Урок по истории России в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Закрепиться  у учеников общее представление о предках славянах.
  • Познакомиться с племенами  соседей, окружавших племена славян.

Оборудование урока:

  • карта Восточные славяне и их соседи (атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI  века)
  • мультимедийное оборудование
  • карточки-задания для проверки домашнего задания

План урока:

  1.  Проверка домашнего задания по теме: Восточные славяне.
    • Блиц
    • Загадки с картинками
    • Письменные загадки
  2. Изучение новой темы, используя карту схему.
    • Карта схема, заполняемая с учителем
    • Карта схема, заполняемая самостоятельно при помощи учебника.
  3. Объяснение домашнего задания.

1.  Вступительное слово учителя

На прошлом занятии мы познакомились со славянскими племенами, их обычаями и нравами. Повторим домашний материал, используя блиц-опрос и карту:

Ученики отвечают, а желающий ученик показывает на карте месторасположение племени. Правильные ответы учеников приведены в скобках.

А) Большую часть Европы и значительную часть Азии населяли племена , говорившие на одном языке. ( индоевропейцы)
Б) Через четыре тысячи лет тому произошло выделение племен (балтославянские)
В) К   V веку племена разделились ( балтов и славян)
Г)  В V веке славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. ( три ветви – западную, восточную, южную)

Учитель:  Вспомним особенности быта и нравов славян. В качестве вопросов предлагаются иллюстративные загадки. Загадку нужно отгадать и прокомментировать известной вам информацией из учебника, энциклопедии, Интернета.
Мультимедийная презентация (Приложение 1)

Слайд Вопрос учителя Примерный ответ ученика
№1 Стихотворение – характеристика славян.  
№2 Эти люди отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них русые  волосы, румяное лицо и серые глаза Славяне.
№3 Жили в домах,  стены которого,  делались из дерева. Внутри дома скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Дом-полуземлянка.
Дом
№3 Обычно селились по берегам рек и озер, потому что Занимались рыболовством
Река служила природной защитой от врагов и животных.
№4  Очень часто славяне ходили в лес, что позволяло Охотиться
Собирать ягоды и грибы
Бортничество
№5 Орудия труда, которые кормили славянина целый год Соха и борона
Переложная система
Подсечно-огневая система
№6 Орудие труда, которое могло пригодиться во время жатвы Серп
№7 Занятие людей, которые позволяли, есть из посуды, и стрелять железной стрелой Гончарное ремесло
Кузнечное дело
№8 Заботились славяне и своей души и к богам обращались, в этом им помогали специальные люди Волхвы или кудесники
№9 Священное место, где славяне совершали свои обряды
Изображение бога
Капище
Идол
№10  Бог -повелитель ветра.
А в виде этого существа славяне представляли души умерших детей и утонувших женщин 
Стрибог
 Русалка
№11 Бог молнии и грома (войны и оружия) Перун
№12 Управление Старейшина
Вече
Народное ополчение

Учитель: Во время просмотра презентации и отгадывания загадок мы повторили все новые слова, которые встретились вам в домашнем параграфе. Проведем письменную работу на закрепление материала. (Приложение 2). На проведение письменной работы отводится 5 минут.

2.  Изучение нового материла:

Учитель: Для изучения вопроса о соседях славянских племен нам необходимо начертить схематическое месторасположение географических объектов.

Идет рассказ учителя, какие народы где располагались и ученики на листе А-4 чертят карту схему месторасположения народов соседей-славян. (Приложение 3)

Учитель:

1.Славяне занимали Восточно-Европейскую равнину. Продвигались славяне мирно и этот процесс называется – Колонизация.
2. На северо-западе возле Балтийского моря - балты.
3. На северо-востоке лесные жители- финноугорские племена.
4. В VI  на Балканах появляются авары
5. В  VII  от Кубани до Днепра часть булгар на Волгу и Каму, часть  в Европу.
6. В  VII  в Нижнем Поволжье – хазары.

Практическая работа

Задание-инструкция для учеников, которая записывается в тетрадь и на доске.

На схематическую карту нанести:

– название государства, города-столицы соседних племен
– подписать религию, которую исповедовали соседние племена
– написать занятия соседей

В зависимости от времени на уроке эту работу можно выполнить на уроке, а можно разбить на части: например государство и города-столицы нанести на карту в классе, а остальное выполнить дома.

Учитель: Итог:  восточнославянские племена жили в окружении многих народов.
народы  оказывали разное влияние на славян.

Домашнее задание на размышление:

– Какое влияние оказывали на славян племена?

Литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.Москва, Просвещение, 2007
  2. Е.В.Симонова Поурочные разработки по истории России.к  учебнику А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России» 6 класс, Москва, Экзамен, 2006г