Жанр басни в мировой литературе

Разделы: Литература


Цели: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников – познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов.

Оборудование: сборники басен А.И. Крылова; тексты басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А. Крылова; иллюстрации к басням Кукрыниксы и А.М. Лаптева, детские иллюстрации, видеоматериалы к уроку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

А) Повторение теории:

– Дайте определение басни.

– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)

– Что такое мораль?

– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?

– Определение олицетворения?

– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)

Б) Выразительное чтение понравившихся басен с кратким анализом.

  • «Свинья под дубом»

– Почему свинья не поняла, в чем её упрекают?

– Какая фраза из этой басни стала устойчивым выражением (фразеологизмом)? («Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею...»)

  • «Осел и мужик»

– Аллегорией чего является осел?

– Какова мораль этой басни?

II. Изучение нового материала.

Учитель: Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 18 века Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.

Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранялось без изменений.

(Слайд 1 Презентации)

– Итак, это была басня Эзопа. А теперь вашему вниманию предлагается произведение Жана де Лафонтена на эту же тему.

(Слайд 2)

– Басня И.А.Крылова «Лиса и виноград»

(Слайд 3)

III.Обучение сравнительному анализу басен.

План сравнительного анализа.

(Запись на доске)

  1. Тема басни.
  2. Герои басни.
  3. События, действия героев.
  4. Цель басни.
  5. Мораль.
  6. Художественные особенности.

Беседа с детьми, что общего и чем различаются басни.

Общее Различное
  • общая тема, общий герой;
  • басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
  • в басне высмеиваются людские пороки;
  • басня имеет поучение (мораль)
  • басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;
  • басня Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию, желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым , притягательным для Лиса, автор расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд!» Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса;
  • басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку, так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.

IV. Закрепление изученного материала.

Какие басни вы приготовили для чтения в классе? Кто смог найти краткую историю создания этой басни? (Заслушивание выразительного чтения басен, приготовленных дома детьми)

V. Викторина по прочитанным дома басням.

Класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Задание 1 (Слайд 4)
  • Задание 2 (Слайд 5)
  • Задание 3 (Слайд 6)
  • Задание 4 (Слайд 7)
  • Задание 5 (Слайд 8)
  • Задание 6 (Слайд 9)
  • Задание 7 (Слайд 10)

Учитель: – А теперь последнее задание: рассмотрите иллюстрации художников к басням Крылова, попробуйте угадать их.

Задание 8 (Слайды 11-20)

Учитель: – Итоги викторины. Кто больше всех получил жетонов, тот получает приз: зеркальце (ребята угадывают, из какой сказки этот предмет), очки, жёлудь, кусочек сыра и т.д.

VI. Домашнее задание.

  1. Письменный ответ на вопрос: «Почему басне суждена долгая жизнь?»
  2. Попробовать сочинить басню самим.