Методическое пособие "Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей"

Разделы: Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры.

“Изменения в социально-экономической жизни России на современном этапе её развития, – по мнению профессора А.Н.Ванеева, – потребовали переоценки ценностей” [10.99]. И главное, на что направлено образование в настоящее время, – это воспитание гражданина, формирование у ученика активной жизненной позиции.

В современном педагогическом образовании возрастает роль дополнительного образования, способного внести реальный вклад в построение нового гуманистического гражданского общества; образования, ориентированного на социальную гармонию и максимальное раскрытие творческого потенциала личности.

Дополнительное образование, как и составляющая его часть – Центр внешкольной работы, даёт возможность юному гражданину формировать и развивать свои творческие интересы и потребности. Ребёнок стремится с пользой реализовать своё свободное время. Именно поэтому он приходит в учреждение дополнительного образования, в центр внешкольной работы. Здесь деятельность данного социального института направлена на предоставление личности возможности для самореализации, самоопределения, самоактуализации, а также способности саморазвития и самовоспитания, что служит важному процессу социального воспитания подрастающего поколения. А социальное воспитание, подчёркивает К.С.Черевик, является одним из основных звеньев процесса социализации личности. “Социализация, – по определению учёных А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидуумом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации” [33, 332].

Ребёнку всегда интересно узнать новое. Ему не просто нужны знания, но и само участие в том или ином понравившемся деле. Вот почему он и выбирает себе дополнительно занятие в творческом объединении по своим интересам, потребностям. Это способствует повышению общей культуры учащихся, приобретению полезных знаний, умений, навыков, формированию ответственности за природное историческое целое, в котором они живут и которое ставит перед ними насущные вопросы современности. Дополнительное образование даёт возможность ребёнку больше узнать о земле, на которой он живёт, имя которой – Родина. А любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Народная культура – это живое дерево, у неё не только ветви, но и корни, и чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Поэтому мы должны стремиться докопаться до корней истории своего народа. А к истории можно относиться по-разному, но главное – её нельзя забывать. Прошлое необходимо знать не только для того, чтобы правильно соотносить роль и поступки отдельных людей, но и поколения в целом. Человек не может жить без прошлого, оно нужно ему, чтобы уяснить для себя связь и характер текущих явлений, понять, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. И сегодня особенно остро ощущается подобная связь. Прошлое и современность, выраженные в тесном взаимодействии материальных памятников, творческой деятельности человека, культурных традиций, волнуют нас, заставляют вновь и вновь обращаться к своим истокам. История культуры занимает важное место в нашем историческом прошлом, она связана с событиями в развитии науки, искусства, просвещения, литературы, театра, народных традиций, праздников и обрядов, отражает характерные черты своего времени. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Дополнительное образование детей является важным звеном в системе образования. Учреждения данного типа, как и центр внешкольной работы в частности, способствуют реализации целей нравственного воспитания юного поколения, формирования всесторонне развитой личности.

Глава I. Центр внешкольной работы – составляющая часть дополнительного образования.

1.1 Сфера дополнительного образования как своеобразное социально-образовательное пространство.

Дополнительное образование детей является значимым звеном в системе образования. Оно выступает важным фактором личностного развития детей, подростков и юношества, реализации и развития их творческого потенциала, социальной адаптации.

Дополнительное образование имеет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребёнком представлений о самом себе и окружающем мире.

Цель дополнительного образования состоит:

  • в оказании педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении;
  • в практической подготовке школьников к жизни и профессиональному самоопределению.

Функциями дополнительного образования являются:

  • гражданское воспитание учащихся;
  • до - и профессиональная подготовка воспитанников;
  • обучение досугу;
  • подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем;
  • формирование готовности к непрерывному образованию.

Отсюда главным смыслом дополнительного образования становится развитие у личности имеющихся задатков, склонностей, интересов, представляющих социальную ценность.

Основными задачами учреждений дополнительного образования являются:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создаёт органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, тем самым, создавая своеобразное социально-образовательное пространство.

Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.

Одним из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного образования детей является обеспечение образовательного процесса учебными планами и программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы дополнительного образования детей, определяют его содержание, уровень и направленность.

Деятельность учреждений дополнительного образования регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного 7 марта 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации.

Вывод: Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребёнка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны.

1.2 Основные направления деятельности учреждений дополнительного образования

Программы дополнительного образования ориентированы на широкий спектр познавательных потребностей и интересов детей. Они различны как по масштабу, педагогическим технологиям, возрастным ориентирам, так и по содержанию деятельности. Тем не менее, при всём содержательном многообразии практическая деятельность учреждений дополнительного образования опирается на следующие основные направления:

  • техническое;
  • эколого-биологическое;
  • художественно-творческое;
  • социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации;
  • спортивно-оздоровительное.

Техническое творчество осуществляется в специализированных детских образовательных учреждениях – центрах (например, центр внешкольной работы Волгодонского района) и клубах технического творчества, станциях юных техников, отделах техники в многопрофильных учреждениях. Оно имеет следующие ведущие направления:

  • техническое моделирование и конструирование;
  • научно-техническое творчество;
  • художественно-техническое;
  • информационных технологий.

Эколого-биологическое направление осуществляется через деятельность клубов и станций юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы.

Туристско-краеведческое направление условно разделяет сходные по содержанию формы вовлечения детей в познание окружающего мира и осуществляется в клубах туристов, юных историков, юных этнографов, археологов в школах и отделах многопрофильных учреждений. В основе туризма, как направления дополнительного образования лежит организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования. Краеведение предусматривает теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края. В процессе краеведческой работы расширяются знания (географические, этнографические, искусствоведческие, литературоведческие, исторические и др.). Данное направление развивает творческие способности детей в исследовательской, экскурсионной деятельности, что служит привлечению воспитанников к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.

Художественно-творческое направление носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Художественно-творческая деятельность осуществляется в кружках, студиях, школах, ансамблях, мастерских. Опирается на основы самодеятельного художественного творчества и включает в себя следующие виды:

  • музыкальное творчество;
  • театральное творчество;
  • хореографическое;
  • изобразительное;
  • декоративно-прикладное творчество.

Кроме этого, существуют разнообразные любительские объединения, направленные на общение с определённым видом искусства, а также на авторское творчество (клубы авторской песни и др.).

Направление социальной адаптации и профессиональной ориентации предусматривает:

  • социальную адаптацию и творческое развитие детей в образовательных комплексах школ раннего развития, создаваемых на базе домов и дворцов детского и юношеского творчества, центров досуга для детей и юношества;
  • социальную адаптацию и профессиональную ориентацию подростков, осуществляемую в таких структурах системы дополнительного образования как школы права, бизнеса, экономики, деятельность классов допрофессиональной педагогической ориентации, классов по подготовке учащихся к той или иной профессии (секретарь-референт, гувернёр и др.).

Вывод: Основные направления деятельности учреждений дополнительного образования дают возможность учащимся с пользой и творчески реализовывать свои способности. Деятельность данных учреждений способствует социальному воспитанию детей.

Глава II Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей

2.1 Центр внешкольной работы как социальный институт развития личности ребёнка

В системе учреждений дополнительного образования одно из важных мест занимает Центр внешкольной работы. И какое бы время мы не взяли: будь то прошлое или настоящее нашей страны, внешкольная культурно-досуговая и творческая деятельность всегда привлекала и привлекает детей.

Центр внешкольной работы, как общественный институт, даёт возможность ребёнку получить ту информацию, которая ему важна, интересна и необходима. Юный гражданин приходит в центр внешкольной работы с целью познания социально-исторического опыта, культуры, норм поведения, развития своих творческих способностей, удовлетворения своих потребностей. Именно через различные направления своей деятельности центр внешкольной работы сможет быть полезным для обучающихся в решении основных жизненных задач. Развивая творческие способности воспитанников, это учреждение так или иначе распространяет своё влияние на те или иные проблемы современности. “Социологи отмечают, что в последние годы заметно возрос интерес молодёжи к участию в движениях и инициативных группах, связанных с сохранением культурного наследия, с восстановлением престижа отечественной культуры. Ярким свидетельством тому является возросший интерес молодёжи к традициям, обычаям, фольклору, культуре в целом казачества Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири, Дальнего Востока”, – подтверждает В.Я.Суратов [44, 65]. Тяга к корням, своему прошлому всегда живёт в человеческом сердце. “Сейчас же наблюдается всплеск интереса к истории, к своей большой и малой родине”, – подчёркивает М.И.Веденятина [11, 20]. И способствуют этому различные направления работы Центра с детьми. Ребята стремятся полезно и интересно заполнить свое свободное от учебной деятельности время, свой досуг. В социально-педагогическом процессе воздействия на личность молодого человека для нас сегодня не безразличен вопрос её самореализации и в сфере досуговой деятельности. “Возможность полнее и разностороннее испытать себя в различных видах социально-культурного творчества открывается, на наш взгляд, преимущественно в досуговой деятельности”, – говорят о важности культурно-образовательного пространства В.А.Доброва и О.В.Осипова [36, 5].

Ребёнка влечёт к себе всё новое, неизведанное. Вот почему он с особым удовольствием приходит в центр внешкольной работы. Здесь ребёнок, участвуя в деятельности того или иного творческого объединения, проявляет себя как личность, индивидуальность. И здесь следует отметить то, что личность обучающегося раскрывается многогранно, в центре внешкольной работы происходит постоянное личное общение ребёнка и педагога, общение детей между собой, общение взрослых и детей. А всё вместе это способствует социальному воспитанию обучающихся. Ведь социальное воспитание, по определению социолога Ю.С.Борцова, является неотъемлемой частью процесса социализации личности. “Социализация имеет два аспекта: индивидуальный и общественный. С точки зрения отдельного индивида социализация обеспечивает его успешную адаптацию к жизни в обществе. Для общества в целом социализация выступает как механизм социального контроля, обеспечивающий целостность социума и противодействующий антиобщественному поведению”, подчёркивает Ю.С.Борцов [7, 109].

Вывод: Центр внешкольной работы по праву является одним из важных социальных институтов развития личности. Он имеет большое значение в жизни юного гражданина, учит ребёнка видеть и понимать окружающий мир, развивает творческие способности воспитанника. В деятельности центра внешкольной работы наиболее полно раскрывается социально-культурный потенциал обучающихся со всё более возрастающим творчески преобразующим началом.

2.2 Социокультурная среда Центра внешкольной работы – важный фактор социализации личности ребёнка.

Центр внешкольной работы для современного ученика – это образовательное культурно-досуговое учреждение, в котором интересно и комфортно ребёнку. Здесь обучающийся приобретает ту информацию, которую для себя считает востребованной. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких черт характера, как доброта, отзывчивость, а в подростковом – хорошо развиваются коллективистские черты поведения, стремление к самопознанию и самовоспитанию, а старшеклассники чрезвычайно отзывчивы на всё, что связано с поиском смысла жизни, самоопределением. Всё это должно, безусловно, учитываться в досуговой деятельности детей. “Понимание возрастной восприимчивости важно для того, чтобы привнести в духовный мир школьников каждого возраста ту информацию нравственного содержания, в которой они особенно нуждаются”, – подтверждает Ю.А.Гриханов [27, 33].

Свобода, процветание и развитие общества и личности является одной из основных ценностей человечества. Но обрести их можно лишь тогда, когда граждане располагают информацией и способны на основе её осуществлять свои демократические права и играть активную роль в жизни общества. А действенно участвовать в жизни общества и в развитии демократии гражданин сможет только при условии образования, которое служит удовлетворению его потребностей, равно как и свободного и неограниченного доступа к знаниям, идеям, культуре и информации.

Ребёнок, приходя в Центр, попадает в новый для него мир. Мир, который влечет его, так как юный гражданин испытывает потребность в этом учреждении. И от того, как будет организована деятельность Центра, как в первый раз встретит педагог ребёнка во многом будет зависеть то, придет ли этот ребёнок в следующий раз на занятие творческого объединения. Вся социально-культурная среда Центра должна служить для пользы обучающегося, являясь важным фактором социализации личности взрослого и, особенно, ребенка.

В современных социально-экономических условиях, когда происходят динамические изменения в природе и обществе, всей окружающей среде, возрастает объем информации, стремительно развиваются новые информационные технологии. “Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило, – по определению Н.И.Гендиной, Н.И. Колковой, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубовой, – смену модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течение всей жизни”. Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на приоритет развивающейся личности, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культурно-ориентационной: многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования” [13, 7].

Именно на преодоление противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения и направлена реализация идеи непрерывного образования. И, безусловно, в решении данной проблемы немаловажна и роль центра внешкольной работы. Ведь, занимаясь в том или ином творческом объединении, воспитанник получает образование, необходимое для него в современных условиях. И поэтому в Центре следует стремиться создать такие условия для ребёнка, чтобы он остался доволен не только тем, что узнал новое и интересное, но и отношением к нему педагога, всей культурной средой данного учреждения, ведь всё это служит процессу социализации личности воспитанника.

“Социализация предполагает процесс разностороннего познания человеком окружающей его социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы и включает социально-психологические механизмы, посредством которых достигается приобщение индивида к человеческой культуре”, – подчёркивают А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский [33,332] .

“Таким образом, – по мнению Н.И.Гендиной, Н.И.Колковой, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубовой, – и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования и повышение информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя, преподаватели и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи” [13, 7]. Центр, его социально-культурная среда, должны привлекать ребёнка, принося ему пользу в нужных для него знаниях, служить не просто средством общения педагога и учащегося, но и функционировать на основе диалога, взаимопонимания, сотрудничества. Этого требуют современные социально-экономические условия.

Социально-культурная среда Центра включает в себя как материальные, так и духовные ценности: это и рабочее место педагога и детей, и само помещение для занятий, внешнее и внутреннее оформление класса, технические средства, культурно-психологический климат. Важность воздействия социальной среды на личность, подчеркивает К.М. Хоруженко, отмечая то, что социальная среда – это “общественные, материальные условия, культурно-психологический климат, окружение человека. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием культурной деятельности человека социальная среда изменяется, в результате чего изменяются и сами люди” [48, 46]. Все это следует учитывать в работе с детьми в настоящее время, когда в обществе происходят кардинальные изменения.

Эти перемены, – отмечают Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубова, – коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты и практически всех областей жизни человека и общества. В эту эпоху зарождается новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество – это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко всему, что производится” [13, 9].

Именно поэтому так важно всё в работе Центра, как необходимо и воздействие на ребёнка социально-культурной среды учреждения. Так, говоря о самом здании, где проходят занятия, следует отметить то, что от того, каково оно, где расположено, удобно ли для ребёнка во многом будет зависеть, смогут ли сюда прийти воспитанники на занятия любимого творческого объединения. Само здание должно оказывать эстетическое воздействие на ребёнка. Внешнее и внутреннее оформление помещения должно радовать детей, вызывать положительные эмоции. Конечно же, приятно будет видеть обучающемуся, что здание красиво оформлено, режим работы творческого объединения удобен для воспитанников. Большое значение для учащихся, безусловно, имеет внутреннее оформление помещения. Никого из детей не оставит равнодушным необычный и интересный интерьер. Внутри класса все должно привлекать внимание ребёнка, служить важному процессу – социальному воспитанию обучающихся. Но первое, на что обращает внимание ученик, это рабочее место педагога, ведь главное для ребёнка – сам педагог. Аккуратный внешний вид педагога, его такт, приветливая улыбка – всё это располагает к себе воспитанника. Да и само рабочее место, где всё чисто, аккуратно, красиво, тоже оказывает воспитательное воздействие на ребёнка.

Внутреннее оформление Центра, сам творческий процесс – все это способствует социализации личности.

Умелое и уместное использование педагогом технических средств при проведении занятий, безусловно, послужит реализации поставленной при этом цели и выполнению намеченных задач.

Давая характеристику социально-культурной среды Центра, следует обратить внимание на то, что и особый микроклимат должен быть создан в этом досуговом учреждении. И именно от педагога, в первую очередь, от его профессиональных знаний и умений, душевных качеств будет зависеть культурно-психологический климат в данном учреждении. Умение общаться – одно из важных умений, которым должен обладать педагог. Общение – одна из составных профессиональной деятельности педагога. Практически ни в одном из социальных институтов человек не испытывает такой многогранности в общении, как в центре внешкольной работы. Характерными чертами детского общения, определяющими его специфику, является некоторая спонтанность, импровизационный, неформальный характер, многообразие ситуаций и тем, добровольность возникновения и развития контактов. Даже в стереотипные ситуации воспитанники творческих объединений могут вносить элементы, отражающие уникальность человеческой природы и взаимоотношений.

Вывод: Социально-культурная среда центра внешкольной работы оказывает положительное воздействие на воспитанника, являясь важным фактором процесса социализации личности ребёнка.

2.3 Значение традиций народной культуры в социальном воспитании ребёнка

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретённых и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразделимо связаны”, – определяет сущность культуры, народных традиций профессор К.М.Хоруженко [48, 228-229].

В наше сложное время, когда происходят радикальные изменения в обществе, особое место по-прежнему среди множества социально-психологических механизмов усвоения новым поколением опыта предшествующих поколений принадлежит народным традициям, потому что в них – ум, сердце, душа, без чего невозможно жить человеку.

Культурные традиции тесно связаны со средой и социально обусловлены. Многие из них возникли в силу объективных требований, которые закреплены и поддерживаются общественным мнением. В традициях проявляются специфические черты материальной и духовной культуры, сознания и психологических особенностей взаимоотношений с другим народом. Являясь элементом этнического самосознания, традиции выступают как коллективная социально-историческая память, они определяют общность переживаний, укрепляют чувство патриотизма, национальной гордости, любви к своей земле и роду. Академик Д.С.Лихачёв подчёркивал важность культуры и народных традиций, взаимосвязь культурных ценностей прошлого и настоящего: “Подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребёнок по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самоподавляющего явления, не существует. Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему” [26, 55-56]. Условия среды налагают свой отпечаток на народные традиции, так как могут способствовать или же не способствовать развитию традиций. Жизнедеятельность человека проходит в этнокультурных условиях только ему свойственной микросферы. Основополагающим в этом взаимодействии является передача и сохранение значимых элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению, так как традиция и есть передача, активное участие традиций в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности. Важнейшими функциями традиций являются: стабилизирующая, воспроизведения, интеграции, регламентирующая, социализирующая, ценностной ориентированности. Специфические функции традиций связаны с теми сферами жизнедеятельности человека, где традиции обретают свое бытие, а также с особенностями социально – культурного развития.

Длительный период тема традиционного культурного наследия являлась фундаментальной проблемой в становлении нового общества и культуры. После 1917 года была сформирована советская идеология в отношении к традициям и культурному наследию. Выделялись иногда даже законодательно следующие моменты в этой идеологии: 1) ориентация на формулу прогрессивных традиций; 2) разделение национальной культуры на буржуазную и социалистическую; 3) ориентация на запрет и изъятие народных традиций, отказ от средств народной педагогики; 4) переодевание традиционных достижений в новые идеологические одежды; 5) целенаправленное создание собственных традиций. Но время все расставляет по своим местам, невозможно искоренить то, в чем дух народа. Начиная с шестидесятых годов прошлого столетия стало меняться отношение к народной культуре, стали возрождаться народные ремесла, фольклор, но все же до девяностых годов считалось, что в России создана единая многонациональная культура. С начала девяностых во многих учебных заведениях обращается особое внимание на изучение народной культуры. Основными разделами изучения этнокультуры стали: 1) изучение территориальных особенностей; 2) истории; 3) ландшафта; 4) устного народного творчества; 5) обычаев (обрядов и праздников).

Жизнь народа характеризуется особенностями, которые отражаются в его культуре, где бы ни жил человек, будь то в городе или же в селе. Духовно- эстетические ценности – это высочайшее достижение народной культуры, это результат не одного индивида, а целого народа и многих поколений. Жизнь народа отражает единение всех элементов быта, начиная с дома. Нравственное же начало народной культуры неотделимо от народного сознания, от космического начала, переживания, добра, любви. Оно пронизывает жизнь народа, одухотворяя среду, воплощаясь в материальных и духовных образах народного искусства, отражается в методах и средствах воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому на Руси для человека всегда главным был дом. Но чтобы построить его, надо было правильно выбрать место, и выбиралось оно с позиций безопасности и единства с космосом, кроме этого – место ограждалось, что способствовало объединению нескольких домов, так возникли поселения. Назывались они: погост, село, сельце, займище. Они и стали основой развития сельской культуры. Города же появились на основе расширения погостов, их укрепления, которое происходило в связи с тем, что народные интересы заставляли людей сплачиваться. Появились пригороды, центром городов являлся град, вокруг которого существовали посады, посад разделялся на острог и поселок, а дальше шла слобода.

С образование и укреплением городов, сел произошло разделение на городскую и сельскую культуру, а в последствии – на профессиональную и традиционную. Основными чертами традиционной культуры стало сохранение самобытности в народном искусстве и сохранение своего культурного своеобразия. И особенным является сохранение отношения к природе. “Природа, – по мнению академика Д.С. Лихачёва, – по-своему “социальна”. “Социальность” её ещё и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь, социален и интеллектуален сам” [26, 17].

Первоначальный признак народной культуры – ее синкретизм, отражающий три формы бытия: культура, общество, человек. Каждый человек в этнокультуре равен целому, у всех одно имя, одни мифы, в которых наиболее сильно проявляются конкретные образы, ведь синкретизм культуры, по определению К.М. Хоруженко, – это понятие, “обозначающее одну из особенностей начальной стадии освоения мира человеком и состоящее в том, что изначально границы между художественными и нехудожественными (непроизвольной и произвольной) сферами человеческой деятельности были весьма расплывчатыми, неопределенными, неуловимыми, что и позволяет говорить о синкретизме культуры” [48, 440]. Один из важнейших признаков народной культуры – традиционный, все особенности бытия и быта, мифы и обряды, нормы и ценности были стабильны, жестки и нерушимы, то есть традиционными. Но постепенно во власть традиций проникают новые, инновационные традиции, формируются новые стереотипы культуры поведения, так создавалась общая этническая культура, в основе которой содержатся традиции прошлого, соединение их с будущим. Важным признаком традиционной культуры является идея существования центра периферии, но она предполагает нахождение в центре сакральных элементов, определенные нормы, ценности, представления о добре и зле, а также знания о действительности по поддержанию гармонии мира. Культура периферии – это повседневный быт, они взаимосвязаны через символику, образы, которые отражаются в быту, например: вышивка, узоры на домашней утвари, амулеты, костюмы. Так в традиционной культуре мир воспринимается как целое, а все вещи и явления полифункциональны, они определяют единство целого и частного.

Традиционная культура использует язык, миф, утварь, жилище, пищу, оружие как периферийные знаки культуры. Важнейшим средством передачи и сохранения всех элементов народной культуры является социально- историческая память. Она формируется через познание прошлого и передачу знаний в настоящее, она поддерживает непрерывную связь прошлых поколений с настоящим, способствует этнической эволюции, в этом ее огромная роль в развитии личности. Большое значение в сохранении и передаче элементов этнической культуры играют обычаи, ритуалы, обряды и праздники. Ведь вся духовная культура древних славян строилась на основании понятия “культ” – вера, обычаи, традиции, от которого и произошло само понятие “культура”. Культура насчитывает тысячелетия, и первичное понятие культуры было языческим, так как огромный пласт всех элементов языческой культуры перешел в культуру последующих религий. Многие ученые на протяжении длительного времени проводили исследование языческих обычаев, ритуалов, было доказано их большое практическое значение в развитии традиционной культуры. Они регулируют эмоциональное состояние, формируют и поддерживают чувство общности, помогают отдельному индивиду осознать свою причастность к определенному этносу, сохраняя ценностную ориентацию этноса, и являются составной частью механизма этнизации личности. Одно из значимых мест в народных традициях занимает ритуал, как сложившаяся в процессе исторического развития форма “символического поведения людей, строго установленного порядка обрядовых действий. В ходе длительного процесса ритуализации определенные модели поведения превращаются в независимые символы, которые становятся общепринятыми в культуре”, – отмечает К.М. Хоруженко [48, 420]. В традиционной культуре ритуалы играли важнейшую роль, так как они определяли само существование мира. Ритуал объединял человека не только с общностью людей, но и с природой, с космосом, духом предков, миром животных. Поэтому характерной чертой славянского язычества была вера в силы природы и космоса, в души умерших, тотем животного. Первым ритуалом, впоследствии ставшим обрядом, был ритуал захоронения. Для сжигания умерших у славян существовали определенные места – алтари. Они находились под открытым небом и имели форму круга, треугольника или квадрата, кроме этого, существовал еще и жертвенный костер. Древние славяне верили, что души умерших ассоциируются с дыханием, дымом, с животными, с живой природой. С ритуалом захоронения связан обряд поминания усопших и многие обычаи, самым важным днем считался день прилета жаворонков, так как наши предки верили, что именно эти удивительно красивые легкие птицы вбирают в себя души умерших, этот день назывался радуницей. “В России в радоницу приносят на кладбище лепешек, пирогов, крашеных яиц, вина и поминают покойников. Простые женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле вполовину очищенных два, три крашенных яйца и пирога кусок, или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят”, – отмечено в книге “Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия” [35, 55]. Это подчёркивает то, что наши предки всегда с глубоким уважением относились к памяти усопших.

Основу развития всех ритуалов, обрядов, обычаев у самых разных народов составляли жертвоприношения. Зарождающееся христианство воспринимает язычество славянских народов как чуждую религию. Принятие христианства на Руси в X веке привело к жестокой борьбе язычества и христианской религии. Эта борьба была продолжительной, она шла на протяжении нескольких веков и, в конце концов, язычество не было до конца уничтожено, что нашло отражение в русском православии, в настоящее время ведутся исследования по многим направлениям народной культуры. Языческие ритуалы способствовали развитию целого ряда религиозно-мифологических обрядов, которые впоследствии являлись составляющей частью народных праздников, религиозно-мифологические обряды становятся религиозными, то есть отражающими жизнь Иисуса Христа. Они вобрали в себя церковные законы, нормы, символы, построение ритуальных действий.

Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. В России издавна каждый народный праздник сопровождался обрядами, песнями, забавами. Само происхождение того или иного праздника, его содержание и цель отличается от церковных празднеств, потому что большая часть народных празднеств возникла во времена самого глубокого язычества. Вот, например, святки, нет ни одного такого празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет; здесь мы видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанными с некоторыми воспоминаниями о Спасителе мира – о Христе. Здесь в святках, бесспорно, к обрядам языческим принадлежат гадания, игры, наряды, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, а, кроме того, и славление – хождение детей и взрослых во время святок. Сколько веселья, доброты, сердечности здесь! Все это имеет огромное воспитательное значение. Народные праздники – это частица народной культуры.

Кроме того – огромна воспитательная роль и декоративно - прикладного народного творчества. “Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек, – по словам русского педагога В. А. Сухомлинского, – открывает прекрасное в самом себе [51, 1].

Создавалось народное искусство в основном селянами, а также ремесленниками и кустарями, которые трудились в сельском хозяйстве и занимались подсобными промыслами. “Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции, другие возникли на наших глазах, буквально в последнее десятилетие. Они весьма разнообразны. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира” [51,3-4]. Как прекрасны хохломская, городецкая, полховско-майдонская росписи, деревянная игрушка, ткачество! Дети с удовольствием мастерят игрушки и выполняют работу по росписи, тем самым приобщаясь к традициям народной культуры. А культура народа бесценна, сколько бы времени не прошло. И “к народным традициям, по словам А.Б. Салтыкова, должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать” [51, 127]

Народная культура – это источник народного искусства, фольклорного и декоративно-пркладного. А декоративно-прикладное искусство, по определению К.М. Хоруженко, значит много в социальном воспитании личности, так как “охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Декоративно-прикладное искусство играет важную роль в культуре народов мира, его произведения своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека; оно является постоянно действующим фактором эстетической организации среды и эстетического воспитания” [48, 121].

Народное искусство выступает важнейшим средством народной педагогики, так как формирует отношение к своему народу, языку, к миру, к окружающей природе. Особое место здесь принадлежит фольклорной культуре, так как она, подчёркивает К.М. Хоруженко, является отражением ценностей народного сознания: “В фольклорной культуре особым образом фиксируются различные противоречия и антиподы реальной жизни не только позитивного, но и негативного характера, относящиеся к общественным явлениям или к характеристике отдельных членов человеческого сообщества” [48; 516]. Фольклор имеет следующие виды: былины, сказки, песни, пословицы, поговорки, считалки и др.

Народ, создавая свою самобытную культуру, вкладывал в нее всю свою любовь к родной земле, стремился передать эту любовь последующим поколениям, надеясь на то, что молодым будет небезразлична судьба своей страны, полезно будет узнать нравы, обычаи, традиции своих предков

Вывод: Традиции народной культуры имеют огромное воспитательное значение в развитии личности, они дают возможность ребенку прикоснуться к неиссякаемому роднику народной мудрости, служат делу познания отечественной истории, “истории родного края, смысла национальной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла”, – отмечают В.А. Доброва и О.В. Осипова [36, 7].

2.4 Программа по социальному воспитанию детей

с целью приобщения их к традициям народной культуры в деятельности педагога Центра внешкольной работы.

К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой,
их надо осваивать.
А.Б.Салтыков.

Социальное воспитание детей с целью приобщения их к традициям народной культуры – актуальная, важная и интересная тема в деятельности педагога центра внешкольной работы. Ведь культура народа, народные традиции, как и с момента своего возникновения, так и в настоящее время, оказывают воспитательное воздействие на человека, способствуют социализации личности.

В новых социально-экономических условиях, когда в обществе возрастает интерес к традициям народной культуры, особое значение приобретает деятельность центра внешкольной работы. Ведь в Центре воспитанники имеют возможность выбрать любое направление, любое творческое объединение, где могут не только реализовать свои потребности, но и развивать свой творческий потенциал. И участие ребят в различных мероприятиях с целью приобщения к традициям народной культуры поможет юному гражданину узнать много нового и интересного по данной теме. А такое направление деятельности центра внешкольной работы, как туристско-краеведческое (исторический кружок “Быт и традиции хуторян”, руководитель – педагог Прокопенко И.А.) будет способствовать не только углублению знаний о народной культуре, её традициях, но и развитию творческих возможностей воспитанников. Кроме того, это будет способствовать эстетическому восприятию ребёнка и формированию собственного эстетического вкуса. Что, безусловно, важно, ведь эстетический вкус, по определению профессора К.М.Хоруженко, это “одновременно чувствительность к красоте и рассудительность; развивается через опыт общения с прекрасным” [48, 569].

Пояснительная записка

Современные учёные-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию воспитательного процесса.

Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы – одна из важных задач процесса социализации. И традиции народной культуры заключают в себе огромный воспитательный потенциал. А необходимым условием для развития творческих сил и способностей детей является их участие в активной деятельности. А чтобы эта деятельность была интересна и притягательна для детей, существуют творческие объединения. Именно творческие объединения центра внешкольной работы пользуются большим признанием детей, так как в рамках ТО создаются широкие возможности для общения детей друг с другом. Творческие объединения привлекательны для ребят и тем, что представляют собой добровольные объединения детей, действующие в интересах воспитанников. Каждый обучающийся, как личность, имеет возможность расширения круга своих интересов, ребёнок реализует свои творческие потребности. Следует отметить и то, что ТО даёт возможность и педагогу обратить внимание не только на решение общих задач, но и таких важных задач, как задачи духовного развития обучающихся, воспитание культуры речи и поведения, формирование активной жизненной позиции.

Интересно отметить и то, что воспитанники творческих объединений принимают активное участие в различных мероприятиях: и школьных, и библиотечных, и клубных, и хуторских, и районных, и областных.

Творческие объединения интересны для обучающихся не только реализацией потребностей, но и тем, что способствует насыщению детской деятельности общественно значимым содержанием. Сами воспитанники, являясь активными участниками выбранного ими объединения, привлекают в творческие объединения и других ребят. А всё вместе это способствует активизации деятельности воспитанника, служит благородному делу социального воспитания юного поколения.

Успех работы любого творческого объединения будет зависеть от многого: и от поставленных целей и задач, и от мастерства самого педагога, и от умения общения педагога и воспитанников, и от активности самих обучающихся. А разнообразные формы занятий, традиционные и нетрадиционные, дадут положительный результат деятельности творческого объединения, если будут учитывать психолого-возрастные особенности ребят, будут интересны, эмоциональны, полезны, научны.

Творческое объединение даёт возможность ребёнку глубже постичь исторический опыт человечества. Через экскурсии, народные детские игры, встречи с интересными людьми, выставки народного творчества, беседы, театрализованные представления и пр., участие в массовых мероприятиях происходит приобщение юного поколения к истории своей страны, к народной культуре и её традициям. Это помогает ребёнку узнавать глубже прошлое и понимать настоящее. Всё это трогает душу самого ребёнка и не оставляет равнодушным его детское сердце.

И только интересная форма и глубокое содержание того или иного занятия и мероприятия дадут положительный результат, если будут соответствовать творческому стремлению ребёнка и будут отражать саму жизнь. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, так как эта цель – сама жизнь.

Программные цели и задачи творческого объединения туристско-краеведческого направления Центра внешкольной работы по социальному воспитанию детей с целью приобщения их к традициям народной культуры.

Цели: 1. Воспитание творческого коллектива.

Портрет творческого коллектива:

  • сплочённое объединение детей;
  • общая цель – личность, свободная и открытая творчеству;
  • основа всего – традиции народной культуры;
  • совместное участие в занятиях и различных формах мероприятий по приобщению к традициям народной культуры.

Задачи воспитания коллектива:

  • содействие процессу адаптации к среде творческого объединения;
  • развитие активности, инициативы;
  • формирование знаний, умений и навыков творческой работы в различных формах мероприятий по приобщению к традициям народной культуры;
  • воспитание культуры поведения;
  • формирование эстетического вкуса.

2. Воспитание творческой личности.

Портрет творческой личности:

  • личность, реализующая свои творческие способности;
  • личность, осмысливающая своё место в окружающем мире;
  • личность, умеющая общаться;
  • личность, стремящаяся к гармонии с собой, с окружающим миром;
  • личность, способная к восприятию многообразия чувств и свободная в проявлении своих собственных чувств;
  • личность, стремящаяся воспитать у себя и окружающих эстетический вкус.

Содержание воспитывающей деятельности – социальное воспитание обучающихся с целью приобщения их к традициям народной культуры через разнообразные формы проведения занятий творческих объединений и участие воспитанников в массовых мероприятиях.

Исторический кружок “Быт и традиции хуторян”, руководитель – педагог Прокопенко И.А.

Цели: углубление знаний учащихся о быте и традициях народа; воспитание чувства уважения к народным традициям и сопричастности к этому благородному делу; развитие творческих способностей детей; воспитание эстетического вкуса; формирование нравственных качеств ребёнка.

Темы занятий:

Январь

  • Громкие чтения “Народная культура и её традиции”.
  • Экскурсия “Историческое прошлое хуторян”.
  • Посиделки “Русский народ: его обычаи, обряды, праздники”.

Февраль

  • Заочное путешествие “Народный быт”.
  • Громкие чтения “Народная поэзия – детям”.
  • Экспозиция “Народное творчество: тепло и мудрость прошлого и настоящего”.

Март

  • Вечер встречи с хуторянами “За чашкой ароматного чая поговорим о старине”.
  • Экспозиция “Наш хуторской быт”.
  • Литературная гостиная “Устное народное творчество – мудрость поколений”.

Апрель

  • Рассказ-интервью “История жизни моих бабушки и дедушки”.
  • Книжная выставка “В краю степных ковылей”.
  • Встреча с мастерами народного творчества “Наши умельцы – хуторяне”.

Май

  • Лекция-обзор “Издание книги В.П.Мельникова и С.Ю.Шендерук “Волгодонской район: история и современность” - знаменательное событие в культурной жизни района”.
  • Литературный вечер “Народные традиции в творчестве М.А.Шолохова”, посвящённый 100-летию со дня рождения нашего замечательного земляка М.А.Шолохова.
  • Тематический вечер “Они ушли на фронт, не долюбив, не докурив последней папиросы…”, посвящённый 60-летию Великой Победы.
  • Игра-путешествие “Лингводилижанс”, посвящённая Дню славянской письменности.

Июнь

  • Фольклорный час “Что за прелесть эти народные сказки!”
  • Громкие чтения “Пушкин – жемчужина русской поэзии”.

Июль

  • Экскурсия “Мир донской природы”.
  • Игра-путешествие “По страницам казачьих сказок”.

Август

  • Весёлый экспресс “Детские народные игры”.
  • Выставка детского творчества “Умелые руки”.

Сентябрь

  • Громкие чтения “Декоративно-прикладное искусство”.
  • Литературный час “Н.С.Сухоруков: страницы жизни и творчества потаповского поэта”.
  • Экспозиция “Художественная вышивка потаповских мастериц”.

Октябрь

  • Вечер встречи с мастерами народного творчества “Старина ты моя, далёкая и близкая”.
  • Литературная гостиная “Я иду по цветущему лугу…”, посвящённая творчеству новосибирского поэта А.В.Степанова, члена Союза писателей России, ныне жителя х. Потапов.
  • Литературный вечер “Народно-поэтический мир Сергея Есенина”, посвящённый 110-летию со дня рождения великого русского поэта.

Ноябрь

  • Посиделки “Старинные народные песни исполняем вместе”.
  • Выставка декоративно-прикладного творчества “Обыкновенное чудо”.
  • Огонёк “Тепло семейного очага, посвящённый дню матери.

Декабрь

  • Час полезных советов “В обыкновенном уметь увидеть необыкновенное”.
  • Круглый стол “Создание исторического уголка творческого объединения – интересное и актуальное дело”.
  • Конференция “Народная культура – неиссякаемый родник добра и мудрости”.

Участие воспитанников исторического кружка “Быт и традиции хуторян” в массовых мероприятиях

Цели: углубление знаний детей о традициях народной культуры; формирование интереса к народному творчеству и чувства сопричастности к этому благородному делу; развитие творческих способностей ребёнка и формирование у него желания создавать своими руками произведения народного творчества; способствовать проявлению индивидуальных способностей детей, инициативности и коллективизма; способствовать формированию личности, стремящейся к гармонии с собой, с окружающим миром; способствовать общению детей между собой, детей и взрослых, основанного на диалоге, взаимопонимании, сотрудничестве; воспитание эстетического вкуса.

Темы мероприятий:

Январь

  • Театрализованное представление “Новогодние превращения” (Потаповская сельская библиотека).
  • Викторина “Мой хутор Потапов” (Потаповская средняя школа).

Февраль

  • Экспозиция “Художественная вышивка” (Потаповская средняя школа).
  • Экскурсия “Народный быт” (Потаповская сельская библиотека).

Март

  • Литературная композиция “Милой и родной маме моей” (Потаповский СДК).
  • Выставка детского творчества “Умение творить прекрасное” (Потаповский СДК).

Апрель

  • Тематический вечер “Они ушли на фронт…” (Районная эстафета “Помним павших героев”, посвящённая 60-летию Великой Победы).
  • Конкурс творческих работ (Областной конкурс “Салют, Победа!”, посвященный 60-летию Великой Победы).

Май

  • Поэтическая композиция “Вечные огни”, посвящённая церемонии вручения высокой государственной награды ветеранам-потаповцам в честь 60-летия Великой Победы (Потаповский СДК).
  • Книжная выставка “60-летие Великой Победы!” (Потаповский СДК).
  • День открытых дверей “Хвала тебе, Библиотека!”, посвящённый 10-летию Всероссийского Дня библиотек (Потаповская сельская библиотека).

Июнь

  • Литературно музыкальная композиция “Тема Родины в поэзии потаповского поэта Н.С.Сухоносова (Областной фестиваль “Струны души).
  • Экскурсия “Быт и традиции наших потаповцев” (Областной фестиваль “Струны души).
  • Экспозиция “Предметы народного быта” (Областной фестиваль “Струны души).
  • Выставка народного творчества “Золотые руки хуторян” (Областной фестиваль “Струны души).

Июль

  • Экскурсия “Как рождается домотканое полотно” (Потаповская сельская библиотека).

Август

  • Вечер встречи с мастерами художественной вышивки “Волшебные узоры” (Потаповская сельская библиотека).

Сентябрь

  • Экспозиция “Декоративно-прикладное творчество наших хуторян” (Потаповская средняя школа).
  • Выставка народного творчества “Народные традиции в творчестве хуторян”, посвящённая 165-летию хутора Потапов и 35-летию народного казачьего Потаповского хора (Потаповский СДК).

Октябрь

  • Выставка народного творчества “Наши умельцы хуторяне”, посвящённая Дню выборов 2 октября 2005 года (Потаповский СДК).
  • Экспозиция “Народный казачий быт” (Потаповский СДК).

Ноябрь

  • Экскурсия “Прошлое и настоящее наших замечательных хуторянок”, посвящённая Дню матери (Потаповская средняя школа, Потаповский СДК).
  • Выставка народного творчества “Обыкновенное чудо” (Потаповская средняя школа, Потаповский СДК).
  • Литературная композиция “Самые добрые слова – маме моей” (Потаповская средняя школа, Потаповский СДК).

Декабрь

  • Выставка декоративно-прикладного творчества “Мастерство – это красота и умение (Потаповская сельская библиотека).
  • Выставка декоративно-прикладного творчества “Домотканые изделия” (Потаповский СДК).
  • Выставка детского творчества “Мастерим вместе – родители и дети” (Потаповская сельская библиотека, Потаповский СДК).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное воспитание ребёнка – это приобщение его к культурным ценностям прошлого и настоящего. В этом важном процессе ведущая роль принадлежит образованию. Школьная деятельность учащегося и то время, которым он располагает вне школы, дают возможность ребёнку самореализоваться, и здесь одно дополняет другое. Ведь от того, как будет организовано внеурочное время ребёнка, во многом, возможно, будет зависеть и то, кем станут юные граждане нашей страны, какое место во взрослой жизни для себя найдут. Досуговое пространство значит много в жизни ребёнка, потому что способствует всестороннему развитию способностей и дарований личности. Юное поколение нашей страны, как отмечает В.Я.Скуратов, занимает не только значительный количественный удельный вес, оно – будущее нашей страны, и степень его влияния на все сферы жизни во многом будет зависеть от радикального решения вопросов о дополнительном образовании детей. “Каждое уважающее себя государство должно заботиться о собственном будущем. И чем больше развито общество, тем больше возможностей оно предоставляет для того, чтобы реализовывать творческий потенциал молодых людей”, – подчёркивает В.Я.Суратов [44,39]. Юные граждане, познавая окружающий мир, серьёзно задумываются не только о выборе своего жизненного пути, но и целенаправленно и сознательно формируют свой характер, своё мировоззрение. И в этом познавательном процессе большое значение, безусловно, имеет дополнительное образование в целом и центр внешкольной работы, как одно из его немаловажных звеньев. Учреждения дополнительного образования, центр внешкольной работы являются социальным институтом развития личности ребёнка. Социальное воспитание с целью приобщения детей к традициям народной культуры – один из важных вопросов деятельности творческих объединений центра внешкольной работы туристско-краеведческого направления. Народная культура даёт возможность ребёнку прикоснуться к сокровищнице народа, народному искусству.

“В наши дни главными стали духовная и эстетическая – “праздничная” функция народного искусства, оно переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда”, – подчёркивает Л.В.Шевчук важность народной культуры и традиционного искусства в воспитательном процессе личности [51, 3].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1985.

2. Азбука психологии: психология познания. Учебно-метод. пособие./Сост.Е.И.Рогов.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.

3. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.

4. Бегство от скуки: Рассказы об интересах и увлечениях. – Ростов-на-Дону: Рост. кн. изд-во, 1989.

5. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. – М.: Дет. лит., 1980.

6. Библиотека русского фольклора: Былины./ Сост. Ф.М.Селиванов. – М.: Советская Россия, 1988.

7. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

8. Большой энциклопедический словарь /Под ред. А.М.Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. – С.-Петербург: Норинт, 2001.

9. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. – Спб: Профессия, 2004. – 304 с.

10. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика. – Спб: Профессия, 2004.

11. Веденяпина М.И. Пушкинская библиотека: вчера, сегодня, завтра.// Библиополе. – 2004. – № 1.

12. Генкин Д.М. Массовые праздники. – М.: Просвещение, 1975.

13. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Я., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003.

14. Гриханов Ю.А. Что нужно каждому знать о библиотеке/ М.: Книга, 1997.

15. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.

16. Даль В.И. Энциклопедия русского слова.– М.: Эксмо, 2002.

17. Домострой /Сост. вступ. ст., пер, и коммент. В.В.Колесова; Подготов. текстов В.В.Рождественского, В.В.Колесова, М.В.Пименовой. – М: Сов. Россия, 1990.

18. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. – М.: Профиздат, 1983.

19. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. – М.: Просвещение, 1989.

20. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Профиздат, 2002.

21. История мировой культуры /Под ред. Г.В.Драч. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

22. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – М.: Высшая школа, 1990.

23. Конституция Российской Федерации. – Спб: Регата, 2000.

24. Круглый год: русский земледельческий календарь /Сост., вст. ст. и примеч. А.В. Крыловой. – М.: Правда, 1991.

25. Линкова И.Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения.-2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.

26. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. – 2-е изд., доп. – М.: Советская Россия, 1984.

27. Массовая библиотека: Теория и практика. Сборник / Рос. гос. б-ка. Ред-сост. Ю.А.Гриханов. – М., 1993.

28. Массовая библиотека на пути перемен: Методические рекомендации. /Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина; Ред.-сост. A.M. Еремина. - М., 1990.

29. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. – Волгодонск: ЗАО “СКФ”, 2005.

30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001.

31. Педагогика /Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Профиздат, 2002.

32. Прекрасное – своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. – М.: Дет. лит., 1989.

33. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.

34. Розанова Е.Г. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры. – М.: РОСМЭН, 2000.

35. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. – Симферополь: Соратник, 1992.

36. Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях. Вып. 2: Участие библиотеки в возрождении, развитии культурного наследия: Методические рекомендации /Рос. гос. б-ка; Сост. В.А. Доброва, О.В.Осипова. – М.: Либерия, 1997.

37. Скуднова Т.Д. 50 имён из истории отечественной педагогики. – Таганрог: Икар, 2000.

38. Сковозников В.Д. К понятию “пушкинской традиции” (Пушкин и поздний Жуковский)// Русская словесность. – 2001. – № 6.

39. Сохраняя традиции, искать новое // Библиотека.– 1996.– №6

40. Степанов А.В. Строго между нами. – Чулым: Нива, 1997.

41. Степанов А.В. Одолень-трава. – Чулым: Нива, 2000.

42. Степанов А.В. Запах чёрной смородины. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

43. Суглобов Г.А. О свычаях – обычаях и религиозных обрядах. – М.: Советская Россия, 1987.

44. Суратов В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности: Учебное пособие/ Санкт – Петербургский гос. инс-т культуры: С. – Петербург, 1992.

45. Сухоносов Н.С. На повороте судьбы – Цимлянск: Придонье,1998.

46. Сухоносов Н.С. Позывные любви. – Волгодонск: Волгодонское полиграф. объедин., 1999.

47. Тихомиров И.И. Художественная литература в помощь нравственному воспитанию читателей// Нравственное воспитание читателей/ Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина. – М., 1985.

48. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

49. Чечётин А.И. Искусство театральных представлений. – М.: Советская Россия, 1988.

50. Черевик К.С. Социальная политика: Учебно методическое пособие – Таганрог: Изд-во Е.А.Кучма, 2001.

51. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.

Приложения

Роль Центра внешкольной работы в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры (Краеведческий кружок “Быт и традиции хуторян”, руководитель Прокопенко Иван Александрович)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Шмыдко А.А., старший преподаватель кафедры
“Педагогика и психология” ТГПИ, кандидат
педагогических наук
Омельченко А.В., педагог, директор Центра
внешкольной работы Волгодонского района

За текстом приложения просьба обращаться к автору статьи.