Открытый урок по теме "Творчество К.А. Коровина, русского художника-живописца"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Познакомить учащихся с творчеством художника.

Задачи:

  1. Рассмотреть иллюстрации живописца, дать анализ произведений живописи
  2. Воспитывать любовь к искусству своей Родины
  3. Развивать кругозор, пополнять словарный запас слов применяя образно-выразительную лексику.

Оборудование и материалы:

Иллюстративный ряд:

  1. Серов В.А. Портрет Коровина К.А. 1891 г.
  2. Коровин К.А. Рыбы, вино, фрукты. 1916 г.
  3. Две дамы на террасе. 1911 г.
  4. Розы и фиалки. 1912 г.
  5. Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 г.
  6. Зимой. 1894.

Для учащихся: тетради, ручки, список образно-выразительной лексики, употребляемой в искусствоведческих текстах.

Таблица № 1. Как анализировать картину?

Таблица № 2. Подобрать материал к сочинению.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы урока. Беседа.
  3. Анализ произведений художника, применяя таблицу № 1 и образно-выразительную лексику.
  4. Самостоятельная работа детей в тетради с таблицей № 2.
  5. Подведение итогов, выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
  6. Домашнее задание – написать сочинение.

2. Беседа. Коровин Константин Алексеевич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Саврасова и у В. Поленова в Петербургской академии художеств. В 1880–90-х гг. работал декоратором Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова, в 1903–1910 гг. – художником Большого театра. С 1910 гг. – декоратором и художником – консультантом московских императорских театров. С 1923 г. Коровин работал за границей. Был одним из членов художественного объединения “Мир искусства”, состоял также в Союзе русских художников. Уже в ранний период творчества Коровин выделялся как один из крупнейших художников – реалистов, мастеров пленэра в русской живописи. Пейзажи, портреты, жанровые картины Коровина отличает тонкость и богатство колорита, непосредственность и свежесть ощущения мира. Он вносил черты динамики и в свои монументально-декоративные композиции.

Высоко воспринял художник достижения французского импрессионизма. Стремясь передать изменчивые, мгновенные впечатления, он на рубеже XX века обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, эскизной манере письма.

В 1910-е гг. Коровин отдает предпочтение декоративной живописи, выполняемой густым, насыщенным цветом. Реформатор театральной живописи, художник создал новый тип красочной, зрелищной декорации, эмоционально связанной с настроением и художественным замыслом музыкального спектакля. Среди учеников Коровина, преподававшего в нескольких московских вузах – Герасимов, Иогансон, Машков, Юон. В 1923 году Коровин навсегда покидает родину. Во Франции он проводит 15 лет жизни, работает в театре, пишет натюрморты с рыбами, розами, обращается к ночному Парижу.

Тоска Коровина по родине находит подлинно художественное выражение не в этих картинах, а в его щемящих душу воспоминаниях. В рассказах Коровина возникает удивительная страна – Россия. Она населена особенными людьми, у нее особенная природа, какой не найдешь нигде в мире. Но самое привлекательное в воспоминаниях Коровина– личность рассказчика: человек, необычайно щедро и разносторонне одаренный, импульсивный, добрый, умеющий жить полнокровно и ярко, человек многих страстей, среди которых главная – любовь к России, природе и искусству.

3. Работа детей с таблицей и иллюстрациями.

Таблица № 1.

автор обратился К какому-либо изображению…

К какой-либо сказке…

К какому-либо эпизоду…

 
живописец выделил Какую-либо фигуру…

Какой-либо предмет…

Каким-либо цветом…

Композиционно..

художник добивается Какого-либо настроения…

Точности изображения…

Ясности композиционного построения…

Противопоставлением каких-либо цветов…

Благодаря какому -либо контрасту…

4. Самостоятельная работа детей.

Талица № 2.

Передний план Деревенский сюжет

Снег, сани, лошадь

Описание лошади, саней Лошадь, запряженная, в сани стоит в воротах дворика, огороженного плетнем, около избушки, окруженной деревьями

Лошадь – центр композиции, темное пятно.

Описание избушки Контрастами черного, серого, коричневого лепится изба.
Задний план За воротами белеет поле, дома деревни, лиловая полоска дальнего леса.
снег Колористическое богатство, тени на снегу…

Список литературы:

  1. Л.Л. Страхова. Сочинение по картине. Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург, 2008.
  2. Энциклопедия “Аванта”