Методическая разработка по открытому уроку "Особо охраняемые природные территории Челябинской области"

Разделы: Экология


Целью написания методической разработки является систематизация материала по теме открытого урока и его применение преподавателями кафедры биологии и экологии. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в больше степени являются экологическое образование и воспитание.

Введение

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся и характеризуются определенными методическими особенностями, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки изложения нового материала;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В практике преподавания преимущественное положение занимают смешанные, или комбинированные урок. Свое название такие уроки получили в связи с тем, что при их проведении сочетаются и как смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д.

В структуре комбинированного урока выделяют следующие элементы: организация и опрос студентов, мотивация и актуализация, изложение нового материала и его закрепление, итог урока и домашнее задание.

Дидактические цели и требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку цели данного урока очень разнообразны и как нельзя лучше позволяют изучить вопросы темы: “Особо охраняемые природные территории Челябинской области” по дисциплине “Экологические основы природопользования”, которая имеет практическое значение в профессиональной деятельности студентов.

Методика проведения урока

1. Первым элементом структуры комбинированного урока является организация – которая позволяет настроить группу на активную работу в течение урока. Суть организации урока состоит в психологическом настрое студентов на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности. В ходе организации проводят проверку готовности группы и кабинета к работе, записи в журнале с отметкой присутствующих и фиксируют тему урока в хронологической последовательности согласно учебного плана.

2. Вторым элементом урока является опрос студентов - выявление уровня знаний студентов по пройденному ранее материалу, проверка домашнего задания. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока. При опросе можно использовать методы контроля знаний, которые стали традиционными: уплотненный, письменный, устный, машинный, безмашинный, фронтальный, программированный. Тема прошлого нашего занятия “Рациональное использование и охрана растительного и животного мира” (приложение 1).

Опрос студентов организую так, чтобы максимально вовлечь студентов в работу. Для этого применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что студенту предлагаются вопросы, на каждый из которых дается четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача студента - выбрать правильный ответ. Перед началом опроса заранее оговариваются условия, а также напоминают, что исправления не принимаются, тем самым приучая их к аккуратности, своевременности выполнения задания, внимательности, четкости в работе - черты, которые необходимы каждому творчески работающему специалисту. После письменного опроса, проводят самопроверку работы, что позволяет быстро и эффективно проверить ответы студентов.

3. Актуализация – подготовка студентов к восприятию нового материала и увязки его с ранее пройденными темами. “Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято”. (Матюхина М.В., 1970). Для проведения актуализации используют фронтальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:

1. Природные ресурсы – понятие, примеры?

2. Флора и фауна – понятие, примеры?

3. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир?

4. Каково косвенное влияние человека на растительный и животный мир?

5. Эндемик – понятие, примеры?

6. Реликт – понятие, примеры?

4. Следующий этап урока – мотивация. Мотивация – метод активного привлечения студентов к процессу обучения за счет интересного, не трафаретного изложения, за счет создания проблемных ситуаций, обращения к жизненному опыту студентов, демонстрации фрагментов кино и диафильмов.

По словам К.Д. Ушинского “Учение, лишенное всякого интереса, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет”.

В качестве мотивации используются слова В.И. Даля, который пишет “заповедовать лес – запретить в нем рубку; это делается торжественно: священник с образами, или даже с хоругвями, обходит его при народе и старшинах” и запрещают въезд на известное число лет”. Один из подвижников природоохраны Ж.Дорст определил суть слова “заповедный”. “У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь”. И в завершении мотивации студент – читает стихотворение, посвященное родному краю (приложение 2).

5. Изложение нового материала начинают с сообщения темы и целей урока. Тема урока “Особо охраняемые природные территории Челябинской области”

Цели урока:

  • Учебная - сформировать понятие об ООПТ и способствовать усвоению знаний об особо охраняемых природных территориях Челябинской области
  • Воспитательная - воспитание любви к природе, к родному краю
  • Развивающая - продолжить развивать речь, мышление.

Необходимо указать связь междисциплинарную и внутридисциплинарную. Междисциплинарная связь темы установлена с дисциплинами “Земледелие с основами почвоведения” и “Защита растений”, внутридисциплинарная связь темы прослеживается в теме “Использование и охрана растительного и животного мира”.

Изложение нового материала начинают с постановки изучаемых вопросов, то есть с раскрытия плана изучения нового материала.

1. Заповедники Южного Урала

а) Ильменский государственный заповедник

б) Восточно-Уральский государственный заповедник

в) Аркаим

2. Заказники Южного Урала

Троицкий ботанический заказник

3. Национальные парки Южного Урала

4. Памятники природы Южного Урала

В ходе изложения материала необходимо пользоваться учебно-наглядными пособиями. Наглядности применяют как прием по повышению эффективности изучения материала, что активизирует познавательную деятельность студентов, вносит элемент яркости в структуру урока, позволяет в нужный момент сконцентрировать внимание на тех или иных фактах, явлениях для их глубокого раскрытия, а также осуществить многие другие педагогические действия, способствующие прочному и осознанному усвоению студентами учебного материала. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации, демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом. Познавательный процесс требует включения в овладении знаниями различных органов восприятия. К.Д.Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. “Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой”. Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются”. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Указанное положение классической дидактики сохраняет свое научное значение и для современного обучения. Наглядные пособия можно использовать на всех этапах урока.

На уроке были использованы таблицы, выставка литературы, посвященная особо охраняемым природным территориям Челябинской области, раздаточный материал, который включает в себя: карта ООПТ Челябинской области, фотографии животных и растений Ильменского государственного заповедника, заказников, национальных парков, памятников природы, презентация национального парка “Таганай”.

Часть вопросов было заранее предложено отдельным студентам и они по ним написали сообщения. Оценивать этих студентов будет экспертная группа по специально разработанному плану (приложение 3). Новый материал студенты фиксируют в таблицу в рабочих тетрадях, что позволит студентам успешно закрепить знания, полученные на уроке (приложение 4).

Первый вопрос включает в себя изучение трех заповедников, которые находятся на территории Челябинской области. Перед тем как рассказать о каждом заповеднике студенты находят их по карте “Рисунок1” . Один из первых заповедников, который появился на Урале, был Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина. Про этот заповедник рассказывает студент, который написал сообщение (приложение 5). В ходе доклада студент использует демонстрационный материал, который лежит на каждой парте “Рисунок 2”. Во время рассказа экспертная группа оценивает докладчика. В процессе доклада остальные студенты заполняют таблицу по ходу изложения. Про остальные заповедники рассказывает преподаватель, который также обращается к раздаточному материалу.

Второй вопрос посвящен заказникам. Преподаватель обращает внимание студентов, что в Челябинской области около 30 заказников и их месторасположение они могут посмотреть по карте.

Преподаватель рассказывает про Троицкий ботанический заказник, единственный на Урале, который охраняет растительность ковыльной степи и уникальные типы почв.

Третий вопрос – посвящен национальным паркам. Преподаватель раскрывает понятие национального парка. Студенты находят национальные парки по карте. Про национальные парки Челябинской области рассказывают студенты (приложение 6), (Презентация Таганай).

В четвертом вопросе дается понятие памятники природы. Преподаватель рассказывает, какие существуют памятники природы. И свой рассказ посвящает гидрологическим памятникам природы. Обращается к демонстрационному материалу и рассказывает про знаменитые озера Челябинской области.

После изложения материала целесообразно выявить полноту и ясность усвоения материала.

6. Закрепление всего материала по данной теме преподаватель проводит несколькими приемами: в форме игрового момента, решение задач, работа по справочнику, в форме фронтального опроса. В педагогике данный элемент считается важным, который показывает степень усвоения изучаемого материала. Закрепление нового материала проводилось в форме фронтального опроса.

Вопросы

1. Дайте определение заказника?

2. В чем отличие заповедника от заказника?

3. Чем отличаются заповедники от национальных парков?

4. Назовите, что может быть памятником природы?

7. Итог урока проходит в форме рассказа, где подводятся результаты работы группы на уроке, его достигнутые цели, дается комментарий полученным оценкам. Дается слово экспертной группе, которая сообщает итоги “Кто лучше доложил свое сообщение”.

Была запланирована и проведена в качестве резерва времени Викторина (самый, самая, самое..). Что позволило выявить хороший уровень изучения нового материала. На каждый положительный ответ студент получал жетон. В конце викторины подвела итог, у кого больше жетонов, тот и выиграл.

Вопросы викторины

1.Самым минеральным местом в области являются….. (Ильмены);

2. Самая чистая вода в озерах . (оз.Тургояк, оз.Зюраткуль, оз. Увильды);

3. Младший брат Байкала …. (оз.Тургояк);

4. Уральская Рица ….. (оз. Зюраткуль);

5. Самые глубокие озёра (оз. Увильды, оз. Кисегач, оз.Тургояк);

6. Самое обширное по водному зеркалу озеро … (оз. Увильды);

7. Самый крупный зверь наших мест ….(Лось);

8. Самый, самый старейший заповедник …..(Аркаим);

9. Самое высокогорное озеро на Урале…..(оз.Зюраткуль)

10. Самая древняя стоянка человека каменного века найдена на берегу  (оз.Зюраткуль).

8. Домашнее задание выдается в форме творческой работы (выписать из учебника “Особо охраняемые природные территории Челябинской области” понятия, что такое курортные зоны, зеленые зоны, водоохранные зоны рек, озер, водохранилищ.

Список используемой литературы.

1. Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой. - М.: Агропромиздат, 1987. – 174 с.

2. Харламов, И.Ф. Педагогика: / Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 512 с.

3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / - М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1999.- 904 с.

4. Моисеев, А.П., Николаева М.Е. / Природы и мы.- Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1980.- 184 с.

5. Охрана природы Южного Урала / Областной экологической альманах, 2005 г.