Профессиональное самоопределение. Модель педагогического сопровождения учащегося 10-го класса

Разделы: Технология


Цель образовательного процесса – получение каждым ребенком востребованного им (не ниже стандарта) качественного образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Говоря о качестве образования, мы имеем в виду не только знания, умения и навыки, но социальную зрелость выпускника, уровень развития индивидуальных способностей обучающихся. Учащиеся должны не просто получать знания, но и удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности, подготовив себя к взрослой, самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро, пользу всему обществу.

Исходя из этого, в школе создана компетенция выпускника. Приложение 1

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профессионального самоопределения учитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихся определенными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и.т. В результате это определит уровень развития личностных качеств учащихся. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдаленных, как социально значимых, так и личных целей. 

Приложение 2

Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека.

Просветительское направление - работы в школьных Интернет клубах: “Фаэтон” в секции “Филология”, участие в Интернет-проектах и конкурсах ЦТИ “Snail” (г. Омск)

Работа по данной модели может завершиться подготовкой материализованного образовательного продукта в виде мини или микропроектной работы, представленной как обзор литературных и справочных источников, веб-страниц и веб-сайтов, теле- и радиопередач, письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т. д. При этом конкретизированная информация о путях получения профессионального образования в условиях региона может послужить обоснованным вариантом выбора как для самого учащегося, так и “запускающим механизмом” для личной заинтересованности его сверстников в получении обоснованной информации о версиях своего профессионального саморазвития. Кроме этого, ведущую роль в интеграции методов, организационных форм и средств обучения школьного образования на старшей ступени могут сыграть новые информационные и коммуникационные технологии, внедрение которых в обучение — одно из важных направлений модернизации отечественного образования. Дистанционное обучение, электронные учебники, новые информационные среды обучения, учебные телеконференции и другие ресурсы Интернета - все это средства организации и осуществления новых видов самостоятельной учебной деятельности, характерной как для обучения в вузе, так и в современной школе. При этом овладение средствами этой деятельности (информационными технологиями) является важным компонентом преемственности различных звеньев образования. Учащиеся школы приняли участие в Интернет-проекте “Кремлевский час” “Школа будущего России глазами школьников”, в 2007 году, где заняли 1 место в России и были приглашены на Саммит школьников г. Москва.

Историко-краеведческое направление - музей “Наследие веков”. В 1997 года в школе была создана музейная комната, которой в 2006 году был присвоен статус “Музея”. Активно ведется работа по изучению родного края, истории БАМа, особое внимание уделено истории Великой Отечественной войны и ветеранам-землякам. Важной составляющей модели является участие учеников в поисковой, исследовательской работах, которые затем участвуют в мероприятиях различного уровня (региональная конференция “Шаг в будущее”, районные и школьные конференции). Они выполняют задачу уточнения избранного профиля и направления дальнейшего обучения и представляют собой деятельность, позволяющую подростку, выполняя конкретные действия и задания отвечая на вопросы, проверить себя в правильности сделанного выбора.

Национально-региональный компонент-проведение элективных курсов “Знаменитые имена России”, “География Бурятии”, “Бурятия, мой край родной” (элективный курс английского языка). Важной составляющей модели является элективный курс, в который входит выполнение творческих проектов. Элективный курс “В мире моды” ориентирован на художественно-эстетический и технологический профили. (Приложение 1)

Профессионально ориентированные творческие проекты можно рассматривать в качестве своеобразных профессиональных проб. Содержание профессиональных проб обусловливает наличие исполнительного, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития учащихся.

Подготовка к профессиональной пробе включает анализ содержания предстоящей деятельности, связанный с постановкой проблемы, промежуточных и конечных целей работы, ее планированием; поиск литературных источников, разнообразной информации по проблеме, конструирование изделий, маркетинговые исследования, реализацию и презентацию проектного замысла. Все это предполагает развитие у проектировщиков способностей к конструированию, исследовательской работе. Работы могут быть направлены на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материалов, деталей, модернизацию какой-либо конструкции, а также выбор жизненной стратегии, обоснование профессионального плана и т.п.

Экология - туризм, секция “Я в окружающем мире”.

Это модель помогает познать мир. Одна из самых давних сфер интереса психологов – это познание тех механизмов, благодаря которым формируется мышление и другие когнитивные процессы.

В рамках девиза “Мы - за здоровый образ жизни!” ежегодно проводится спартакиада допризывной молодежи, где от участников требуется физическая выносливость, смекалка, коммуникабельность, чувство патриотизма.

Театральное - участие в Образцовом детском театре “Люди и куклы. Вытворяшки”, где в полной мере раскрываютсят индивидуальные способности детей через освоение искусства кукольного театра.

Процесс творчества и приемы развития творческих способностей и, позволяет по сравнению с другими видами творчества более конкретно (пооперационно) уяснить логику, процедуры и составляющие поисковой деятельности, а также конкретные показатели (характеристики) креативности (способности к творчеству). В процессе работы в данном направлении происходит знакомство с историей кукольного театра, обучение технике вождения кукол, владение тембровой и интонационной окраской голоса, здесь же развивается творческая самостоятельность и фантазия в передаче образа, воспитывается интерес к истории родного края и народным традициям, проявляется уважение к истории страны, республики, района. Коллектив является неоднократным победителем фестивалей различного уровня:

  • 2002 год -1 место в фестивале “Театральная весна на БАМе”
  • 2003 год - 3 место в региональном фестивале любительских театров кукол “Петрушкины забавы” г. Новосибирск
  • 2006 год - Обладатели Гран-при на II республиканском фестивале “В гостях у дедушки Байкала”
  • 2009 год - Лауреаты III степени Всероссийского фестиваля-конкурса детских любительских театральных коллективов “Волшебство театра” в г. Сочи

Художественно-эстетическое – обучение учащихся в Школе искусств по направлениям: хореография, класс вокала, хоровое пение, класс гитары, фортепиано, аккордеона; дизайн и живопись. В заведении созданы условия, способствующие развитию патриотической, духовно-нравственной и творческой личности учащегося. Здесь же раскрываются индивидуальные способности ребенка, комплексное освоение искусства, приобщение детей к миру искусства.

Образовательная программа Детского объединения “Литературная гостиная” для детей 14-16 лет, составленная с учетом возрастных особенностей школьников, его личных качеств к развитию навыков и норм поведения, дает основы для формирования художественно-ценностного отношения к окружающему миру, самовыражения, раскрепощению личности.

Данная модель предполагает навыки творческого общения, проявления порядочности, инициативы, выражения себя и выступления перед аудиторией.

Социально-адаптивное направление – волонтерская деятельность. Стало давней традицией проведение акций: “Сделаем поселок чище”, “Внимание, дети”, “Примите, предки, нашу благодарность”. Модель учащегося помогает развитию умения адаптироваться к действительности, умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Поведение учащихся зависит от культуры и социальной среды, в которой воспитывается человек. Поэтому, проведение волонтерских акций помогает воспитывать культуру поведения и общения, воспитывать гражданственность, патриотизм, любовное, бережное отношение к среде обитания, к родной природе; при этом формируется потребность в сознательной организации свободного времени.

Ожидаемым результатом и итогом работы педагогического коллектива школы является модель личности выпускника школы. На каждом возрастном этапе - своя модель личности выпускника.

  • это личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
  • физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
  • личность со сформированными понятиями чести, долга, честности, дружбы и любви;
  • личность, социально защищённая и закалённая, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности;
  • личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.

Приложение 1

Элективный курс “В мире моды”

Пояснительная записка

Задачи и содержание предпрофильной подготовки школьников, а также ее актуальность и практическая значимость обусловлены:

  • необходимостью профессиональной мобильности выпускников и потребностями рынка;
  • существующими требованиями к минимуму профессиональной подготовки выпускников школы;
  • традициями и возможностями конкретной школы в реализации тех или иных технологий и образовательных программ предпрофильной подготовки.

Элективные курсыобязательные для посещения курсы по выбору учащихся, выполняют ряд функций:

  • удовлетворение познавательных интересов в различных областях человеческой деятельности;
  • подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе;
  • знакомство подрастающего поколения как с миром профессий в целом, так и конкретными профессиями в отдельности;
  • создание оптимальных условий для осознания школьником своих профессиональных потребностей, выявления и развития профессиональных интересов, формирования склонности к различным видам производственной деятельности;
  • организация профессиональных проб в том или ином направлении;
  • снижение риска ошибки школьника при выборе профессии в результате соотнесения ее требований с собственными способностями и т.д.

В результате изучения курса у школьников должны быть сформированы:

знания и представления:

  • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
  • о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
  • умения:
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в современных условиях – одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества.

Осознание актуальности такого подхода к решению этой проблемы привело к созданию курса “В мире моды”.

Программа предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 10 классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и в определённой степени обладает новизной для учащихся.

Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.

Программа применима для групп школьников с различным уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.

Логика развёртывания учебного материала обеспечивает систематичность содержания.

Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников.

Актуальность программы определяется тем, что профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. она становится сегодня всё более востребованной, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее, уютнее и доступной для того, чтобы собственными усилиями создать свой образ.

Перед учениками 10-х классов встаёт проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы встать дизайнером.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения данного курса, следует выделить такие важные задачи, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание своих возможностей на выбранном жизненном пути. Построение индивидуального имиджа с помощью одежды – сложный и творческий процесс, требующий соответствующих знаний.

Цель курса: создание условий для развития гармоничной, социально-значимой личности, способной выразить свою индивидуальность через одежду и манеру поведения, знакомство со спецификой профессий, связанных с миром моды.

Задачи курса:

  • удовлетворить потребность учащихся в знаниях о создании современной одежды;
  • способствовать реализации интереса к художественному проектированию одежды;
  • способствовать эстетическому восприятию, формированию у учащихся вкуса, творческого воображения;
  • создать условия для формирования умения работать в группе;
  • дать школьникам представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;
  • познакомить с историей возникновения и развитием дизайна одежды за рубежом и в России.
  • знакомство с профессиями индустрии моды;
  • углубление знаний по стилизации костюма;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • развитие креативности, инициативности, коммуникабельности;
  • углубление знаний по профессиональному самоопределению.

Данная программа является необходимым элементом при подготовке учащихся для обучения в области стилистики и дизайна одежды. Программа носит профессиональную и эстетическую направленность.

Для реализации программы отводится 34 часа, из которых 18 ч. практических, позволяющих более углубленно освоить методы и приемы стилистики костюма. На практических занятиях предпочтение отдается заданиям творческого характера, где учащиеся проявляют и развивают свои творческие способности, необходимые для специальностей типа “человек – художественный образ”.

В процессе изучения курса учащиеся должны

знать:

  • функции и классификацию современной одежды;
  • требования, предъявляемые к современной одежде;
  • виды современных стилей;
  • способы художественного оформления одежды;
  • правила построения профессионального имиджа;
  • виды прогнозов моды;
  • специфику творческих специальностей.

уметь:

  • определять стиль костюма;
  • создавать законченный образ модели;
  • подбирать цвет в костюме, с учетом различных требований;
  • подбирать аксессуары к костюму;
  • комплектовать костюм с учетом профессионального имиджа.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Тематический план

№ п/п Название разделов

Количество часов

Всего Теор. Практ.
  Дизайн в современном мире 2 1 1
  Проектирование и моделирование в дизайне 2 1 1
  Введение в мир моды 2 1 1
  Язык моды и его основные характеристики. 2 1 1
  Функции и классификация современной одежды 2 2  
  Художественный образ в костюме 2 1 1
  Стили современной одежды 2 1 1
  Художественное проектирование 4 1 3
  Художественное конструирование и моделирование одежды 4 1 3
  Цветовое решение костюма 2 1 1
  Художественное оформление одежды 2 1 1
  Профессия и внешний облик 2 1 1
  Волшебники подиумов 2 1 1
  Прогнозирование моды 2 1 1
  “Моя будущая профессия” 2 1 1
  Итого 34 16 18

Содержание

1. Дизайн в современном мире (2 час.)

Цели и задачи курса. Происхождение термина “дизайн”. История развития дизайна одежды. Виды дизайна: промышленный, графический, компьютерный, архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Профессия: дизайнер одежды.

Входная анкета, диагностика “Творческое воображение”.

2. Проектирование и моделирование в дизайне (2 час.)

Понятия: “художественное конструирование”, “проектирование”, “моделирование”, “макетирование”, “конструирование”.

Практическая работа. Моделирование отделок и изделий из целого куска ткани (платка, шарфа, парео).

3. Введение в мир моды (2 час.)

Определение понятия “мода”. Пути возникновения моды. Высокая (от кутюр) и промышленная (прет-а-порте) мода. Ведущие современные зарубежные и российские дизайнеры одежды.

Интеллектуальная игра “Мода”.

Индивидуальная самостоятельная работа. Изучение статей из журналов мод о современных дизайнерах одежды.

4. Язык моды и его основные характеристики (2 час.)

Форма, силуэт, покрой, цвет. Современные направления в моде.

Тест “Моё отношение к моде”.

Практическая работа. Эскизирование моделей одежды по шаблону (изделия прямого, прилегающего и трапециевидного силуэтов), подбор цветовой гаммы для моделей.

5. Функции и классификация современной одежды (2 час.)

Цели и задачи курса. Историческое развитие костюма. Значение одежды. Классификация одежды. Функции современной одежды. требования, предъявляемые к современной одежде.

6. Художественный образ в костюме (2 час.)

Понятие художественного образа в костюме. Художественный образ в историческом костюме. Процесс создания художественного образа. Гармоничное единство образа человека и костюма.

Практическая работа. Создание художественного образа в костюме.

7. Стили современной одежды (2 час)

Стиль в моде. Связь костюма со стилем эпохи. Виды и характеристика основных стилей. Как выработать свой стиль. Индивидуальность в моде. Практические рекомендации по созданию индивидуального стиля. Эклектика. Мини-словарик по современным стилям.

Практическая работа. Выполнение эскизов моделей различных стилей одежды, подбор моделей одежды с учетом индивидуальных особенностей.

8. Художественное проектирование (4 час.)

Процесс художественного проектирования. Профессии: художник-модельер и демонстратор одежды. Пропорции человеческого тела, возрастные изменения. Приемы изобразительной выразительности эскиза.

Практические работы. Изготовление схемы женской фигуры, вырезание лекал из бумаги. Выполнение эскизов в различной технике.

9. Художественное конструирование и моделирование одежды (4 час.)

Профессия художник-конструктор. Снятие мерок, определение размера одежды. Работа с журналами “Бурда”.Определение размера фигуры по таблице размеров. Изготовление и вырезание выкроек. Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Приемы художественного моделирования.

Практическая работа. Снятие мерок с демонстраторов одежды. Изготовление выкроек. Расчет количества ткани.

10. Цветовое решение костюма (2 час.)

Гармония цвета. Цвет в костюме. Сезон и цвет костюма. Подбор наиболее подходящих сочетаний, с учетом особенностей внешности. Коллаж “Краски весны”.

Практическая работа. Выполнение эскизов костюмов, с подбором цветового решения согласно предложенному стилю; создание модели в технике коллаж, с использованием рекомендованных цветовых сочетаний.

11. Художественное оформление одежды (2 час.)

Способы художественного оформления одежды. Виды украшений. Отделка костюмов различных стилей. Виды аксессуаров. Роль аксессуаров в создании образа.

Практическая работа. Выполнение эскизов костюмов, с подбором соответствующей стилю отделки; создание модели, дополненной аксессуарами.

12. Профессия и внешний облик (2 час.)

Проблема связи одежды и профессии человека. Формирование имиджа профессионала с учетом качеств характерных данной профессии. Практические рекомендации по построению профессионального имиджа.

Классификация профессий. Построение имиджа для представителей различных типов профессий. Создание костюма для будущей профессии.

Практическая работа. Выполнение зарисовок моделей с учетом качеств характерных предложенной профессии; презентация “Костюм для моей будущей профессии”.

13. Волшебники подиумов (2 час.)

Дома высокой моды. Мир высокой моды. Творчество знаменитых художников-модельеров (Ив Сен-Лоран, Джоржио Армани, Джон Галльяно, Джанни Версаче, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин). Специфика творчества художника-модельера.

Практическая работа. Создание мини-коллекции; устный журнал “Волшебники подиумов”.

14. Прогнозирование моды

Прогноз. Виды прогнозов. Источники информации. Цикличность в моде. Создание, подбор моделей с учетом цикличности моды.

Практическая работа. Подбор моделей для виртуального журнала с учетом цикличности в моде.

15. “Моя будущая профессия”

Профессии моды. Спектр профессий, имеющих прямое отношение к миру моды. Эстетика в нашей жизни. Выявление творческих способностей. Развитие фантазии. Связь творческого потенциала с будущей профессией. Виды, специфика творческих профессий. “Профессиональный идеал”.

Практическая работа. Мини-проект “Создание первой модели, согласно выбранной профессии”; презентации “Моя будущая профессия”.

 Литература для учителя

  1. Дайняк А.А., Фадеева Т.Б. Современная энциклопедия для девочек. – М.: Современный литератор, 2000. -576 с.
  2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие. – М.: Мастерство; Академия; Высшая школа, 2000.
  3. Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. -176 с.
  4. Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Мода и крой. – М.: Институт индустрии моды, 2001.
  5. Моделирование и художественное оформление одежды /Авт.-сост. Т.О.Бердник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  6. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. – М.: М3-Пресс, 2003.
  7. Снегирева А. Между нами, девочками: Секреты красоты –М.: АСТ, 1999. -496 с.
  8. Стил Л. Дресс-этикет или одевайся правильно. – М.: Рипол Классик, 2001. -448 с.
  9. Журналы: “Ателье”, “Индустрия моды”, “International Textiles”.

Наглядные пособия

  1. Журналы: ''BURDA MODEN'', ''Ателье'', ''Индустрия моды'', ''International Textiles''.