"Звездные войны" по теме "Классы неорганических соединений"

Разделы: Химия


Цель мероприятия: углубление и обобщение знаний учащихся о классах неорганических соединений. Анализ уровня усвоений знаний по данной теме.

Задачи:

  • образовательные: показать связь теоретических знаний и их практического использования
  • воспитательные: повысить интерес к предмету, добиться более глубоких и прочных знаний по химии, в частности по теме " Классы неорганических соединений ", своевременно и быстро откликаться на актуальные вопросы и события, воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, организаторские способности, дисциплину;
  • развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку, самостоятельность.

Форма проведения: игра

Оборудование: игровое поле для каждой команды. Можно использовать либо расчерченные листы ватмана, либо заготовку на интерактивной доске.

Ход мероприятия.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проводим мероприятие в форме занимательной игры. Все мы в детстве играли в морской бой. Сегодня мы тоже будем сражаться, только расстреливать будем космический корабль противника, а вопросы будут посвящены теме: “Классы неорганических соединений”. И так мы начинаем!

Подготовительный этап.

Класс делится на две группы. На доске вывешиваются 2 ватмана с игровым полем, также игровое поле можно расположить на интерактивной доске. Каждая команда строит свой корабль, который располагается произвольно на 7 клетках. Ниже приведены примеры построения корабля.

Право первого выстрела определяется с помощью жеребьевки. Для этого на доску вывешиваются 3 разноцветных шарика, или шарики так же могут быть изображены на интерактивной доске. Команда, ответившая первой на вопрос, получает право первого выстрела.

Вопрос: Необходимо определить какой шарик поднимется выше всех, если первый накачен метаном, второй - кислородом, третий – аммиаком.

Правильный ответ: Mr (СН4)=16; Mr (NН3)=17; Mr (O2)=32;

Выше всех поднимется шар, накаченный метаном.

Ход игры.

Команды производят первый выстрел согласно очередности и получают задания. Каждый следующий выстрел может быть произведен только в случае правильного ответа на поставленный вопрос. Если в ходе игры прозвучал не правильный ответ, то команда переделывает неверно выполненное задание. Право выстрела в этом случае команда не получает до тех пор, пока правильно не ответит на вопрос. Каждый член команды записывает решение на своем листе, т.к. в конце урока каждый ученик должен сдать отчет. В течение урока решение задания не рассматривается, озвучивается только ответ, но оценка ученику будет выставлена с учетом, представленного им решения. Место выстрела на игровом поле может помечаться цветом, или отличительным знаком, так же как и “пройденные” клетки, чтобы в ходе игры не возникало путаницы.

 Задание к игровому полю.

А 1 - дайте определение оксидов.
Д 1 - дайте определение оснований.
А 5 - дайте определение кислот.
Д 5 - дайте определение солей.

Б 1 – дайте классификацию оксидов.
Д 2 - дайте классификацию оснований.
Г 5 - дайте классификацию кислот.
А 4 - дайте классификацию солей.

В 1 – Оксид SiO2 – это …………. (кислотный) оксид, потому что ……………
Д 3 – Fe(OH)3 - это …………….(нерастворимое) основание, потому что ……………
В 5 – H2 SO4 -это …………………..(кислородсодержащая) кислота, потому что……..
А 3 – FeSO4 – это ……………………(средняя) соль, потому что…………………….

Г 1 – CuO – это ……………………….. (основной) оксид, потому что ……………
Д 4 – NaOH – это …………………………(щелочь), потому что……………………
Б 5 – CL- - это кислотный остаток …………………… (соляной) кислоты.
А 2 – Fe(HSO4)2 – это …………..(кислая) соль, потому что…………………

Б 2 – CuSO4 называется ………………………………….
Г 2 – HNO3 называется ……………………………
Г 4 – KOH называется …………………………………
Б 4 – K2O называется……………………………………………

В 2 – закончите возможную реакцию: SiO2 + H2O =……… ; SO3+ H2O =……… ;
Г 2 - закончите возможную реакцию: CuO+HCL=…………; CuO+ KOH= ………….;
В 4 - закончите возможную реакцию: CuSO4+HCL=…………; CuCO3+HCL=…………;
Б 3 - закончите возможную реакцию: SO3+ KOH =……… ; SO3+ Fe(OH)3 =……… ;

В 3 – Задача. При взаимодействии 40 г. гидроксида натрия с раствором серной кислоты, была получена кислая соль. Дайте название, полученной соли и рассчитайте ее массу.

(Правильный ответ: получен гидросульфат натрия массой 120 г.)

 Подведение итогов.

“Цена” каждого вопроса в баллах представлена в таблице.

Баллы подсчитываются для всей команды по следующей шкале:

Оценка “5” выставляется, если команда набрала от 9 баллов и выше.

Оценка “4” выставляется, если команда набрала от 7 до 8 баллов.

Оценка “3” выставляется, если команда набрала от 5 до 6 баллов.

Однако оценка ученику может быть ниже или выше командной оценки, т.к. учитывается его работа, которую он заполнял в течение урока и сдал как отчет в конце.

Результаты игры сообщаются учащимся на следующем уроке и выставляются оценки в журнал.

Мероприятия такого плана всегда вызывают бурный восторг у учащихся и желание активно участвовать в игре.