Урок в 6-м классе с мультимедийной презентацией "Причастие?! Нет ничего проще!"

Разделы: Русский язык, Информатика


Задачи урока:

  • Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.
  • Содействовать формированию познавательной активности
  • и самореализации учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

  • Дальнейшее формирование умений в определении морфологических
  • и грамматических признаков причастия.
  • Формирование умений различать причастие и прилагательное.
  • Формирование умений опознавания причастий в предложении.

Развивающие:

  • Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
  • Определение роли причастий в художественном тексте.
  • Развитие навыков анализа художественного текста.

Воспитательные:

  • Воспитание коммуникативных навыков учащихся в групповой работе.
  • Воспитание чувства прекрасного.

Оснащение урока:

  • Таблица-блок "ПРИЧАСТИЕ" (РУКОПИСНАЯ)
  • Контрольные листы-тесты по причастию.
  • Компьютер с мультимедийным проектором.
  • Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.
  • Мультимедийная презентация урока.
  • Презентации учащихся.
  • Репродукции картин.
  • Фонограмма с записью пьесы П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев".
  • Тетради-справочники.

Эпиграфы:

Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя:

- Ребята! Сегодня вы присутствуете не совсем на обычном уроке. Вас ждёт немало сюрпризов. Необычность урока объясняется ещё и самой темой.

Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.

Загадка:

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я : отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я : ПРИЧАСТИЕ
Объявление темы и целей урока

Обращение к эпиграфам

Слово учителя:

- Итак, причастие.

Вы познакомились с этой необычной, загадочной частью речи на предыдущем уроке и в качестве домашнего задания получили три небольших упражнения, одно из которых проверим.

Проверка домашнего задания (самопроверка)

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз:

Слово учителя:

- По каким признакам вы определяли причастия?

- Какова их синтаксическая роль?

- Есть ли в тексте прилагательные? (жёлтой)

- Кто автор этих поэтических строк?

Повторение изученного (Учащиеся могут пользоваться таблицей)

Слово учителя: (блиц-опрос)

- Признаки каких частей речи совмещает причастие?

(глагола и прилагательного)

- От какой части речи образуется?

(от глагола)

- Под какую часть речи маскируется?

(под прилагательное)

- Что же такое причастие?

- В чём же дело, ребята? Почему ваши одноклассники дают разные определения, и какое из них считать верным?

Дискуссионный момент

(Аналитики) - Представление определения причастия по различным учебникам и словарям (Домашнее индивидуальное задание)

Слово учителя:

- А вы знаете, ребята, что учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная часть речи причастие или нет.

Давайте познакомимся с высказываниями различных учёных.

Обращение к высказываниям

Причастие - это самостоятельная часть речи. (По мнению великого учёного М.В.Ломоносова, академика Николая Максимовича Шанского, редактора вашего учебника, и других)

Причастие - это особая форма глагола. (По мнению акад. Льва Владимировича Щербы и автора современного учебника проф. Маргариты Михайловны Разумовской)

Причастие - это отглагольное прилагательное. (По мнению акад. Фёдора Ивановича Буслаева и других)

Слово учителя:

- Есть и иные точки зрения.

Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько заданий и исследовать свойства причастия.

Лингвистическая разминка

Спишите указанные словосочетания

Среди них отметьте причастия и прилагательные

Определите их синтаксическую роль

Составьте 1-2 предложения (по желанию)

а) выглянувший солнечный луч;

б) серебристые сверкающие снежинки;

в) холодное бушующее море;

г) освещённая уютная комната.

Замените следующие словосочетания причастиями

а) небо, которое светлеет - ?

б) голос, который звенит - ?

в) задача, которую решили - ?

Слово учителя:

- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение

- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?

- Имеет ли причастие собственные признаки?

- Постоянный или переменный признак обозначает причастие?

- Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-)

Слово учителя: (Обобщающий вывод)

- Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.

- Принимая версии разных учёных и авторов учебников, мы можем называть причастие особой формой глагола и в то же время отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи играют очень важную роль.

Сделаем небольшую паузу в наших размышлениях и ещё раз, теперь уже наглядно убедимся в том, что причастие имеет близких родственников, посмотрим презентации, приготовленные нашими компьютерными знатоками

Просмотр презентаций, выполненных учащимися

Слово учителя:

- Теперь мы ещё ближе познакомились с нашим загадочным героем.

- А теперь закрепим наши навыки и выполним диагностические тесты.

Закрепление изученного

Диагностический тест №1

I. Отметить причастие в каждом столбике:

Читающий

Читать

Читательский

Читая

Писать

Письменный

Написанный

Напиши

Красноватый

Краснеющий

Краснеть

Красный

II. Найти соответствие

Белел              а) глагол;

Белеющий   б) прилагательное;

Белизна        в) существительное;

Беленький   г) причастие

III. Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями

Медленный, рассыпанный, желтеющий

Озарённый, читающий, очаровавший

Волшебный, чарующий, прекрасный

IV. Выбери предложение с причастием

Блестевший на солнце снег слепил глаза.

Снеговые вершины холодно блестели.

Волшебные звуки мелодии очаровывали.

Сверкающий иней слепил глаза.

Диагностический тест №2

(Дифференцированные задания у каждого на парте)

Проверка ("д", "е", "ж", "з", "и", "к")

(У вариантов "А", "Б", "В", "Г" критерии оценок вместе с ответами появятся на парте)

Слово учителя:

- Итак, сегодня мы учились различать причастия и прилагательные в тестовых заданиях, в словосочетаниях и предложениях.

В заключение урока выполним наиболее трудную и очень важную работу - анализ текста

Анализ текста (Слайд № 37) (Текст на экране и у каждого ученика на парте)

Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?

Если у него чуткая душа, - очень многое.

Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок:

Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.

Чарующая красота мира!

Чарующие звуки природы!

Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

А 1. Определите стиль и тип данного текста. Напишите номер правильного ответа

Художественный стиль; повествование

Разговорный стиль; рассуждение

Публицистический стиль; рассуждение(Объяснить)

Научный стиль; описание

А 2. Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия

А 3. Укажите средства выразительности, использованные в предложении №3, 4

Олицетворение

Метафора

Сравнение

Гипербола (Объяснить)

Творческая работа(Сочинение по тексту)

Определённая группа ребят выполняют индивидуальные задания более лёгкой направленности

(Учащиеся должны определить позицию автора, выразить собственную позицию, подтверждая аргументами.

Эмоционально настроиться на работу помогают репродукции картин известных живописцев и прекрасная мелодия П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев")

Чтение сочинений.

Подведение итогов.

- Какова роль причастий в художественной речи?

Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить.

Домашнее задание.

Написать миниатюру, используя причастия, -

"На свете чудеса рассеяны повсюду".

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.