонко показал писатель, а учащиеся Маша Костромитина и Алина Инякина очень точно передали бунинский замысел в своих иллюстрациях к рассказу.

Вот та жизнь, которая претит героине, из-за чего она, будучи не в силах ничего изменить, принимает решение оставить мирскую суету.

Итог урока.

Итак, сегодня мы увидели разные лики любви в прозе Бунина, сумели осмыслить авторскую концепцию любви.

Какова же бунинская концепция любви?

(Любовь в рассказах Бунина длится одно мгновение: день, ночь, неделю:

Счастье лишь изредка улыбается героям, а потом исчезает, уходит, как вода в песок, оборачивается утратой, болью, трагедией, драмой. Это происходит потому, что истинная любовь, как считал писатель, обречена быть только вспышкой и не терпит продления.)

Д.З: Выполнить одно из письменных заданий на выбор:

1) Обоснуйте, используя рассказы Бунина о любви, высказывание М. Горького: "Бунин - лучший стилист современности".

2) Ответьте на вопрос: "Спасает ли человека монастырь от внутреннего разлада с миром или он на свой лад подавляет, нивелирует внутренний мир, свободу личности?

3) Составьте синквейн к образам героев.