Проект "Город над вольной Невой…"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Недостаточно только получить знания;
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать; надо делать.
И.В.Гете

Цель проекта: создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся через историко-краеведческую проектно-исследовательскую деятельность, разработка механизма привлечения широкого круга учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

  • Научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Вооружить учащихся средствами для решения поставленных задач, выработки собственного маршрута.
  • Создать условия для использования приобретенных знаний и умений в дальнейшей практической деятельности и повседневной жизни: определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, критически оценивать получаемую извне социальную информацию, уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с формами социального поведения.

Обращение  к истории 60-80х годов XX века обусловлено тем, что изучение жизни и быта близкой по времени эпохи  играет большую роль в формировании мировоззрения учащихся, оценочных суждений подрастающего поколения, осознания перемен, происходящих в обществе, сближает «отцов» и «детей». Тема позволяет ученикам «прикоснуться к истории» своими руками, создает условия для семейного общения.

Выбор также обусловлен потенциальными возможностями временного (передвижного) школьного музея «Вещи рассказывают» «Жизнь и быт ленинградцев в 60-80е годы»,  позволяющими вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность широкий круг учащихся разного возраста. Своеобразие темы в том, что она  интересна для всех возрастов, а источником знаний может стать рассказ родственников, домашний архив, семейные фотографии и реликвии.

Предложенный нами формат проекта личностно ориентирован и позволяет учесть уровень способностей учащихся всех параллелей, стимулировать их позна­вательную активность: для каждой параллели предлагается свой проект самостоятельной деятельности, соответствующий возрастным и интеллектуальным возможностям, доступный способ представления своей работы.

Тема и формат проекта позволяют организовать отбор изучаемого материала в соответствии с поставленной на первом этапе задачей и предложенной темой, направив деятельность учащихся на самостоятельное исследование. 

Проект является продолжением проектно-исследовательской деятельности  предыдущих лет.

Этапы

I этап – сентябрь-ноябрь - организационно-мотивационный, заканчивается предметной неделей,  отчетом по массовому этапу  исследований, выявление перспектив для дальнейшего сопровождения.

II этап – декабрь-февраль - разработка индивидуальных маршрутов и сопровождение деятельности учащихся, желающих продолжать свою работу, в том числе на муниципальном и районном уровне, подготовка команд для игровых проектов. Участие в чтениях и играх на районном уровне, представление работ в печатные издания.

III этап – март-май – индивидуальное сопровождение деятельности  учащихся, продолжающих свою работу. Выступление на городских чтениях и конкурсах. Участие в игровых программах. Подведение итогов на школьной конференции.

Содержание этапов

Первый этап педагогического проекта «Город над вольной Невой…» включает систему  локальных педагогических и детских обучающих проектов:

- Начальная школа – «Любимые игрушки наших родителей» (рисунок с рассказом об игрушке), выставка лучших работ, представление на конференции юных исследователей.

- Пятые классы – описание предметного источника (семейные реликвии), подготовка небольшого исследования, представление на конференции юных исследователей.

- Шестые классы – описание изобразительного источника (фотография из семейного архива о школьных годах родителей), подготовка небольшого исследования, представление на конференции юных исследователей.

- Седьмые классы – изучение устных источников (интервьюирование учителей на тему их школьного  детства), подготовка выставки-загадки «Знакомые незнакомцы», проведение конкурса среди учащихся, представление итогов на конференции юных исследователей.

- Восьмые классы – подготовка экспозиции музея «Вещи рассказывают», экскурсий по нему на тему «Жизнь и быт ленинградцев в 60-80е гг.», проведение экскурсий для 2-5 классов, гостей школы, представление работы на конференции.

- Девятые классы – подготовка учебных исследовательских работ, представление их в форме презентации, проведение конкурсного отбора лучших работ, представление работ на конференции, участие в историко-краеведческих образовательных маршрутах, экскурсионных программах.

В проект входят локальные педагогические проекты-студии:

- «Музыкальный калейдоскоп» - «Своя игра» - 4е классы.

- «Ленинградская кухня» - реконструкция коммунальной кухни советской эпохи.

- «Конференция юных исследователей» - отчет по итогам первого этапа исследований - 4-9 классы.

- «Духовные устремления поколения 60-х гг.» - литературная студия – 9е классы.

- «Моя родословная» - командная обучающая игра - 4-5 классы.

-«Вещи рассказывают» - командная обучающая игра - 5-6 классы.

- Брейн-ринг «Это было недавно, это было давно…» – игра -  9-е классы.

- «Хочу все знать» - обучающая студия по работе с печатными и интернет источниками в библиотеке для 5-6 и медиатеке -7-8 классов.

Темообразующее мероприятие проекта – Музей  одного дня «Вещи рассказывают» на тему «Жизнь и быт ленинградцев в 60-80е гг.» - экскурсии для 2-5 классов и гостей школы ведут ученики 7-8 классов; свободное посещение для старших классов, педагогов.

Второй и третий этап – индивидуальное сопровождение детей, желающих продолжать исследовательскую деятельность, участие в конкурсах разного уровня, представление работ, участие в историко-краеведческих играх.

Условия, обеспечивающие успешность проекта

1. Достаточный профессионализм авторов проекта, знание особенностей про­ектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе участия в данном проекте.

2. Разработана программа обучения учащихся ключевыми умениями проектной деятельности. Для достижения цели проекта продумана система организации выполнения спланированной работы, как непременное условие для развития школьников, уча­ствующих в реализации проекта.

3. Намечены  инициативные группы учащихся, желающие наиболее активно участвовать в работе над проектами, обладающие определенным уровнем владения знаниями и обще­учебными интеллектуальными умениями.

4. Продумана схема совместной работы учителей и учащихся по всем про­ектам с целью доведения работы до конца, поэтапное согласование его промежу­точных результатов, вариантов отчета.

Организация проекта

1. К проекту могут подключаться желающие педагоги, учащиеся и их родители, выпускники школы. Возможно одновременное участие  в нескольких проектах.

2. Тема общего и локальных проектов, их результаты  значимы для ближайшего и опо­средованного окружения учащихся: учеников, учителей, родителей.

3. Работа по проекту носит исследовательский характер, поэтому разработаны и обоснованы пути исследования для каждого проекта в соответствии с задачами и возрастом.

4. Локальные проекты спланированы и сконструированы совместны­ми усилиями учителей и учащихся. В то же время по мере его развертывания допускаются изменения, индивидуальные маршруты.

5. Проект реалистичен, имеет практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся.

Значимость

Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобретут новые знания об эпохе 60-80х годов, о детстве своих родителей, их школьной жизни, увлечениях, быте и т.п.; ученики построят новые от­ношения, работая в различных группах, общаясь со своими родителями, гостями музея и школы; все участники будут овладевать общеучебными и специальными умениями: поиска информации, ее оформления, представления, защиты своей работы, интервьюирования, оформления предметной экспозиции и ведения экскурсии, беседы, дискуссии, общения с большими группами детей и взрослых. Проект позволит формировать ключевые компетентности учащихся, привлечь их к мотивированной проектно-исследовательской деятельности, активной самостоятельной познавательной деятельности. Многие семьи найдут новые возможности для общения.

Интересные результаты для себя получат и педагоги, участники проекта.

Актуальность проекта определяется  потребностью в  нем  как общества и государства в целом, так и родительского сообщества и конкретного учащегося, в частности.

Музей. Пояснительная записка

В наши дни всё больше и больше учителей применяют на практике метод проектов. Его возможности очень широки. Очень много умений можно развивать с его помощью: коммуникативных, информационных и других. Велики его возможности и для индивидуализации и дифференциации обучения. Участвуя в проекте, учащийся может развить те умения, которые нужны будут именно ему в дальнейшей жизни.  Фактически, он сам может выбрать, чему он хочет научиться в ходе проекта, какие знания хочет приобрести.

Немаловажно и то, что удачно организованный проект способствует мотивации учащихся в изучении истории. Входная диагностика показала, что у учащихся в целом наблюдается слабый интерес к истории; что большинство из них слабо проявляют свои творческие способности в курсе истории. Многие также написали, что у них возникают сложности при представлении полученной в ходе работы информации.

Для реализации принципа дифференцированного обучения данный проект возможно реализовать одновременно с другими проектами в ходе недели истории. 

Организация однодневного музея позволяет сформировать у учащихся представление о быте людей в ту или иную эпоху, особое, трепетное отношение к ней. Такая форма работы способствует формированию организационных способностей, выявлению и развитию лидерских качеств у учащихся; развитию творческого подхода к работе, свободного, нестандартного мышления. Но это можно сформировать не только путём организации музея.

Организация музея позволяет сформировать ряд специфических умений и навыков. Так, при опросах очевидцев, работе с администрацией школы, оформлении экспозиции, проведении экскурсий формируются коммуникативные и организационные умения. При обработке собранных воспоминаний, работе с музейными экспонатами формируются умения работы с историческими источниками, а при оформлении результатов исследования в сообщение – информационные умения. Наконец, при проектировании экспозиции, проведении экскурсий, подборе экспонатов формируются навыки музейной работы.

Особое место занимает экспозиция, посвящённая истории школы.

На выбор темы и формы работы повлияли следующие факторы. Во-первых, уже накопленная материальная база школы, а именно - наличие школьного архива и школьной музейной коллекции. Во-вторых, с одной стороны, наличие большого числа очевидцев, а с другой, - значительные изменения в жизни людей, произошедшие с 1980-х гг.

Цели проекта:

  • Сформировать у учащихся представление о жизни людей в 1960-е – 1980-е гг., стимулировать познавательный интерес к истории эпохи посредством реконструкции отдельных, наиболее ярких, её черт.
  • Развить навыки ведения и подготовки экскурсий, разработки экспозиций, организаторской работы; способствовать формирования умения самостоятельно ставить задачи и решать их, находить нужную информацию в различных источниках и творчески перерабатывать её; способствовать установлению неформальных взаимоотношений педагогов и учащихся; способствовать воспитанию семейных ценностей у учащихся.

Задачи проекта:

  • Разработать и оформить музейную экспозицию;
  • Составить и провести экскурсии по музейной экспозиции;
  • Организовать посещение музея учащимися начальной школы.

Условия реализации проекта

  • Аудитория:  8-9 классов 348 школы. Учитывался уровень предметной подготовки учащихся: уровень сформированности поисковых умений, умений, связанных с реконструкцией (он оказался невысок); уровень познавательного интереса к прошлому; их способности и интересы.
  • Стадия изучения курса истории учащимися: учащиеся ещё не изучали период, освещаемый в проекте.
  • Ресурсная база школы: наличие соответствующих эпохе экспонатов, опыта музейной работы и других наработок; наличие помещения для проведения мероприятия.
  • Заинтересованность учителей и администрации школы.

Структура проекта. Этапы его реализации

Этап 1. Разработка проекта педагогами.

Время реализации –  1 месяц.

На этом этапе педагоги разрабатывают проект, знакомятся с опытом работы, составляют материальную базу, выбирают аудиторию, изучают имеющиеся ресурсы, возможности школы. При необходимости – составляют методическую разработку. 

Например: в 348 школе уже имеется коллекция экспонатов, рассказывающих о жизни людей в 1960-80-х гг. Их можно разделить на несколько тем: «мир детства», «школа», «кабинет делового человека», «сельский интерьер». «городской интерьер», «мода». Кроме этого, есть ряд документов по истории школы.

Этап 2. Поиск учащимися информации и организация итогового мероприятия.

Время реализации – 1-2 месяца.

2.1 Учащимся поставлены цели и задачи работы, даны задания.

На данном этапе возможно разделить участников проекта на несколько групп по интересам: экскурсоводы, рекламщики, организаторы.

Всему коллективу школы ставится задача принести имеющиеся старые вещи, могущие стать экспонатами музея.

Учащимся-экскурсоводам даются поисковые задания: подготовить экскурсии по темам планируемых экспозиций. (Например, «История 348 школы», «Мода 1960-80-х гг.», «Мир детства», «Кабинет чиновника», «Деревенская комната», «Комната в городской квартире»). Каждый участник разрабатывает экскурсию по своей части экспозиции. Экскурсии готовятся по определённому алгоритму. Сначала учащиеся готовят сообщение по выбранной теме. Затем учитель проверяет сообщения, знакомит учащихся с имеющимися экспонатами, ставит задание найти другие экспонаты. После знакомства с экспонатами учащиеся самостоятельно пишут тексты экскурсий.

При подготовке экскурсий они могут пользоваться всеми доступными источниками – музеями, воспоминаниями очевидцев, литературой, Интернетом.

Учащиеся самостоятельно планируют свою работу. В ходе работы они отчитываются о том, что уже сделано, получают рекомендации для дальнейшей работы; обмениваются полученными данными.

Готовые тексты сдаются учителя на проверку, ещё раз исправляются и утверждаются в качестве текстов экскурсий. Затем учащиеся приступают к репетициям.

Этап 3. Предъявление результатов работы.

Время реализации: 2-3 дня. 

В последний день подготовки музея после уроков учащиеся под руководством учителя составляют экспозицию. К этому времени каждый уже несколько раз должен прорепетировать экскурсии, знать свои экспонаты. После оформления экспозиции учащиеся репетируют экскурсии, доводя их до совершенства.

На следующий день работает музей «Вещи рассказывают».

Во время уроков участники проекта проводят экскурсии для начальной школы по всему музею; во время перемен они же знакомят с экспозициями всех посетителей. Вход для посетителей свободный.

После проведения мероприятия экспозиция демонтируется учащимися.

Этап 5. Рефлексия. Спустя 2-3 дня после реализации проекта проводится рефлексия. Всем учащимся выдаётся анкета с вопросами, что понравилось в проекте, что не понравилось, что бы они хотели изменить. Затем, по окончании изучения темы курса, во время которой реализуется проект, учащимся-участникам проекта даётся диагностическая работа с целью проверки сформированности умений. Также после проведения мероприятия можно провести неформальную беседу с учащимися, работавшими в музее.

Пояснительная записка. «Знакомые незнакомцы»

Конкурс «Знакомые незнакомцы» является внеурочным монопроектом, посвящённым изучению недавнего прошлого – 1960-80-х гг., времени, когда большинство учителей были в том же возрасте, что и учащиеся средней школы.

Реализация этого проекта способствует установлению неформальных отношений между учителями и учащимися, способствует мотивации к изучению истории.

Для реализации принципа дифференцированного обучения данный проект возможно реализовать одновременно с другими проектами в ходе недели истории. 

Проведение в школе этого конкурса позволяет эффективно формировать у учащихся знания о жизни советских школьников, развивать творческий подход к работе, и коммуникативные способности. Такая форма работы способствует формированию умений работать с историческими источниками – фотографиями и воспоминаниями, представлять публике результаты работы.

Учащиеся могут сравнить быт современных школьников с бытом школьников 1960-80-х гг.

На выбор темы и формы работы повлияли следующие факторы: наличие большого числа очевидцев и значительные изменения в жизни людей, произошедшие с 1980-х гг.

Цели проекта:

  • Сформировать у учащихся представление о жизни школьников в 1960-е – 1980-е гг., стимулировать познавательный интерес к истории эпохи посредством сравнения их быта, их вкусов и устремлений и бытом, вкусами, устремлениями их ровесников из 1960-80-х гг..
  • Способствовать формированию коммуникативных умений, умений работать с историческими источниками.

Задачи проекта:

  • собрать воспоминания учителей по памятке;
  • литературно оформить собранные воспоминания;
  • собрать детские фотографии учителей;
  • оформить стенд с фотографиями и воспоминаниями, провести конкурс.

Условия реализации проекта.

  • Аудитория:  учащиеся 7 классов - организаторы.
  • Учитываются следующие характеристики учащихся:
    - уровень сформированности коммуникативных умений;
    - уровень познавательного интереса к прошлому;
    - отношения класса с учителями.
  • Стадия изучения курса истории учащимися: учащиеся ещё не изучали период, освещаемый в проекте.
  • Ресурсная база школы: наличие компьютерной техники и стенда для проведения мероприятия.
  • Заинтересованность учителей и администрации школы.

Структура проекта. Этапы его реализации

Этап 1. Разработка проекта педагогами. Мотивация учителей к участию в проекте.

Этап 2. Учащимся даётся задание собрать и литературно оформить воспоминания и детские фотографии учителей. Каждому учащемуся выдаётся памятка, как опрашивать учителя.  Одного учителя опрашивает 2 ученика одновременно.

Во время реализации проекта учитель-организатор проводит консультации для учащихся, корректирует их работу.

Этап 3. Проведение конкурса.

Конкурс проводится следующим образом: на стенде в рекреации вывешиваются детские фотографии учителей и  тексты их воспоминаний о школьных годах, без имён, но под номерами. Там же объясняется задании е для участников игры: надо узнать учителя по детскому фото.

В назначенный час (на одной из перемен) один из учащихся - организаторов собирает письменные ответы. После подсчёта ответов вывешиваются результаты:  сколько человек узнали кого из учителей. 

Этап 4. Рефлексия. Спустя 2-3 дня после реализации проекта проводится рефлексия в форме диагностической работы (для организаторов) и анкетирования (опроса) остальных участников игры.