Программа элективного курса "Решение расчетных задач по химии"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Дифференциация содержания обучения в старших классах,  в соответствии с одобренной Министерством образования России «Концепцией профильного обучения»,  осуществляется на основе различных сочетаний базовых, профильных и элективных курсов,  каждый из которых вносит свой вклад в решение задач профильного обучения.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную- инвариантную часть образования для всех школьников и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно элективные курсы по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующего выбора профессии. Элективные курсы дают возможность удовлетворить разнообразные образовательные потребности обучающихся, в отличие от базовых и профильных курсов, имеющих ограниченные возможности.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей и интересов школьников, развитие их способностей реализуется через работу различных курсов. Их деятельность дает возможность учащимся дополнить, углубить свои знания и умения по предмету, развивать умение самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные явления, развивать творческие способности, подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

По назначению в образовательном процессе выделяются несколько типов элективных курсов:

1) курсы, обеспечивающие для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;

2) курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне;

3) курсы, помогающие школьнику, обучающемуся в профильном классе, где химия изучается на базовом уровне, подготовиться к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

4) курсы, ориентированные на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, каждый педагог ставит цель формирования у обучающихся умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути.

Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» предназначен для учащихся 11 класса,  проявляющих повышенный интерес к изучению предмета, собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля (медицинские, химико-технологические, сельскохозяйственные ВУЗы). Элективный курс имеет предметно-ориентированный характер.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Цели курса: закрепить и систематизировать знания учащихся по химии, освоить решение задач повышенного уровня сложности, соответствующего уровню ВУЗов естественнонаучного профиля.

Задачи курса: повысить уровень знаний учащихся по химии; совершенствовать умение решать расчетные задачи, используя алгоритмы их решения; научить применять алгебраические способы и алгоритмы для решения задач повышенного уровня сложности; развивать навыки самостоятельной работы, поиска собственного способа решения задачи.

Формами контроля по данному курса служат текстовые проверочные и контрольные работы, тесты (с элементами ЕГЭ).

Тематический план

№  в 

теме

Название темы

Всего часов

Контроль

I

Основные типы решения расчетных задач

3 ч

 

1

Количество вещества, молярная масса.

 

Входной контороль

2

Расчеты по химическим формулам.

 

 

3

Расчеты по уравнениям химической реакции.

 

 

II

Расчеты с использованием газовых законов

5 ч

 

4

Закон Авогадро и следствия из него.

 

 

5

Количество вещества, молярный объем.

 

 

6

Закон объемных отношений (правило Гей-Люссака).

 

 

7

Газовые законы. Уравнение Клайперона-Менделеева.

 

 

8

Объемная доля газа.

 

 

III

Решение задач алгебраическими способами

9 ч

 

9

Расчеты по уравнениям реакции, если реагенты содержат примеси.

 

 

10

Расчеты по уравнениям реакции, если известен выход одного из продуктов реакции.

 

 

11

Расчеты по уравнениям реакции, если один из реагентов взят в избытке.

 

 

12

Расчеты по термохимическим уравнениям.

 

 

13

Контроль знаний и умений.

 

Проверочная работа

14

Окислительно-восстановительные процессы между органическими веществами.

 

 

15

Количественные характеристики электролиза. Закон Фарадея.

 

 

16

Вычисления по уравнениям последовательных реакций.

 

 

17

Вычисления по уравнениям параллельных реакций.

 

 

IV

Решение задач по теме «Растворы»

7 ч

 

18

Способы выражения концентрации растворов.

 

 

19

Задачи на приготовление растворов (в т.ч. из кристаллогидратов, растворов различных концентраций).

 

 

20

 

 

21

Расчеты, связанные с изменением состава раствора (при добавлении растворенного вещества, выпаривании раствора, добавлении воды к раствору, добавлении раствора другой концентрации одноименного вещества).

 

 

22

 

 

23

Вычисления по уравнениям реакции, протекающих в водных растворах.

 

 

24

 

Проверочная работа

V

Вывод химических формул веществ различными способами

4 ч

 

25

Вывод химической формулы вещества по данным качественного и количественного состава

 

 

26

Вывод химической формулы вещества по эмпирической формуле и относительной плотности его паров

 

 

27

Вывод химической формулы вещества по данным о его продуктах сгорания.

 

 

28

Определение химической формулы вещества по данным его участия в химических реакциях.

 

 

VI

Вычисление количественного состава смесей

4 ч

 

29

Количественный состав смеси.

 

 

30

Вычисление количественного состава смесей, если один компонент смеси участвует в химическом процессе.

 

 

31

Вычисление количественного состава смесей, если все компоненты участвуют в химическом процессе.

 

 

32

Вычисление количественного состава газовых смесей.

 

 

33

Зачетный урок

 

Итоговый контроль

34

Резервное время

 

 

Литература

1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач для поступающих в ВУЗы.-М., «Новая волна» 2004 г.

2. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов.-М., «Оникс 21 век» 2003 г.

3. Зубович Е.Н., Асадник В.Н. Решение задач повышенной сложности.-Минск. «Книжный дом». 2004 г.

4. А.А.Кушнарев Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов.-М., «Школа –Пресс», 1999 г.