Разработка урока психологического развития в 3-м классе по теме "Эмоции и чувства людей. Умение управлять своими эмоциональными состояниями"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель: Научить ребенка понимать и анализировать собственные эмоции. Развивать умение видеть и понимать эмоции и чувства других людей и корректировать своё поведение согласно им.

Оборудование: видеозапись мультфильма «Крошка Енот», видеомагнитофон, телевизор, иллюстрации к мультфильму «Крошка Енот», 9 карточек со словами, три коробочки, карточки со словами Я.Райниса для каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Организационный момент. Разминка.

(Дети рассаживаются в круг.)

Упражнение «Комплимент».

Правила:

  • Обращаться к собеседнику по имени.
  • Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

- Для чего мы начали наше занятие с упражнения «Комплимент»?

- Что вы чувствуете, когда у вас хорошее настроение?

- На что похоже ваше хорошее настроение?

- А что же такое настроение?

- В словаре настроение толкуется как внутреннее эмоциональное состояние.

II. Работа по теме занятия.

1. Наше эмоциональное состояние выражается не только в виде настроения, но и в виде чувств.

- Какие чувства вы знаете? (Дети перечисляют.)

На карточках, которые лежат перевернутыми, написаны различные чувства.

радость

гнев

чувство вины

удивление

страх

интерес

отвращение

стыд

зависть

- Возьмите каждый по одной карточке, не показывайте друг другу и подумайте, как это чувство можно изобразить без помощи речи так, чтобы мы его отгадали.

- Когда мы испытываем это чувство?

2. - Что нам помогало изображать то или иное чувство? (мимика и жесты)

3. Демонстрация мультипликационного фильма «Крошка Енот».

(Фильм демонстрируется без звука.)

Задание перед просмотром: Постарайтесь определить чувства, которые при помощи жестов и мимики изобразили герои мультфильма.

- Какие чувства вы смогли увидеть на экране?

- Чему научил нас этот мультфильм?

Демонстрируются иллюстрации из мультфильма, помогающие вспомнить их.

4. Некоторые чувства человеку помогают, а некоторые – мешают.

Помогают – положительные.

Мешают – отрицательные.

- Я приготовила три коробочки. На одной из них стоит знак +, на другой стоит , а на третьей - ?.

- Третья коробочка нам может и не пригодиться, пусть постоит на всякий случай.

- Давайте подумаем и разложим ваши карточки с чувствами по коробочкам. Положительные - в коробочку со знаком +, отрицательные – с-, а те которые могут и помогать, и мешать – их в третью коробочку с ?.

(Выясняется, что больше всего карточек в третьей коробочке с ?)

- Почему так?

- Что помогло Крошке Еноту подружиться с тем, кто живет в пруду?

III. Итог.

Латышский поэт Янис Райнис посоветовал всем вот что:

Улыбнись над своими горестями – горечь их исчезает.
Улыбнись над своим противником – исчезает его озлобление.
Улыбнись и над своим озлоблением – не станет и его.

- Я вам эти слова подарю на карточках. Пусть это будет в качестве шпаргалки: как надо поступать, если вы не будете знать, что делать в той или иной ситуации.