Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников в процессе преподавания предмета "Технология" в межшкольном учебном комбинате

Разделы: Технология


Подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации, – одна из важнейших задач современной школы. Образовательная область «Технология» призвана стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности. Она должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.
Именно в рамках часов технологии учащиеся старшей школы могут получить возможность:

  • освоить программы профессиональной подготовки;
  • пройти профессиональные пробы в сфере будущей профессиональной деятельности;
  • получить наиболее полное представление о структуре современного производства;
  • познакомиться с современными технологиями;
  • получить или развить навыки решения изобретательских задач;
  • приобрести знания, умения и навыки, необходимые старшеклассникам для успешного построения будущей профессиональной карьеры;
  • научиться находить и анализировать информацию о рынке образовательных услуг и т.д.

Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому важнейшей целью учителя технологии является создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования и типами образовательных учреждений. Это поможет старшеклассникам осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.
Важнейшими целями технологической подготовки являются формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, формирование информационной компетентности, готовности к постоянному профессиональному образованию и самообразованию,  возможности перемены труда. Кроме того, сегодня ни у кого уже не возникает сомнений по поводу значимости подготовки инженеров для различных отраслей народного хозяйства. С возрождением и развитием отечественной промышленности в обществе возрастает потребность в представителях инженерных специальностей, а у выпускников школ и их родителей соответственно растет интерес к названным специальностям.
Ресурсы межшкольного учебного комбината Дзержинского района г.Волгограда материальные (6 компьютерных классов, информационный центр, издательская группа, медиатека, постоянный выход в Интернет, швейная и деревообрабатывающая мастерские, автошкола, мастерская-парикмахерская, учебная лаборатория кулинарного профиля); кадровые и научно-методические позволяют эффективно осуществлять реализацию технологической подготовки учащихся как на базовом, так и на профильном уровне.
Допрофессиональная и профессиональная подготовка в МУК ведется более чем по 20 специальностям. В их числе такие как:  «оператор ЭВМ», «бухгалтер», «техник информационно-вычислительного центра», «столяр», «портной», «повар», младшая медицинская сестра по уходу за больными», цветовод (флорист)» и др.К 2006-2007 учебному году за счет часов регионального компонента был разработан пакет программ с общим названием «Технологические основы профессий», куда включены более 16 специальностей.
По нашему мнению, для успешного осуществления технологической подготовки учащихся в старшей школе необходимо ее эффективное методическое и дидактическое обеспечение.
К методическому обеспечению мы относим:

  • рабочие программы по технологии для 10-11 класса, составленные на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования, прошедшие экспертизу Комитета по образованию Администрации Волгоградской области и опубликованные издательством «Глобус» в 2008 году;
  • программы элективных курсов по технологии, предназначенные для знакомства учащихся с основами профессиональной деятельности по различным специальностям, с основами проектной деятельности и методами развития творческих способностей;
  • методические рекомендации, разработанные авторским коллективом по всем темам программы.

Дидактическое обеспечение  представляет собой:

  • учебные компьютерные презентации по всем разделам программы;
  • видеоматериалы;
  • компьютерное тестирование.

Учебные компьютерные презентации на уроках технологии в старшей школе позволяют использовать такие преимущества как:

  • наглядность;
  • визуализация объектов, явлений, процессов;
  • обеспечение образного оснащения изучаемого материала;
  • создание зрительной опоры для восприятия вербальных сообщений;
  • ускорение темпа учебных действий;
  • оперативность информации (возможность быстрой смены демонстрируемого материала);
  • мотивация (за счет визуализации, а также за счет эмоционального фона);
  • повышение информативной емкости учебного материала.

Использование специально подобранных видеоматериалов, наглядно иллюстрирующих примеры конкретного использования современных перспективных технологий, технологий индустриального и агропромышленного производства, сервиса и социальной сферы, природоохранных технологий, также представляется нам необходимым для успешного  осуществления технологической подготовки.
В заключение хочется отметить, что предмет технология, на наш взгляд, играет важную роль в формировании готовности учащихся к жизнедеятельности в современном быстро развивающемся мире, однако то количество часов, которое отводится на его изучение не достаточно для решения таких важных задач и выполнить их можно только при условии хорошего дидактического обеспечения.