Урок внеклассного чтения по теме "Человек, знающий и почитающий своих предков, подобен дубу с могучими корнями"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

Основная задача урока по внеклассному чтению - научить составлять генеалогическое древо, доказать ученикам, что знать свое генеалогическое древо считается необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Урок проводит два учителя с двумя разновозрастными группами. Ученики должны быть ознакомлены заранее с необходимыми для анализа произведениями с учетом возрастных особенностей. В данных произведениях отражена тема связи поколений.

На уроке выслушиваются мнения учащихся с каждой группы и делается общий вывод.

Анализируется стихотворение Р. Хисматуллина «Наследие отца», где отражается мнение сыновей разного возраста о наследии, о прочности родственных уз. Старший сын смог доказать, что наследство – это не только богатство, но и внешний облик, родной язык, воспитание, способности.

После анализа стихотворения, дети работающие в разных группах приходят к единому мнению.

Так же при анализе произведений учащиеся приходят к мнению, что данная проблема актуальна как в начале XX, так и в начале XXI века.

Итогом урока является то, что ученики научились составлять генеалогическую таблицу до 3-4 поколения и получили стимул для изучения ещё более ранних поколений. Это и является домашним заданием.

Данный урок помогает ученикам становится как личность, быть достойным продолжателем традиций своего народа.

Цели:

1. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу, родословную.

2. Вызвать у учащихся интерес к семейным реликвиям.

3. Воспитывать чувства гордости и  уважения к родителям, дедам и прадедам.

Оборудование: родословные известных людей, книга Р.Фахреддина  «Жавамигуль-калим», толковый словарь татарского языка, мульти-медиапроектор, компьтер.

Ход урока

1 учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята!

2 учитель: Доброго Вам дня!

1 учитель: Ребята, наш сегодняшний урок необычен. Во-первых, у нас в гостях учителя района, во-вторых, на уроке присутствуют учащиеся разного возраста. Сегодня мы научимся составлять генеалогическую таблицу, свою родословную, поговорим о связи поколений, о прочности родственных уз.

Итак, тема урока «Человек, знающий и почитающий своих предков, подобен дубу с могучими корнями» (слайд).

2 учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами пословица. Подумайте, о чем она? (Человек, знающий и почитающий своих предков сравнивается с могучим дубом).

1 учитель: Кто скажет, для чего применяется дуб в повседневной жизни? (Во время строительства, чтобы дом был крепким, сруб рубят из дуба; мебель из дуба считается очень ценной, потому что она долговечна).

2 учитель: Действительно, ребята, дуб – символ прочности, долговечности. Именно поэтому татарские поэты в своих произведениях сравнивают мужчину с крепким дубом.

1 учитель: А теперь, ребята, обратите внимание на следующий слайд. Как вы понимаете пословицу о том, что «человек за свою жизнь должен посадить дерево, построить дом и оставить после себя потомство»? (Человек должен прожить жить достойно, принося пользу).

1 учитель: Почему переживает дед перед своей смертью в  произведении «Соннэтче бабай»? (У деда нет потомства, продолжателей рода).

2 учитель: Об этом же самом, ребята, мы говорили с вами, изучая произведение А. Гилязова «Родословное дерево» (Родовое дерево, дерево рода). Камиль, перескажи, пожалуйста, вкратце его содержание. О чем идет речь в произведении?

(Галиулла бабай лежит на предсмертном ложе. Их было четверо. Старший брат женился на белоруске, но детей у них не было. Второй брат взял в жены русскую, дочь и сын у них. Только те в близких отношениях с русскими родственниками, родных со стороны отца они не принимают. У сестры есть, конечно, двое сыновей, но они – продолжатели другого рода. Сын Галиуллы – Мударис – единственный продолжатель рода. Он отвез свою жену в роддом. Теперь смысл жизни бабая в рождении внука. Он не может умереть, не узнав – кто. Услышав в раскрытую дверь, что родился мальчик, бабай умирает со счастливой улыбкой на устах).

1 учитель: Давайте обобщим, ребята. Не кажется ли вам, что в этих двух произведениях затрагивается одна и та же проблема? (Если в начале 20 века проблема потомственности, бездетности была поднята Г.Исхаки, то в начале 21 века данная проблема лежит в произведении А. Гилязова. Выходит, что продолжение рода, бережное хранение родственных уз – одна из важных проблем, дошедших до нас со времен наших дедов.

И не только. Отец желает оставить в наследство сыну свое ремесло, свое дело.

Ребята, обратите внимание на пословицу на экране:

(Ученик читает пословицу) «Ремесло отца – наследство сыну».

Как вы понимаете смысл пословицы?

2 учитель: Давайте послушаем стихотворение «Наследие отца» в исполнении Эмиля и Нияза.

1 учитель: Ребята, как вы думаете, правильный ли ответ дал дядя своему племяннику? (Да, наследство – это не только дома, богатство. Это и прекрасные глаза, очень похожие на мамины или папины, и внешний вид, ум, родной язык, воспитание, способности),

И в доказательство этого один из видных татарских мыслителей Р.Фахреддин так пишет в своей книге «Жавамигуль-калим»: «Дети тех, кто оставил в наследство деньги и богатство вместо хорошего воспитания, еще не похоронив своего родителя начинают делить это наследство, входя в раздор со своими родными. Если бы отец вместо накопления богатства дал немного воспитания своим отпрыскам, научил познавать правила, смысл жизни, иметь прекрасный характер, ладить с людьми, то была бы большая польза и от малого наследства».

2 учитель: Ребята, а как же родители оставляют в наследство свое ремесло? (Родители должны вызвать интерес к своему делу, привлечь ребенка к ремеслу. Таким образом ребенок должен полюбить профессию своих родителей).

1 учитель: Правильно, ребята. В нынешнее время, когда растет предпринимательство, особенно необходимо освоить и продолжить дело своих родителей. Например, кто-то открыл частную клинику. Бизнес развивается, растет. Но проходит время, человек стареет. Кому же он оставит дело своей жизни? А если его дети не пойдут по стопам родителей, не освоят его ремесло?

2 учитель: Не зря еще в старину говорили: «От сапожника родится сапожник, от танцора – прекрасный танцовщик». Не зря, вспоминая о предках, дедушки и бабушки говаривали: «Твой дед был умелым кузнецом, прекрасным гармонистом» или «Твоя бабушка красиво пела». Таким образом давалось наставление, передавалось семейное наследие.

Ребята, наверное, и среди вас есть те, кто продолжает дело своих родителей. Давайте их послушаем. (Работа с коллажами).

2 учитель: Итак, ребята, мы должны не только гордиться и восхвалять дела и поступки своих предков, но продолжать начатое ими дело.

1 учитель: Вспомните, пожалуйста, что является наследством в произведении «Соннэтче бабай»? (Сундук Нияза).

Оказывается, наслдеством являются и древние книги, семейные документы, памятные вещи и родословные.

Обратите внимание на экран (слайд).

«Знание семи поколений – обязательство (Необходимость)». Обязательство – фарыз (на татарском). Как вы понимаете значение этого слова?

Да, вы правы, ребята. В толковом словаре татарского языка значение этого слова трактуется так:   ………………..

2 учитель: Времена проходят. На смену одному поколению приходят другие. У татарского народа есть своеобразная традиция. Это изучение и составление родословной.

Изучая и составляя родословную народ понимал, что живет на земле своих предков, и верил, что является продолжателем рода. А вы, ребята, знаете ли свои семь поколений. Давайте рассмотрим  ваши схемы, которые лежат на партах.

1 учитель: Обратите внимание, что первое поколение – это вы. Напишите свое имя. Второе поколение – ваши родители. Третье – родители вашего отца и вашей матери – ваши дедушки и бабушки. Их имена вы знаете. А как же мы напишем четвертое поколение? Об этом вы можете узнать из их свидетельства о рождении, если они живы, или из свидетельства о смерти, если умерли. Если же вы еще больше хотите узнать о своих предках, то можно обратиться в государственный архив или архивы организаций. Документы хранятся в архивах.

2 учитель: Во время составления таких таблиц важны устные источники (легенды, сказы), вещественные источники (медали, деньги, монеты, надгробные камни и т.д.), письменные источники (воспоминания, письма, завещания). Генеалогические таблицы можно оформить в разных формах: форме дерева, форме национальных украшений (слайды).

1 учитель: Перед вами родословные дерева  татарского поэта Г.Тукая и татарского мыслителя Р.Фахреддина.

Недавно прошел городской конкурс родословных, в котором участвовали два наших ученика. Давайте дадим им слово. (Выступления Нияза и Дианы).

2 учитель: Вы счастливы, ребята, тем, какое наследство осталось вам от ваших дедов. Сейчас ваш долг – сохранить его, беречь честь и достоинство своего рода. Родословные говорят о пройденном пути нашего народа, о его истории. По ним мы находим своих сородичей, укрепляем родственные узы. Если же кого-то нет в живых, находим их могилы, ухаживаем за ними. Таким образом мы исполняем свой долг перед предками.

1 учитель: В последнее время в лучшую сторону меняется отношение людей  к предкам. Это видно по тому, что новорожденным дают имена своих прадедов и прабабушек, старинные имена. Значит, люди тянутся к своим корням. Об этом мы поговорим  с вами на следующем уроке.

2 учитель: А теперь еще раз внимание на экран.

«Не смотри на человека, обрати внимание на его род».

И вправду, ребята,  с давних пор юношей и девушек старались выбирать из хорошего роду-племени. Наверно, поэтому и семьи очень редко распадались.

И напоследок хочется сказать, знание своего рода с давних времен считалось обязательным и необходимым. И давайте жить, зная своих дедов и прадедов, думая о своем будущем. Именно об этом и поется в песне в исполнении Карины. («Дорожи своими родными»).