Конспект урока по профильному труду, 9-й класс, "История возникновения ткачества на Руси"

Разделы: Технология

Класс: 9


Цели:

  • Познакомьтесь с историей ткачества на Руси.
  • Закрепить знания по видам сырья животного и растительного происхождения.
  • Воспитывать интерес к истории России, уважение к труду.

Оборудование: словарные слова, карточки с заданиями, ткацкий станок простейшего типа, готовое изделие.

Ход урока

Организационный момент (проверка рабочего места)

Познакомьтесь с темой урока. Записать тему урока.

Объяснение: Сколько на свете разных вещей из ткани, и все разные: гладкие, ворсистые, лёгкие, тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие, (показать кокошники из треугольников разных видов ткани).

Но раз их называют одни именем - ткани, значит все они имеют общую основу. Если посмотреть на полотно через увеличительное стекло: всюду нити переплетены. А у некоторых полотен: марли или мешковины, переплетение видно без всякого увеличительного стекла (показать в альбоме разного вида переплетения). Как же получается такое переплетение? С помощью ткацкого станка.

Но прежде чем сделать станок и работать на нём люди плели из веток тростника, травы. Учились люди этому у животных.

Вот такое гнездо плетёт африканская птичка ткачик (близкий родственник воробья) здесь видно какие замысловатые переплетения умеет делать птица ткачик.

А жители Индии, Китая ещё в древности заметили, как ловко длиннохвостная портниха скручивает клювом и лапками волокна шерсти. Она смешивает листья, покалывая их клювом, протаскивает в дырочки нить, даже узелки завязывает, чтобы шов не разошёлся. От плетения люди перешли к ткачеству. Сложно точно говорить о времени зарождения ткачества на Руси, в 5 веке до нашей эры уже ткали ковры на ткацких станках.

Первые ткацкие станки были с вертикально расположенной основой. Перед вами самый упрощённый ткацкий станок. Такие станки благодаря своей исключительной простате имелись в любом хозяйстве, ведь вся одежда была в те времена домотканой, кроме этого ткали коврики, дорожки.

Этот станок состоит из деревянной рамки, челнока и деревянной расчёски, которая в древности называлась проколкой, первые из них были сделаны из костей животных.

Но для работы на станках необходимы нити.

Повторение.

Для изготовления нитей использовали разнообразное сырьё. Сейчас мы вспомним виды сырья. Показать картинки и задавать вопросы.

Что это? - Хлопок -это кустарник, из него делают хлопчатобумажные нити. В нашей стране хлопок начали ткать 200 лет назад (выстав.сл.сл.)

Что это? -Лён. В старину лён называли в Европе "русским шёлком", его умели ткать только в России. (выстав.сл.сл.)

Что это за животное ? - из шерсти животных прядут шерстяные нити, очень тонкую шерсть дают козы. (выстав.сл.сл.)

Что это за насекомое? - тутовый шелкопряд, из их паутинки люди научили прясть шёлковую нить. Значит мы используем сырьё растительного и животного происхождения.

Из разных тканей люди научились шить: одежду, сумки, кружева, постельноё бельё, скатерти и даже паруса. (физ.минутка)

Сейчас мы закрепим ваши знания работая по карточкам, необходимо определить лишний вид сырья (по 2 карточки каждому виду сырья).

Давайте вернёмся к нашим словарным на доске, их необходимо разделить на 2 группы:

Сырьё растительного происхождения : лён, хлопок, джут.

Сырьё животного происхождения : шерсть, лён. (записать в тетрадь)

И небольшая самостоятельная работа.

Напишите 5 названий изделий из различного вида сырья.

Что вы написали?

А сейчас мы разгадаем кроссворд, здесь спрятано слово, но чтобы его узнать, нужно правильно ответить на все вопросы.

(шёлк) - нитку для изготовления этой ткани нам дают насекомые.

(лён) - когда это растение цветёт, поле становится голубым?

(хлопок) - у этого растения острые колючки, созревшая коробочка раскрывается, и мы видим белый, пушистый комочек.

(шерсть)- по горам и по долам ходят шуба да кафтан

У нас получилось слово: Ткачество.

(Практическая работа если будет время).

Итог урока: мы познакомились с историей ткачества, повторили виды сырья, увидели простейший ткацкий станок.

Анализ работы детей на уроке.

Приложение 1, приложение 2.