Системы уравнений

Разделы: Математика


1. Уравнение вида Pn(x) = anxn + an-1xn-1 + … + a1x + a0 = 0 (1), где an,an-1, … , a0 – заданные числа, а x – неизвестное, называется рациональным уравнением.

Основные методы решения уравнений вида (1) высших степеней (n ≥ 3) – разложение на множители и замена переменной.

2. Разложить левую часть уравнения Pn(x) = 0 - это, значит, представить его в виде произведения двух или нескольких множителей.

а) Вынесение общего множителя.

Пример:

x3 - 3x2 + 4x = 0
x(x2 - 3x + 4) = 0
x = 0 x2 - 3x + 4 = 0
Решений нет, так как D > 0

Ответ: 0.

б) Выделение полного квадрата.

Пример:

Данное биквадратное уравнение можно было бы также решить подстановкой x2 = t ≥ 0.

3. Группировка

Применяется в сочетании со способом вынесения за скобки общего множителя.

Пример:

Ответ: -1; 2; -2.

4. Подбор корня по старшему и свободному коэффициенту

При решении уравнений высших степеней вида (1) рациональные корни уравнений Pn(x) = 0 ищем в виде (p / q), где p – делитель a0, q – делитель an, p и q взаимно просты, pZ, qN.

Применяем теорему Безу:

Если число α является корнем многочлена Pn(x) из (1), имеющего степень n, то этот многочлен можно представить в виде Pn(x) = (x - α) • Q(x), где Q(x) - частное от деления P(x) на (x - α), многочлен степени n-1.

Пример:

x3 - x2 - 8x + 6 = 0

Ищем корень среди делителей числа 6, т.к. an = a3 = 1: ±1; ±2; ±3; ±6.

Находим x = 3. Выполняя деление уголком, разложим данный многочлен на множители. Тогда x3 - x2 - 8x + 6 = (x - 3)(x2 + 2x - 2) = 0.

x1 = 3

x2, 3 =

Ответ: 3; .

5. Введение новой переменной

Находим в уравнении некоторое повторяющееся выражение, которое обозначаем новой переменной, тем самым упрощая вид уравнения.

В некоторых уравнениях «удобную» подстановку желательно знать заранее.

Рассмотрим несколько случаев:

5.1. Однородное уравнение

Ay2n + Bynzn + Cz2n = 0, где A, B, C – числа, отличные от нуля, n ∊N, y = y(x) и z = z(x) – некоторые функции от x.

  1. Возможен случай
  2. Делим обе части уравнения на Z2n ≠ 0, получаем квадратное уравнение относительно t, где t = (y / z)n.

At2 + Bt + C = 0

Пример:

3(x2 - x + 1)2 - 5(x + 1)(x2 - x + 1) - 2(x + 1)2 = 0

Разделим обе части уравнения на (x2 - x + 1) ≠ 0

5.2. Симметричное уравнение (коэффициенты членов, равностоящих от концов, равны)

a0xn + a1xn-1 + … + a1x + a0 = 0

Если n – четное, то подстановка ; |t| ≥ 1.

Если n – нечетное, то x = -1 – всегда корень уравнения.

Примеры:


5.3. Уравнение (x + a)4 + (x + b)4 = c, где a, b, c - действительные числа.

Cводится к биквадратному, если сделать подстановку

Пример:

(x - 1)4 + (x + 3)4 = 82

Пусть , тогда x = t - 1.

(t - 2)4 + (t + 2)4 = 82

Применяем формулу (a + b)4 = a4 + 4a3b + 6a2b2 + 4ab3 + b4 (полезно вспомнить бином Ньютона), получаем:

2t4 + 48t2 + 2 •16 = 82

t4 + 24t2 - 25 = 0

t2 = -25 t2 = 1
Решений нет t = ±1

Находим x = t - 1

при t = 1 при t = -1
x = 1 - 1 x = -1 - 1
x = 0 x = -2

Ответ: 0; -2.

5.4. Уравнение вида (x + a)(x + b)(x + c)(x + d) = l

Сводится к квадратному, если a + b = c + d.

Пример:

5.5. Уравнения вида (ax2 + bx + c)(ax2 + dx + c) = Ax2, где c ≠ 0, A ≠ 0

Сводится к квадратному следующим образом:

  1. Разделим на x2 ≠ 0 обе части уравнения:
  2. Делаем замену , получаем квадратное уравнение (t + b)(t + d) - A = 0, из которого находим t, а затем x.

Пример:

Ответ: -1; -2.

5.6.Уравнение вида (x - a)(x - b)(x - c)(x - d)= Ax2, где a, b, c, d и A такие, что a • b = c • d ≠ 0

Сводится к квадратному; надо перемножить скобки, содержащие a и b, затем перемножить скобки, содержащие с и d, разделить обе части уравнения на x2 ≠ 0 и, сделав подстановку, можно свести к квадратному уравнению.

Пример:

5.7. Иногда полезно использовать основное свойство дроби, т.е. поделить числитель и знаменатель на x≠ 0 и затем вводить подстановку.

Уравнение вида можно упростить, разделив числитель и знаменатель дроби на x≠ 0.

Пример:

x = 0 - решением не является, поэтому поделим на x≠ 0:

5.8. Использование формулы a2 + b2 = (a - b)2 + 2ab

Пример:

5.9. При решении уравнений можно использовать свойства входящих в них функций, а именно, использовать ОДЗ, ограниченность функции на некотором множестве, свойства монотонности.

Более подробно на сайте https://urok.1sept.ru/articles/313979/ (Митрохина О.Н. Тема урока: "Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций". 11-й класс (2005 / 2006 учебный год).

Список литературы

  1. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре // М.: Просвещение, 1997.
  2. Кравцев С.В., Макаров Ю.Н. Методы решения задач по алгебре для школьников и абитуриентов // М.: «Экзамен», 2003.
  3. Мерзляк А.Г. Алгебраический тренажер //М.: «Илекса», 2003.
  4. Олехник С.Н. Алгебра и начала анализа //М.: Экзамен, 2003.
  5. Письменный Д. Готовимся к экзамену по математике // М.: Айрис Пресс Рольф, 1999.