Урок математики в 6-м классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • систематизировать знания по теме: “Умножение и деление обыкновенных дробей”;
  • отработать умения умножать и делить обыкновенные дроби;
  • научиться применять эти умения при решении задач.

- Задача, которая стоит перед каждым из вас, показать умения умножать и делить обыкновенные дроби и использовать эти умения при решении задач.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

- А начнем мы с вами с повторения правил.

1 задание: назовите какие правила зашифрованы:

- Следующее задание у вас на карточках: нужно найти пропущенные числа, каждому числу соответствует определенная буква. В итоге получим слово.

- Укажите пары взаимно обратных чисел.

- Сформулируйте определение взаимно обратных чисел.

- Выполняем второе задание на карточке: заполнить пустое “окошко” числом

1 в: x 5/22 = 1/2 (2 1/5)

2 в: x 1/5 = 1/11 (5/11)

- А следующее задание вам приготовила Лена, в котором она использует полученные вами числа.

Ученица: “Назовите любое значение х, а я сразу же назову значение данного произведения” (21/5 x X x 5/11)

Ученица: “Кто сможет объяснить почему так получается?”

Вывод: если число х сначала умножить на некоторое число а, а потом умножить на число, обратное а , то получится опять х.

- А сейчас я хочу проверить как каждый из вас знает правила. Перед вами карточка, работая над которой вам нужно вспомнить правила. Ваша задача - вставить пропущенные слова.

Заполни пропуски, чтобы утверждения были верными:

а) чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ________ умножить на это число, а ________ оставить без изменений;

б) чтобы умножить дробь на дробь, надо:

1) найти ________ числителей и знаменателей этих дробей;

2) первое ________ записать числителем, а второе ________

в) чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на ________.

2. Завершить утверждение.

Взаимно обратными числами называются такие числа, произведение которых ________.

3. Выбрать нужное слово.

Чтобы найти дробь от числа, надо (разделить, умножить) число на дробь.

Мы повторили умножение и деление обыкновенных дробей. А сейчас при решении задач мы воспользуемся умением умножать и делить обыкновенные дроби, находить дробь от числа.

Для разминки предлагаю задачу, которую нужно решить устно.

- Перемена длится 15 минут. Сколько минут длится 1/3 этой перемены?

Три задачи на доске:

№ 1 - разобрать, показать. Затем один человек восстанавливает на обратной стороне доски, а все остальные у себя в тетради. Проверить. Показать второй способ решения

№ 2 и № 3 - разобрать. Каждый уч-ся оформляет решение у себя в тетради, 2 человека работают у доски.

№ 1. В вашем классе 25 учеников.

Девочки составляют 40%. Сколько в классе мальчиков?

Решение: 40%=0,4

1) 0,4x25=10 (уч.) - девочки.

2) 25-10=15 (уч.) - мальчики

Ответ: 15 мальчиков в классе.

2 способ

1) 100-40=60% - составляют мальчики.

2) 60%=0,6

3) 0,6x25=15 (уч.) - мальчики.

Ответ: 15 мальчиков.

№2. Вася, Боря и Коля нашли 60 белых грибов. Вася нашел 1/4 всех грибов, Боря - 1/3 остальных. Сколько грибов собрал Коля?

Решение:

1) 1/4x60=15 (гр.) - нашел Вася

2) 60-15=45 (гр.) - собрали Боря и Коля

3) 1/3x45=15 (гр.) - нашел Боря

4) 60-(15+15)=30 (гр.) - нашел Коля

Ответ: 30 грибов.

№ 3. Из 625 уч-ся нашей школы в детско-юношеских выборах “Мы выбираем Север” участвовало 68%. За детско-юношеский парламент проголосовало 96% от числа уч-ся, участвовавших в голосовании. Сколько человек проголосовало за парламент?

Решение:

1) 625x0,68=425 (уч.) - участвовало в выборах

2) 425x0,96=408 (уч.) - проголосовало за парламент

Ответ: 408 учеников.

Итог урока.

Вопрос: “Что я делал на уроке?”